АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 29 марта 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Путешествие в Вольный город
2008-08-04 Вадим Штепа
Путешествие в Вольный город

Название этого города происходит от «воли» (Вильно, Вiльня, Wilno, Vilnius). Этимология, возможно, спорная – впрочем, как и сама его история. Многие народы считают его изначально «своим» – хотя во времена Великого княжества Литовского еще просто не было современного национального разделения. Синтез разделившихся впоследствии культур чувствуется здесь и поныне. В Старом городе православный монастырь едва ли не сливается воедино с католическим храмом. Впрочем, в молодежно-музыкальных кругах популярен даже еще более древний синтез, восходящий к Перуну-Перкунасу…

На улицах звучит – также порою сливаясь друг с другом – литовско-русско-польский трилингвизм. Чаще всего вам запросто ответят на том языке, на котором вы обращаетесь. И как дурная хмарь слетает московская телепропаганда о том, что здесь-де «не любят русских». Литва вообще гораздо позитивнее решила вопрос гражданства, чем другие балтийские страны, просто предоставив его в начале 1990-х всем постоянным жителям вне зависимости от национальности. Это тогда называлось «нулевой вариант».

Впрочем, литовцам, наверное, это было сделать проще, чем латышам и эстонцам. Ибо русскоязычное население Литвы не превышает 5% (в отличие от почти половины в Латвии). Да и те в той или иной степени владеют литовским языком (кстати, одним из древнейших индоевропейских). Российских патриотов, которых напрягает это вежливое требование к гражданам знать государственный язык, было бы интересно спросить об аналогии: готовы ли они сами предоставлять гражданство России мигрантам с Востока, не знающим русского языка? Хотя у них, наверное, логика иная: «нам, русским за границей, иностранцы ни к чему» (БГ).

У литовцев, конечно, есть основания быть сдержанными к восточному соседу. Жертвами советской оккупации здесь стало более 350 тысяч человек – то есть каждый десятый. Советские «освободители» действительно постарались «освободить» Литву от ее национальной элиты, уничтожив или выслав в Сибирь тех, кто желал жить и мыслить по-своему, вне всеобщего «колхоза»… На бывшем здании КГБ в центре Вильнюса (где, кстати, во время войны размещалось гестапо) выбиты имена жертв геноцида. Теперь там музей. Будет ли когда-нибудь произведен такой же «редизайн» здания московской Лубянки?

Возможно, эта литовская сдержанность по отношению к России сегодня бы уже исторически исчерпалась – если бы у нас не началась известная реставрация советско-имперского мировоззрения. А ведь когда-то Ельцин вполне находил общий язык с лидерами балтийских стран, подписывая с ними прямые межреспубликанские договоры, – чем фактически и сокрушил горбачевскую «вертикаль». Но при Путине исторический маятник двинулся в обратную сторону – Россия так и не стала новым государством, умеющим уважать независимость своих соседей, а осталась именно «правопреемницей СССР», считающей этих самых соседей какими-то «отщепенцами».

Во многом под влиянием этой реставрации литовский Сейм недавно принял другой «нулевой вариант» – нашумевший закон о запрете оккупационной символики: одновременно советской и нацистской. На литовском портале RU.DELFI.LT я уже высказал свой критический комментарий к этой антиутопической методике – когда главным орудием свободы становятся запреты. И в ходе своего визита поинтересовался подробностями этого закона. Оказывается, он никоим образом не запрещает любую символику – но используемую частным порядком. Этот закон касается лишь массовых политических акций.

Впрочем, тут россиянам вновь неплохо бы оглянуться на себя – и представить такую историческую виртуальность: вашу страну на 50 лет оккупировал коммунистический Китай, но вот оккупантов заставили уйти. Как вы отнесетесь к демонстрациям некоторых сограждан, которые ностальгически размахивают китайскими флагами и заявляют, что независимость вам не нужна?

