![]() |
![]() |
Доктор искусствоведения и единокровный дядя министра культуры Ольги Любимовой Алексей Бартошевич скончался 8 октября 2025 года, а хоронят его 13-го. Узнав о столь печальном событии, наш постоянный автор Пётр Баранов решил прослушать несколько лекций покойного. Ведь Алексей Вадимович в России – едва ли не главный специалист по Вильяму нашему Шекспиру, которого товарищ Пётр весьма чтит и сам переводит шекспировские сонеты. Дорогая редакция также решила приобщиться к незамутнённому роднику шекспироведа и не прогадала. Особенно порадовало его интервью «Коммерсанту».
«Что касается "Гамлета", то в Советском Союзе судьба его была печальна по той причине, что к "Гамлету" глубокую неприязнь питал вождь и учитель. И, в сущности, пьеса была не то чтобы под запретом — об этом смешно говорить, какой может быть запрет, если мы единственные подлинные наследники Шекспира! В пику всем буржуазным искажениям! И тем не менее... "Гамлет" был тихо не рекомендован. Всем было известно, что лучше эту пьесу не трогать. Как и "Макбета", который вообще не шёл ни в 1930-е, ни в 1940-е годы. Про Макбета всё понятно, а вот неприязнь Сталина к Гамлету была частью его неприязни к русской интеллигенции. Которая всегда видела в себе Гамлета.
— Тридцать лет "Гамлета" не ставят, но о нём думают...
— Да, и Мейерхольд продолжает свои гамлетовские мечтания в 1930-е годы, только мечтания эти приобретают совсем другой смысл».
То есть Бартошевич прямо заявляет, что при Сталине трагедию Шекспира «Макбет» в СССР не ставили, а когда корреспондент замечает, что и трагедию «Гамлет» у нас 30 лет не ставили, радостно подтверждает. А что на самом деле? Советский театровед Софья Нельс в книге «Шекспир на советской сцене» упоминает несколько спектаклей о короле Шотландии. Подчёркивая, что говорит только о тех, которые запомнились удачными ролями.
Среди них Софья Марковна выделяет Абас Мирзу Шарифова, Лину Самборскую и Елену Жихареву. Шарифов сыграл Макбета в 1936 году на сцене Азербайджанского драматического театра, Самборская блеснула в образе леди Макбет в Кировском областном драмтеатре в 1938-ом, а Жихарева – в той же роли в Ленинградском театре драмы имени Пушкина в 1940-ом. Самого короля в Ленинграде играл будущий народный артист СССР Николай Симонов, вскоре получивший Сталинскую премию за фильм «Пётр I». Для его мощного темперамента самое то.
Переходя к мятущемуся датскому принцу, Нельс сочла, что «в 30—40-е годы наши актеры не создали ещё такого полноценного образа Гамлета, как им это удалось сделать в ролях Отелло и Лира». Но попыток было более чем достаточно. В Узбекском академическом театре драмы в 1935 году. В Горьковском драмтеатре в 1936-ом. В Ленинградском театре имени Ленсовета в 1938-ом. И ещё на сценах Воронежского областного драмтеатра в 1941-ом и Армянского драмтеатра в 1942-ом.
Само собой это далеко не полный список. В Московском театре имени Вахтангова премьера «Гамлета» прошла 19 мая 1932-го, а в Витебском театре имени Колоса в 1946-ом... Московский спектакль свирепо ругали за «формализм» и через год прекратили показывать, но прочим постановкам это не помешало. Как не перестали ставить «Макбета» после расстрела Шарифова по обвинению в шпионаже в пользу Ирана.
Книга Нельс издана аж в 1960 году и Борташевич вряд ли не знал о её существовании. Скорее всего, он использовал гроб Шекспира в качестве трибуны для обличений сознательно. Чисто из желания лишний раз лягнуть советскую власть.
В других случаях, например, в лекции «Рабочие условия Шекспира» причины лжи иные.
«Замечали ли вы, что главный герой шекспировских трагедий постепенно стареет? Мы можем об этом судить, поскольку известна хронология пьес Шекспира. Юный Ромео («Ромео и Джульетта», ок. 1595), тридцатилетний Гамлет («Гамлет», ок. 1600), мужественный и зрелый воин Отелло («Отелло», ок. 1603), старый король Лир («Король Лир», ок. 1605) и вечный, без возраста, Просперо («Буря», ок. 1611). Это можно объяснить какими-то психологическими или философскими причинами, можно сказать, что это взрослеет сам автор пьес, стареет и мудреет его лирический герой. Но есть гораздо более простое объяснение: все эти роли написаны для одного актёра — для Ричарда Бёрбеджа, возглавлявшего театральную труппу, в которую Шекспир входил как актёр. Бёрбедж играл и Ромео, и Гамлета, и Отелло, и Макбета, и Просперо и много других ролей. И по мере того, как стареет Бёрбедж, стареет шекспировский герой».
Первой трагедией Шекспира является не «Ромео и Джульетта», а опубликованный годом раньше «Тит Андроник». Её главный герой – вымышленный римский полководец - отнюдь не юнец: у него четыре сына – Квинт, Люций, Марций и Муций, дочь Лавиния и внук Люций-младший. Эта пьеса противоречит тезису шекспиролога и потому аккуратно выводится за скобки, хотя далее и упоминается в тексте.
Старика Лира Бёрбедж впервые сыграл в промежуток между 1603-м и 1606-м гг., зато полного сил могучего воина Макбета изображал и после этого, например, 20 апреля 1610 года. Безусловно, Шекспир учитывал возраст своего лучшего актёра и совладельца их театра, но тот благодаря своему таланту играл одновременно самые разные роли.
«Макбет» по разным данным написан либо одновременно с «Лиром», либо даже чуть позже. Тем не менее, Бартошевич произвольно выкидывает его из приведенного списка приведённого трагедий. И тут же признаёт, что Бёрбедж корону Макбета таки надевал. Столь халтурная маскировка собственных подтасовок выдаёт глубочайшее презрение к собственным читателям. Что вообще чрезвычайно характерно для россиянских либеральных интеллигентов со светлыми лицам. Как придворных шутов Кремля, так и беглых иноагентов.
Юрий Нерсесов