АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2009-04-02 Иван Федоренко
Об основах местного самоуправства и самодурства в Санкт-Петербурге

Муниципальные советы и местную власть в Санкт-Петербурге принято считать чем-то ущербно-недоразвитым. Якобы ничего муниципалитеты не решают и ни на что повлиять не могут. Регулярно раздаются призывы их укрупнить, а то и ликвидировать вовсе.

Тем сильнее было удивление всей немногочисленной политически ангажированной петербургской общественной, когда на выборах в эти самые никчемные муниципалитета разгорелся натуральный скандал. Сотни незарегистрированных кандидатов, десятки жалоб и судебных процессов по всему городу, фальсификации и нарушения в день голосования по всему городу, один избитый председатель местного избиркома и еще один госпитализированный после обвинения во вбросе бюллетеней. Это все – зачем? Ладно бы этим занималась непосредственно некая партия, про которую все говорят, что она по-другому не умеет. Так ведь нет, особого интереса к местным выборам в единой и направляющей проявлено не было, даже финансовой поддержки своим кандидатам партия фактически не оказывала. Зверствовал административный ресурс непосредственно на местах, на уровне районных администраций. Откуда именно у них такая вдруг пламенная страсть к местному самоуправлению?

В том-то и дело, что муниципалитеты в Петербурге и в нынешнем своем виде – отнюдь не последний по важности субъект городской жизни. Кое-что они все же решают, и кое-что делают. К удивлению Светланы Гаврилиной в каждом муниципальном совете кроме “дробления пней” присутствуют и такие направления деятельности как "культура" (под ней обычно понимается проведение массовых праздников и народных гуляний), "военно-патриотическое воспитание" и прочая, прочая… в рамках 41 предмета ведения.

Не касаясь подробно вполне понятной любви властей всех уровней к финансированию мероприятий, отчет о проведении которых невозможно проверить (насколько, например, повысился патриотизм школьников после поездки в воинскую часть и наглядного знакомства с отечественным армейским бытом), попробуем ответить на вопрос – почему именно районные администрации оказались столь заинтересованным субъектом в муниципальной политике.

Дело в том, что, хотя муниципальные образования в Петербурге имеют некое выделенное для них поле деятельности (ну, хоть огородик небольшой), перечень "вопросов местного значения", которые они могут решать, ни один из них не является предметом исключительно их ведения. Нет ни одного вопроса, который может решить муниципалитет, но не может решить районная администрация. Притом, что это вроде бы абсолютно разные структуры, с раздельными бюджетами и различными функциями, на деле вполне умышленно создана ситуация "семи нянек".

Например, благоустройством, про которое многие мгновенно вспоминают при слое “муниципалитет”, кроме органов местного самоуправления занимаются соответствующие подразделения районных администраций и целый комитет администрации городской. Плюс садами, скверами, парками и прочими зелеными насаждениями якобы занимаются “специально обученные” городские учреждения типа садово-парковых хозяйств, а за состоянием собственных дворов призваны следить ТСЖ и ЖСК.

Стоит, к примеру, в спальном районе на окраине Петербурга обычный такой с виду жилой дом, на углу проспекта С. и улицы Б. Называется этот дом, к примеру, 42/96. При формировании в администрации района адресной программы благоустройства в ней появляется строчка “асфальтирование и мощение плиткой двора дома №42 по проспекту С”. Стоимостью - не много, не мало - миллиона эдак в четыре рублей. Ведь не секрет, что внутри отечественной дорожной плитки по золотому бруску спрятано, технология такая. Но дело-то в принципе благое, жители дома должны бы в ножки поклониться районной администрации за такое радение. Некоторые впрямь кланяются, бывает не в меру экспрессивные пенсионерки и в ноги кидаются госпоже губернатору и свите из районных чиновников при объездах подведомственной территории, омывая слезами благодарности свежеуложенный во дворе асфальт.

В муниципальной адресной программе благоустройства тем временем появляется строчка "асфальтирование и мощение плиткой двора дома №96 по улице Б". Стоимостью всего-то в два миллиона. Видимо, муниципальная дорожная плитка какая-то неправильная, и внутри у нее бруски всего-навсего из серебра. Очевидным образом дом № 38 по проспекту С. и дом №5 по улице Б. – это один и тот же дом, один и тот же двор. Успешно "благоустроенный" дважды, за счет двух разных бюджетов.