Однако вполне реальный парадокс, похоже, происходит с самой российской властью, которая одновременно запрещает нацбольскую символику как «экстремистскую», а когда то же самое делает Литва – называет такое решение «русофобским». Вы уж как-нибудь сами с собой разберитесь сначала – прежде чем свысока учить Литву правильно понимать ее национальные интересы (этими поучениями заканчивается думское заявление от 2 июля).

Но, по большому счету, Литва (как и многие другие страны Восточной Европы) вовсе не страдает этой нескончаемой «битвой за прошлое», которую ведут российские политики, все еще живущие в СССР. Литовцы просто движутся в современную Европу, восстанавливая свое гражданское самоуправление. И власть здесь куда более близка гражданам, чем московские кортежи с мигалками. Так, за столиком обычной уличной кафешки можно увидеть известного политика Казимеру Прунскене, беседующую со своими коллегами безо всякого ажиотажа, охраны и т.п. Осенью в Литве парламентские выборы, а парламент здесь – место для дискуссий.

Но не политикой единой… Из наблюдений за «творческой жизнью»: круглосуточный арт-бар расположен прямо напротив президентского дворца. Прямо в центре Вильнюса есть и независимая республика Ужупис (Заречье) – коммуна художников, побратим Монмартра...

В лесу под Вильнюсом существует «подземный СССР» – бункер, где все желающие могут окунуться в атмосферу советских времен, став участниками реалити-шоу режиссера Йонаса Вайткуса. Здесь у вас реквизируют мобильники и «вражескую валюту», здесь есть только советское телевидение и гимн, телогрейки, противогазы и хождение строем. Ситуация, конечно, несколько утрирована, однако проект своим названием «1984. Драма выживания» отсылает не только к реальности тех лет, но и к известному роману. Впрочем, в России, видимо, не скоро появятся подобные арт-проекты – ибо «поверхность» здесь все еще не слишком отличается от «подземелья»…

Конечно, не хотелось бы представлять Литву этакой «идиллией» – есть здесь немало своих острых проблем. Много специалистов и молодежи уезжает в Западную Европу, и наоборот – приезжающие оттуда еврокомиссары привозят порой директивы не лучше былых советских. Так, они требуют к концу следующего года закрыть Игналинскую АЭС, хотя сегодня именно она во многом обеспечивает энергетическую независимость Литвы от московских сырьевых олигархий. И осенью, одновременно с парламентскими выборами, в Литве состоится референдум о продлении работы станции.

Вильнюсские коллеги пригласили меня выступить в Русском культурном центре, который существует здесь уже 20 лет. И участники встречи на удивление легко поняли и приняли тему регионализма, в отличие от некоторых российских аудиторий. Дело в том, что литовские русские – это преимущественно вовсе не «агенты влияния» России (хотя есть здесь и такие газеты, транслирующие кремлевскую пропаганду) – а именно русские граждане Литвы. Им, жителям небольшой страны, куда более интересна перспектива налаживания прямых связей с регионами российского Северо-Запада, примерно равными Литве по территории и населению, чем с Россией «вообще», от лица которой говорит Москва, до сих пор не научившаяся вести равноправные диалоги…

Собственно, в установлении между соседями таких равноправных и взаимоинтересных связей, опирающихся на гражданское самоуправление, и состоит смысл регионализма. Официальная российская «вертикаль» называет такие инициативы «сепаратистскими» – хотя на деле это она сама уже давно «отделилась» от интересов жителей различных регионов, предпочитая им абстрактную и унитарную имперскую риторику.

И с этим напрямую связана некоторая «архаичность» присутствия русской культуры в современной Литве. Если поляки охотно проводят рок и техно-концерты на вильнюсских площадях, то деятельность Русского культурного центра носит скорее «музейный» характер, ориентированный на «классику». Современная русская культура может вызвать интерес литовцев, лишь если ее будут здесь представлять оригинальные проекты из разных регионов, а не стандартная попса «Русского радио».

