АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2021-12-22 Алексей Рафалович
Липовая сертификация

Торгово-промышленный министр Денис Мантуров 01.12.2021 сообщил информагентству «Интерфакс» о том, что «новейший» гражданский вертолёт Ка-62 получил сертификат типа. «Это позволит начать серийные поставки машины российским заказчикам», – приводит слова Мантурова информагентство.

Но, нужны ли эти вертолёты российским заказчикам и почему газета «Версия» (именно это издание системно исследовало тему Ка-62, поэтому здесь и далее по тексту приводятся ссылки на соответствующие статьи) не ошиблась в своих прогнозах, касаемо сертификации вертолёта Ка-62 – об этом мы порассуждаем в данном материале.

Вертолётный «договорняк»

Ещё в 2020 году «Версия» в материале «Несбывшиеся планы «Ростеха» рассказало о технических проблемах, препятствующих проведению сертификации вертолёта Ка-62. И действительно, несмотря на, ставшую в структурах холдинга, крылатой фразу его бывшего гендиректора Андрея Богинского: «Кто не верит в сертификацию Ка-62 в 2020 году, выход там…», в 2020 году сертификация этого вертолёта не состоялась.
Сам Богинский, видимо тоже, не до конца веривший в сертификацию, проследовал на выход незадолго до её завершения.

Давно отслеживая события, связанные с вертолётом Ка-62, и понимая, что этот проект реализовывался исключительно в целях освоения российского бюджета, газета «Версия» ранее отмечала, что «Вертолёты России» не теряют надежды сертифицировать «новейший» Ка-62, вместе с тем также обосновывалась невозможность получения сертификата, при наличии больших технических проблем с этим вертолётом. В статье «Многострадальная сертификация вертолёта Ка-62» «Версия» предположила, что административный ресурс Дениса Мантурова победит здравый смысл. И действительно, скорее всего, Росавиации и/или лично Александру Нерадько сделали «предложение, от которого невозможно отказаться», после чего сертификат был выдан. Как видим, «Версия» не ошиблась – 30.11.2021 Росавиация выдала АО «Вертолёты России» красивую, но бесполезную бумажку, именуемую сертификатом.
Почему бесполезную? А чтобы это понять, необходимо внимательно изучить один любопытный документ под названием «Карта данных Сертификата типа № FATA-0107R», которая является неотъемлемой частью синенького «фантика», гордо именуемого сертификатом.

Бесполезный вертолёт

Пункт 17, который «незаметно» расположился на странице 6 «Карты данных Сертификата типа № FATA-0107R» гласит, что на вертолёте Ка-62 «Перевозка пассажиров запрещена»!

Позвольте, но как такое возможно? Ведь на сайте АО «Вертолёты России» чёрным по белому указано, что вертолёт позволяет перевозить до 15-ти пассажиров.

Получается, что этот вертолёт совершенно бесполезный, с точки зрения эксплуатации? Исходя из полученного «сертификата» выходит, что Ка-62 создавался исключительно для «покатушек» экипажа из двух человек? Конечно, если верить документам Росавиации…

Между тем губернатор Приморья Олег Кожемяко планировал использовать этот вертолет для санитарных перевозок. И вот, на тебе – такой фантик! Получается, что даже санитаров туда не посадить, не говоря уже о больных – только экипаж.

В этом-то видимо и состоял «договорняк», о котором ранее предупреждала «Версия». Сертификат-то выдали, но ограничение, по части использования этого вертолёта, делают его совершенно непригодным для решения заявленных задач – это ли не подтверждение тезиса о том, что программа Ка-62 была придумана исключительно для освоения российского бюджета?!

Посудите сами, кому нужен вертолёт, предназначенный для перевозки 15-ти пассажиров, на котором, этих самых пассажиров возить запрещается? Как это вообще понимать? Кто ответит за растраченные бюджетные деньги: Денис Мантуров, Андрей Богинский или «миллиардер от ВЧК» Сергей Чемезов? А может сразу все эти деятели, столько лет «вешавшие лапшу на уши» нашему президенту?!

Это не удивительно, ведь по части регулярного вранья, «Вертолёты России» явно имеют большие успехи. К примеру, на официальном сайте холдинга по вертолёту Ка-62 заявлено, что:

- эксплуатационный диапазон температур наружного воздуха (касается возможности применения вертолёта – прим. редакции) от -50°С до +50°С;

- при температурах до -35°С эксплуатация вертолёта осуществляется без подогрева агрегатов трансмиссии и двигателей;

- Ка-62 способен осуществлять полёты в сложных погодных условиях и в условиях обледенения.

А что по факту? Обратился к упомянутой выше «Карте данных»:

- пункт 14 (страница 6) гласит о том, что эксплуатация вертолёта возможна в диапазоне температур от -25°С до +25°С;

- пункт 19 (страница 6) запрещает полёты в условиях обледенения (и так далее).

