АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2024-02-11 Иван Сидельников
Сталинская кинофабрика смыслов

Как связаны созданная 90 лет назад студия «Леннаучфильм» с актуальным интервью Владимира Путина Такеру Карлсону? В начале этой встречи президент спросил журналиста, не против ли тот прослушать «маленькую историческую справку». После чего полчаса рассказывал, откуда взялась Украина и с чего начались отношения России с ней.

Путинский монолог стартовал с создания Российского государства в 862 году и с приглашения в Новгород первого правителя Руси — князя Рюрика. Со временем «маленькая справка» на глазах американца превращалась в углублённый экскурс в историю. «Таким образом, Россия начала развиваться, имея два центра: в Киеве и Новгороде», — к этому моменту Владимир Путин добрался до времён князя Олега Вещего: описал спецоперацию по отстранению Аскольда и Дира от управления Киевом и начало княжения там самого Олега.

Советники, что готовили справочный материал, получили бы возможность полноценно подготовиться к интервью: красочно и убедительно отвизуалить Карлсону, да и всей аудитории сети Х, нормальный информационный бэкграунд. На «Леннаучфильме» ещё в 2000 году был сделан живописный фильм «Рюрик и его братья в легендах, преданиях и народной памяти». А в 2002 году режиссёр «Рюрика» Валентина Гуркаленко представила фильм «Князь Олег Вещий в легендах, преданиях и народной памяти».

Можно было бы прекрасно проиллюстрировать и остальную часть лекции президента: от воссоединения малоросских земель с Россией до начала спецоперации, однако сделать это некому. В 2015 году был «Леннаучфильм» ликвидирован из-за отсутствия финансирования. Хотя изначально был создан для решения стратегических задач государственной важности.

«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», — сказал основатель Советского Союза Ленин своему наркому просвещения Луначарскому. Говоря о задачах развития коммунистического кинематографа, Ленин отметил необходимость «определённой пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль кинохроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность».

После революции и Гражданской войны страна запускала крупнейшие проекты развития. Ликвидировала безграмотность, проводила массовую электрификацию, закладывала основы индустриальной сверхдержавы. Её руководители искали эффективные инструменты для работы со своей разношёрстной аудиторией — десятками миллионами крестьян и рабочих, интеллигенцией, выученной ещё в царской России, и детьми, не помнившими иной власти, кроме советской. Всем им и предстояло построить невиданную в мировой истории красную империю, одержавшую победу на фронтах величайшей в истории человечества войны, первой вышедшей в космос и ставшей наряду с США одним из двух претендентов на мировое господство.

Для пропаганды с экрана в кратчайшие сроки была создана инфраструктура для производства смыслов: кинофабрики. В полном соответствии с ленинской формулой они были разделены на художественные и научные. Среди последних, научных — «Леннаучфильм», день рождения которого мы и отмечаем сегодня, 11 февраля. К семидесятилетнему юбилею про «Леннаучфильм» была снята лента «Студия особого назначения» и сегодня стоит вспомнить основные вехи её истории.

Итак, уже при Сталине, 11 февраля 1933 года, на базе отдела «Культурфильм» и Военного сектора кинофабрики «Роскино» была открыта Ленинградская кинофабрика № 1 «Техфильм». В 1936 году она была переименована в «Ленинградскую кинофабрику научно-учебных и технических фильмов «Лентехфильм», а 1946 году получила окончательное название — киностудия «Леннаучфильм». Под ним и вошла в историю кинематографа.

«Леннаучфильм» стал студией полного цикла: работали от сценарной заявки до кинотеатрального, телевизионного и видеопроката. Три съёмочных павильона, цеха съёмочной, световой и звукотехники, цех мультипликации, цех обработки цветной и чёрно-белой плёнки, цех комбинированных съёмок.

Во время Великой Отечественной войны все ленинградские киностудии были эвакуированы. Кроме «Леннаучфильма». Ни на один блокадный день студия не прекращала работать. Строили укрепления, тушили «зажигалки», голодали. Как все. И как все, хоронили самых близких. А ещё — снимали эту жизнь. Несмотря на истощение и холод, из павильонов «Лентехфильма» выходили уникальные учебные короткометражки и для массового зрителя, и для солдат — в том числе, по тактике боя.

В течение десятилетий на «Леннаучфильме» сложилось несколько крупных тематических направлений: российская история и география, изобразительное искусство и космос, физиология высшей нервной деятельности и подводный мир. Все основные ленты о жизни в глубинах морей и океанов снимались именно здесь. В период наивысшего расцвета её творческие объединения по оснащению не уступали мировыми лидерами отрасли, такими как британская BBC.

Зачем нужен «Леннаучфильм»? Готовить и распространять знания в современной и доступной форме для широкого круга людей. Популяризировать важное и «переводить» специализированные знания на язык малоподготовленного зрителя. Используя свою, а не заёмную «элементную базу»: трансляцию взглядов, ценностных подходов и моделей поведения, подсвечивание героев, выставление оценок, интерпретацию выводов — то есть, те гуманитарные приёмы и технологии, которые жизненно необходимы для существования любого государства и общества.

Потому что один из признаков подлинной самостоятельности страны — умение самостоятельно работать с информацией и через неё организовывать людей на решение общенациональных задач. Формировать взгляды и мировоззрение. Передавать концентрированный опыт. Генерировать смыслы и образы. Прогнозировать будущее и указывать пути к нему. Наконец стать мощным оружием пропаганды как для народов России, так и для всего человечества.

Иван Сидельников