А вообще-то конечно «литовские» и «российские» русские почувствовали себя разными вовсе не только после распада СССР. Эта этнопсихологическая разница уходит в глубь отношений Великого княжества Литовского и Московии. Пока по Московии в поисках «еретиков» скакали опричники с метлами, здесь на «старобелорусском» кириллическом языке разрабатывался Статут (конституция) ВКЛ, опирающийся на магдебургское право городского гражданского самоуправления. Что ж, история циклична – и вновь можно наблюдать: в то время, как Литва готовится к очередным свободным выборам, Россия ищет себе нового «императора»… Кстати, в следующем году Вильнюс объявлен культурной столицей Европы.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Окно в Европу
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
22.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Не знаю, что видится Мединскому в бреду, но в реальных сказаниях о богатырях имеются и пьянки, и мордобой. Например, Илья Муромец, сочтя, что князь Владимир его не уважает, учинил в Киеве разнузданный дебош. И вообще в русских былинах богатыри могут и напиться, и накуролесить, и поругаться из-за ерунды, однако в решающий момент идут в бой и стирают с земли очередного захватчика.

20.3.2024 Анатолий Кантор
Правильные выборы. Нынешние «пляски» бывших партнёров Кремля вокруг признания/непризнания итогов голосования настолько не состоятельны, что даже нет смысла их комментировать. Но всё же следует заметить, что именно так называемый «коллективный Запад» выступил главным рекламным агентом Владимира Путина на этих выборах.

9.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Подтекст спича президента, с учётом антироссийской позиции Бельгии в украинском конфликте, очевиден. Налицо традиционное для россиянской духоскрепной интеллигенции тоскливое нытьё: "Мы вас освободили, а вы - свиньи неблагодарные!" Скулёж этот не только жалок, но и лишён малейшего смысла.

29.2.2024 Вячеслав Всеволожский
День грядущий. Брошюра Андрея Песоцкого «Программа «Другая экономика» заслуживает пристального внимания как интересное явление. При этом нужно иметь в виду - даже такую небольшую брошюру по экономике осилят далеко не все из партактива. Для масс по итогам внутрипартийной дискуссии должны быть выработаны политико-экономические лозунги.

29.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. «Талибану» Кремль действительно не помогал. Зато по части поддержки американских марионеток его обитатели на радость Вашингтону аж из трусов выпрыгивали! Хотя эти самые марионетки, едва придя к власти, тут же начали джихадить на постсоветском пространстве.

28.2.2024 Джураб
Интервью. Информация британской телерадиокомпании ВВС о гибели в результате артобстрела в районе Артёмовска (Бахмута) россиянина Дмитрия Петрова появилась 28 апреля прошлого года. По данным проукраинских тг-каналов, в том бою вместе с Петровым погибли ещё два анархиста из Ирландии и США. Мы взяли интервью у российского анархиста, одного из активных участников их ликвидации, воющим под позывным «Джураб».

14.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Прилепин бодро повторяет слухи, предлагая восхититься проницательностью наших штирлицев. На самом деле налицо либо ошибка, либо намеренная дезинформация вражеских спецслужб, и в любом случае она оказалось роковой. Советские войска на радость Картеру с Бжезинским вошли в Афганистан, начав операцию с убийства призвавшего их Амина.

12.2.2024 Дмитрий Селезнев
Интервью. Дмитрий Селезнев - военкор, с первых дней работающий на СВО. Недавно у него вышла книга «Беспокоящий огонь», где собраны впечатления и размышления о текущих боевых действиях. Интервью о принципах проекта WarGonzo, где он работает, эмоциях и амбициях Пригожина и Стрелкова, а также о комбайне войны и пределе устойчивости неприятеля.

11.2.2024 Иван Сидельников
Общество зрелищ. Как связаны созданная 90 лет назад студия «Леннаучфильм» с актуальным интервью Владимира Путина Такеру Карлсону? Она могла бы помочь президенту России нагляднее изложить свою позицию в интервью самому популярному телеведущему США. Однако существовавший в блокаду «Леннаучфильм» был ликвидирован в 2015 году из-за отсутствия финансирования.

9.2.2024 Юрий Нерсесов
Путин и Запад. Беседу с американским телеведущим Такером Карлсоном Владимир Путин начал с продолжительной лекции по истории. Как и ожидалось, она оказалась альтернативной.