Как же так, какая несогласованность, какая безалаберность, воскликнет взращенный на этих славных терминах читатель, и будет коренным образом неправ. Народ наш все же стал намного сообразительнее по сравнению с эпохой позднего совдепа, и класть дважды в течение месяца асфальт на одно и то же место никому в голову не приходит. Да и зачем эта лишняя суета, когда можно просто отчитаться о работе красочными фотографиями свежеасфальтированного двора? Затраты фирмы-исполнителя на повторное асфальтирование немногим больше стоимости печати фотографий для отчета, а значит не беда, что половину полученных средств придется вернуть в виде откатов. Которые и поделят между собой чиновники районной администрации и муниципалитета.

А если какому не в меру въедливому муниципальному депутату доведется вникнуть в местные адресные программы – так там все в ажуре, двор благоустроен. Придет же в кои-то веки счетная палата, а то и прокуратура проверять районную администрацию – так и там все в ажуре, работы выполнены и двор благоустроен. Тут как раз налицо полная согласованность.

Такая же схема работает практически во всех отраслях: при организации детских оздоровительных лагерей, спортивных соревнований, праздничных мероприятий и т.д. На каждый рубль, вложенный муниципалитетом, районная администрация вкладывает два (во многих случаях абсолютно в то же самое), и присваивает себе все лавры. Это районные бонзы награждают, дарят, ремонтируют и благоустраивают. А муниципальный глава при этом должен сидеть тихо, подписывать, где скажут, и никому ничего ни в коем случае.

Потому ни один глава муниципального совета и тем более местной администрации ни в одном муниципальном округе не будет утвержден без согласования этого решения с главой района. С какой такой стати, спросите вы, ведь ничего такого ни в одном законе не прописано, наоборот, местное самоуправление у нас якобы полностью независимо от государственной власти? Но ведь ежли во главе муниципалитета вдруг окажется чужой, посторонний для администрации района человек, то как же тогда согласовывать двойное финансирование? Потому и бьются главы районов, не щадя порой даже партийного билета единой и направляющей (которого по этой причине, вполне возможно, лишится глава Василеостровского района А.Исаев), за возможность посадить в муниципалитеты исключительно своих людей. Наибольших успехов в этом, по оценкам некоторых экспертов, добился глава Невского района С. Ситдиков, в вотчине которого даже в рядовые муниципальные депутаты якобы не попал ни один не согласованный с ним заранее кандидат. На первых заседаниях практически всех муниципалитетов во Фрунзенском районе при избрании муниципальных глав лично присутствовал глава районной администрации В. Хмыров, а народных избранников из числа школьных учителей выдергивали на ковер в райотдел образования, где, по информации из некоторых советов, угрожали увольнением половины коллектива школы, ежели голос не будет отдан за угодного районному главе кандидата в главы муниципальные. Похоже, соответствующий городской закон придется-таки переименовывать. Наподобие "Об основах местного самоуправства и самодурства в Санкт-Петербурге".

Естественный выход, доступный обозрению вашего покорного слуги, – зафиксировать за муниципалитетами ряд предметов исключительного ведения, куда кроме них никто руки приложить не может. С передачей на уровень муниципалитетов всех ресурсов, распределенных ныне по сусекам “семи нянек”. То же самое благоустройство (за исключением объектов городского значения), проведение на местном уровне праздничных мероприятий, спортивных соревнований, социальная поддержка неимущих – всем этим должны заниматься только муниципалитеты.

В отличие от неподконтрольной фактически никому и ничему районной администрации, и тем более всяких “ГУков” И “ГУПов”, муниципальный совет – это выборный орган, который через выборы и возможность отозвать напортачившего депутата может быть подотчетен жителям нашего города. Может непосредственно на месте, без писем “великому и ужасному”, без замуровывания в дорожную плитку брусков драгметалла, решать их насущные проблемы. Надо лишь устранить из диалога муниципальной власти и горожан заведомо лишних участников.

Иван Федоренко,

депутат муниципального совета МО №72