АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2009-07-23 Вадим Штепа
Новая Европа или провинция империи?

Неделю назад польская «Gazeta Wyborcza», а за ней сайты многих европейских СМИ опубликовали открытое письмо 22-х бывших лидеров стран Центральной и Восточной Европы к администрации президента США Барака Обамы. Под ним подписались и такие исторически-символичные деятели, как Лех Валенса и Вацлав Гавел.

По тону это письмо местами напоминает сцену ревности из дамского романа:

«Если бы не видение и лидерство Вашингтона, вряд ли бы мы сегодня были в НАТО или даже в ЕС… Мы являемся голосами «атлантизма» в НАТО и ЕС… Однако, двадцать лет спустя после окончания «холодной войны», мы видим, что страны Центральной и Восточной Европы более не лежат в основе американской внешней политики. Для многих связи с ЕС кажутся сегодня более значимыми и важными, чем отношения с Соединенными Штатами».

Конечно, давний «развод» этих стран с навязавшим им себя советским «супругом» вполне понять можно. Как и их опасения его «правопреемницы», которая вновь схватилась за энергодубинку и голосит порою пугающе-узнаваемым имперским басом… Неслучайно именно по инициативе этих стран была принята так возмутившая Москву резолюция ОБСЕ, приравнявшая сталинизм к нацизму. Ибо советская оккупация (которую в нынешней РФ сами охотно отождествляют с российской) была для них даже хуже гитлеровской – поскольку растянулась на целые десятилетия, когда «освободители» превращали эти страны в местные филиалы ГУЛАГа и колхоза.

Российские нео-имперцы, пытаясь обелить и оправдать советскую оккупацию Восточной Европы, в действительности оказывают медвежью услугу русскому народу. Именно эта оккупация и подавление «оранжевых революций» той эпохи вызвали там нарастание русофобских настроений. Они сохраняются и поныне – те, кто бывает в этих странах, наверняка замечали их отголоски. Открыть новую историческую страницу можно было бы решительным и честным заявлением – что русские сами были жертвами коммунистической империи, но отныне намерены выстраивать равноправные отношения с соседями. Однако вместо этого у части нынешних русских наблюдается своего рода «стокгольмский синдром» – они начинают отождествлять себя с коммунистическим режимом и доказывать восточноевропейцам его прелести. Сами, впрочем, уже не особо желают жить при коммунизме, но считают, что восточноевропейцы должны быть им за него благодарны. Такие вот парадоксы имперской логики…

В постсоветские годы восточноевропейские страны охотно примерили на себя бренд «Новой Европы». Он отличал их и от «Старой», Западной Европы и от России, также провозгласившей себя «Новой». Их экономические реформы привели к массовому воссозданию среднего класса (в отличие от российского ограбления своих граждан). А в политике эти только что освободившиеся страны выглядели даже более свободными, чем западноевропейская «родина либерализма» с ее диктатурой левых политкорректоров.

Словом, в Восточной Европе имелись все предпосылки к появлению нового и оригинального цивилизационного проекта, отличающегося от других мировых игроков, слишком уверенных в своей непреходящей исторической значимости. Но (возможно, в этом сказалась многолетняя зависимость от восточного соседа?) вместо развития собственной идентичности там просто предпочли поменять шило на мыло и делегировали свою самостоятельность «новому хозяину», западному.

Хотя могли бы вспомнить, что Запад в лице США и Великобритании в Ялте-1945 уже однажды сдал их наступающему СССР, не пожелав отстаивать их демократии и ссориться с грозным «дядей Джо». Пока они сами в лице восточноевропейского сообщества не желают быть самостоятельным субъектом мировой политики, они так и останутся пешками в чужих играх. Даже если играть ими уже устали, как дипломатично намекнул человек с интересной фамилией Кроули…

Подписанты этого письма призывают США «играть серьезную роль в Европе», вместо того, чтобы ее начали играть их собственные страны. И особенно их заботит судьба американских противоракет, они просто-таки умоляют Обаму разместить их на своей территории.

Видимо, они еще не поняли, что новый американский президент – человек уже постимперского мышления, о котором он недавно говорил:

«К несчастью, однако, порой возникает ощущение, что верх берут старые предрассудки, старое мышление – концепция могущества, коренящаяся в прошлом, а не в будущем... Ушли те времена, когда империи играли другими суверенными государствами, словно фигурами на шахматной доске... Потому что будущее не принадлежит тем, кто выводит армии на поля сражений или прячет ракеты под землю – будущее принадлежит образованным молодым людям, наделенным воображением и способностью творить. Вот в чем источник силы в новом столетии».

А восточноевропейские отставники жалуются на приход такого – творческого, но «более реалистичного» в новом веке поколения – и (надо же!) позволяют себе осторожно покритиковать США:

«В Вашингтоне происходят сходные изменения в то время, как многие лидеры и личности, с которыми мы работали и на которых рассчитывали, уходят из политики».

Ну конечно, они рассчитывали на то, что американским президентом станет Джон Маккейн – с привычной, как Берлинская стена, «геополитической биполярностью» в голове. А тут (какая незадача для абсурдиста Гавела и рабочего вождя Валенсы!) мир оказался более сложным и многообразным…

«У нашего региона не существует традиции принимать на себя более глобальную роль», – утверждают они, опровергая и самих себя в истории, и заодно унижая всех восточноевропейцев, чьими восстаниями и жертвами эта стена и была сметена…

Вместе с ними это письмо подписал и Валдас Адамкус, который в последние дни своего президентства успел устроить пышное празднование 1000-летия Литвы. А портал DELFI напомнил, что историческое Великое Княжество Литовское как раз и воплощало собой «традицию принимать на себя более глобальную роль». Вот бы о чем следовало не забывать в Вольном городе, весьма кстати в этом году ставшем европейской культурной столицей.

ВКЛ и было прообразом такой Новой Европы. Эта балтославянская цивилизация, многоэтническая и надконфессиональная, являлась особым и самостоятельным субъектом между романо-германским Западом и евразийской Московией. Эта миссия была парадоксальным образом продолжена даже в коммунистическую эпоху, когда маршал Тито создавал Движение Неприсоединения. А сегодня на этот путь пытается вырулить и батька Лукашенко!

Разумеется, речь не идет о возведении каких-то новых «стен» между РФ и ЕС. Напротив, сегодня они сами их между собой реставрируют, тогда как Восточная Европа их бы как раз разрушала. Она вполне могла бы стать широким Балтийско-Черноморским сообществом – подобным тому, как давно уже существует Северный совет, определяющий самостоятельную политику скандинавских стран и трансрегиональное сотрудничество с их соседями. Глобализация вообще означает не какую-то «унификацию» (как изображают ее недалекие сторонники и противники), но напротив – именно возрастание глобального многообразия, «глокализацию»

Авторы же письма заокеанскому «хозяину», увы, показали, что сами они не являются хозяевами истории своих стран, а готовы лишь на роль провинциальных вассалов империи. Но какая разница, какой именно?

Вадим Штепа