АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-04-30 Вадим Штепа
"Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил"

Петербургский социолог Дмитрий Иванов в своей книге «Виртуализация общества» заметил: «Мы живем в эпоху политики образов и образов политики». Европейские интеллектуалы, вроде Бодрийара с его симулякрами, это, конечно, подозревали и ранее, но лишь на рубеже веков политика окончательно распрощалась со своим идеологическим содержимым и превратилась в сугубо имиджевую технологию. Множество названий уже совершенно не соответствуют их былым значениям. Ну какое, к примеру, отношение к идеям либеральной демократии имеет ЛДПР?

 

Такое положение дел, по аналогии с постмодерном, можно называть постполитикой. В условиях, когда политическая рациональность исчерпана и более того – сама возможность политической борьбы сведена к карикатурному выбору между «едром» и «спросом», единственным оружием остается демонстрация самой этой карикатурности. Точнее, монстрация – как называют свою стратегию новосибирские активисты. Это не какой-то самоценный абсурд – но зеркальное отражение беспредельного абсурда нынешней Системы. И именно от этого отражения ее начинает клинить… Слоган «монстрантов»: «Мы верим, что сознательный идиотизм победит идиотизм бессознательный!»

 

…Крокодил, плывущий по Волхову, был замечен магами, тайно собравшимися в январе этого года на свое Новгородское Вече. Все это можно было бы счесть «лишь игрой», если бы этот образ не стал вдруг стремительно обрастать сверхмагнетическим культурным полем… Не только детской сказкой про Чебурашку и иносказательной поэмой Чуковского, но и загадочной, наверняка намеренно умалчиваемой повестью национального (и не только) гения Достоевского… Вскоре появилось сообщество «Краходил», где убедительно доказывалось, что это слово изначально означало «к Ра ходил» (т.е. к египетскому богу Солнца Ра). Тема чрезвычайно взволновала известного израильского мистика Аврома Шмулевича, и он опубликовал на АПН подробнейший обзор древних свидетельств о том, что Крокодил – тотемный зверь Святой Земли и Русского Севера. Наконец, наш нордический скальд Алексей Широпаев посвятил ему настоящую оду (с элементами эротической космогонии). Она «зажгла» публику так, как, наверное удавалось лишь великим поэтам Серебряного Века – в преддверии прошлой Революции (без них она вряд ли бы вообще состоялась)…

 

Показательно, что именно Крокодил (или по-старорусски, Коркодел) оказался самым безошибочным тестом на выявление всевозможных «охранителей». Истерика случилась как с православными имперцами, так и с протестантскими пасторами… Фофудьеносцы, с дороги! – вместе со своими занудными «традиционными религиями», умеющими лишь молиться на власть…

   

15 апреля, на питерском Марше Несогласных, произошло вторжение Крокодила в реальную политику. Пусть пока всего лишь в надувном образе, как символ. Но символичное, кстати, не значит «несущественное»… Дело было так: после того, как в него вдохнули горячий воздух борьбы, он поучаствовал на митинге у ТЮЗа, приветливо помахав там всем хвостом, подержался лапами за некоторые флаги (преимущественно почему-то европейские и ингерманландские), а затем просочился вместе с группой своих друзей к Смольному. Какими-то тропками и проходными дворами, мимо бармалейских кордонов (возможно, он сыграл и магическую роль оберега?).

 

…На площади перед Смольным Крокодил сначала попал в приветливую и разношерстную компанию других Несогласных (числом около сотни), которые точно также, малыми стайками, добрались туда, и теперь сидели в сквере на лавочках. А вокруг них все сгущались «люди в сером»… Было очевидно, что если кто-то развернет какой-либо флаг или транспарант – он будет немедленно свинчен (и это еще «в лучшем случае»). А следом, возможно, и все остальные. «Инструктаж» в стеклянных глазах дубинконосцев читался однозначный…

 

И тут случилось чудо. Когда вместо толпы с флагами и речами, на которую науськаны менты, на них вдруг медленно, подгоняемый попутным ветром, пополз надувной Крокодил – с привязанными к нему воздушными шариками и приклеенной на спине резолюцией Марша. И не просто на ментов – а прямо в сторону Смольного, словно бы намереваясь прогрызть эту цепь со щитами и передать резолюцию непосредственно губернаторше… Систему просто замкнуло! Минут десять «космонавты» не могли двинуться с места – и в их глазах начало появляться какое-то выражение – пусть безумное, но все же не пустота…

 

Наконец, началась спецоперация по задержанию Крокодила. Мы опасались, что его будут бить дубинками! Но обошлось – лишь какой-то подскочивший к нему начальник его опасливо схватил и погрузил в арестантский автобус. Публика встретила это аплодисментами. А могла бы и посочувствовать! Ведь наверняка там на него надели наручники и допрашивали на предмет участия в экстремистской деятельности… Так, охранявшие Смольный несметные полчища ОМОНа героически задержали одного надувного Крокодила! Дальнейшая его судьба неизвестна…

 

Впрочем, эта жертва не была напрасной! После своего подвига Крокодил естественным образом стал талисманом Несогласных. В сообществе Петербургского Гражданского Комитета его тема уже всплывает постоянно (к примеру, здесь и здесь), обсуждается символика, варианты граффити и т.д. Однако со стороны Системы следует ожидать противодействия – так, вполне возможно изъятие из «Детских миров» надувных крокодилов под предлогом борьбы с международным терроризмом.   

 

Такие постполитические, артистичные акции, не укладывающиеся ни в какие «стандарты»,  наиболее эффективны для развенчания «серьезности» нынешнего режима. Кстати, Партии, Которую Нельзя Называть, хорошо бы вспомнить заветы своего пророка Курехина…