Таким образом, доказано очередное враньё холдинга. Даже «прикормленная», Росавиация не решилась нарисовать в «Карте данных» заявленные «Вертолётами России» характеристики. Это и понятно, случись что, отвечать-то за липовую сертификацию придётся ведомству Александра Нерадько.

Примечательно, что вышеуказанный сертификат на вертолёт Ка-62 появился сразу, как только место (не верившего в сертификацию) Андрея Богинского занял Николай Колесов. В этой связи возникает резонный вопрос: а не проплатил-ли бизнесмен Колесов (он то как раз имеет такую возможность) выдачу этого «фантика»? Ну, чтобы показать свой первый «успех» на новой должности. Ему не привыкать делать «липу» – стране хорошо известна история со сгоревшими аппаратами ИВЛ «Авента-М», которые Колесов выпускал на своём концерне «КРЭТ». Как говорят знающие люди, этот персонаж (Колесов) готов на всё, ради прибыли – такой, классический капиталист по Марксу: «нет такого преступления, на которое капитал бы не пошёл ради 300% прибыли».

Правоту старика-Маркса, Николей Колесов на деле доказал историей выпуска аппаратов ИВЛ, которые на поверку оказались ещё и собранными из китайских конструкторов. Тогда его аппараты в нескольких больницах стали причиной смерти людей. Интересно, сколько людей поубивает Колесов теперь, став «вертолётчиком». Качество полученного при нём сертификата на Ка-62 говорит о том, что свой опыт с ИВЛ капиталист Колесов готов перенести в авиацию.

В прошлом году издание «РБК» сообщило о возбуждении уголовных дел по факту хищения средств при создании вертолёта Ка-62. Судя по результатам сертификации этого вертолёта, а именно параметров, указанных в Карте данных, деньги действительно украли. Заявленные характеристики этого вертолёта совершенно не соответствуют доказанным в ходе процесса сертификации.

Плохому министру… погода мешает

Но не «вертолётом единым», как говорится, отчитывается Минпромторг. Есть ещё один знаковый для российской авиации проект – это самолёт МС-21. Ранее «Интерфакс» сообщил, что на декабрь 2021 запланирована сертификация пассажирского самолёта МС-21. Однако, буквально на днях наш торгово-промышленный министр заявил, что плановому проведению работ по сертификации МС-21 может помешать погода. Об этом сообщает информагентство ТАСС: «Я не могу ответить за погоду (при сертификационных испытаниях - прим. ТАСС), потому что до конца должны всю программу отлетать. А второе – (не могу ответить) за работу самой Росавиации», – приводит агентство слова Дениса Валентиновича.

Неожиданное мнение. Возможно, памятуя историю с сертификацией Ка-62, министр Мантуров страхуется, побаиваясь, что Росавиация сертифицирует МС-21 так же, как и Ка-62 – то есть, запретив перевозки на этом самолёте пассажиров. В современной России, судя по полученному вертолётному сертификату, всё возможно.

Мягко говоря, «обделавшись» с первым (никому не нужным) российским пассажирским самолётом SSJ-100, который так и не сумели довести до ума, Минпромторг, потратив огромные средства на МС-21, тоже может получить большой летающий цилиндр, совершенно непригодный для пассажирских перевозок с точки зрения соображений безопасности.

Хотя, опасения излишни, судя по карте данных на Ка-62, рисование сертификатов в Росавиации освоено с честью, а подстраховаться можно именно таким образом, как поступили с Ка-62 – запретить перевозку пассажиров, тем самым обезопасить себя от последствий эксплуатации.

Токсичность подобных «одобрительных» документов, похоже, устраивает промышленность. Вменяемый заказчик, видя такой сертификат, бежит как можно дальше от таких «сертифицированных» предложений на рынке гражданской авиатехники, и «обелить» эти типы воздушных судов последующей до-сертификацией практически невозможно, т.к. перевозчикам изначально понятно – получилось «техническое недоразумение», которое лет 20-30 будут доводить до ума.

А промышленность тут как бы и ни при чем – сертификат ведь выдан другим ведомством. И за освоенные бюджетные деньги спроса не будет – заветный «фантик» можно предъявить, ведь мало, кто из проверяющих будет вчитываться в Карту данных. Безотказная схема! Так и прозябает в забытьи «сертифицированный» вертолет Ми-38, «воздушный трактор» МВ-500 и в этот ряд монументов «чиновничьей смекалке» настойчиво просится вертолет Ка-62. Для чего и для кого всё это?! Неужели страна настолько деградировала за тридцать лет, что подобные «шалости» в ней возможны?!

Алексей Рафалович