АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2021-12-16 Алексей Рафалович
Кехман-гейт. Большое письмо чиновникам минкульта, следователям и театралам

Широкой публике Владимир Кехман может быть известен как «банановый король», построивший свою фруктовую империю на многомиллиардных займах, которые он впоследствии не вернул. Как крупный поставщик, чьи суда были использованы для наркоторговли – на одном из кораблей, доставлявшем бананы Владимира Кехмана, были обнаружены 120 кг кокаина. И как фигурант целого ряд уголовных дел. Но определенную славу Кехман приобрёл и как руководитель сначала Михайловского театра в Санкт-Петербурге, театра оперы и балета в Новосибирске, а теперь и МХАТа имени Горького в Москве – и в каждом случае Кехман устраивал форменный разгром с радикальным уничтожением репертуара, скандальными увольнениями именитых актёров, режиссёров и мегаломанскими проектами по реконструкции и техническому оснащению зданий театров.

О последнем мы и хотим рассказать. Именно серийные проекты по реконструкции театров, которыми руководил Кехман, вызывают большой интерес. Дальнейший текст можно считать расширенным публицистическим заявлением в правоохранительные органы и Федеральную антимонопольную службу.

Жёлтый след из банановых крошек

В 2007 году по договорённости с властями Санкт-Петербурга Владимир Кехман возглавил Михайловский театр оперы и балета. Тогда он руководил фирмой «Джей Эф Си», крупнейшим импортёром бананов в Россию, оборот компании составлял 700 млн долларов в год.

По версии Кехмана, банановый бизнес его сильно утомил, и ему захотелось заняться чем-то другим, более возвышенным и духовным.

По версии следствия и Высокого лондонского суда, уже к тому моменту компания «Джей Эф Си» была перезакредитована и не могла справляться со взятыми на себя обязательствами. Более того, как сообщает газета «Коммерсант», с 2003 года банановая империя Кехмана тратила больше, чем зарабатывала.

А в 2010 году компания, от оперативного управления которой Кехман якобы отошёл, вдвое увеличила поставку бананов в страну. В результате бананы сгнили, а сам «банановый король» остался один на один с многочисленными кредиторами, которые пытались выбить из бизнесмена около 20 млрд рублей, взятых на обеспечение кехмановского предприятия.

К этому времени руководство Михайловским театром становится для Кехмана своего рода спасением.

Он с самого начала признавался: «С театром, оперой и балетом меня не связывало ничего. В юности вообще-то больше любил джаз... Но я считаю, это самый важный проект в моей жизни. В дореволюционное время директор императорского театра был фигурой более важной, чем министр культуры...»

Александр Сокуров после своего скандального ухода из Михайловского театра говорил, что театр, по мнению Кехмана, «это самый близкий путь к контактам с власть имущими. А контакты с власть имущими – это то, что он всегда очень ценил».

Можно сказать, что личные деньги - 500 млн. рублей, которые Кехман вложил в Михайловский театр, стали платой за вход в большой театральный мир и в мир большой российской политики.

Именно легальный статус руководителя крупного российского театра начал менять медийный образ Владимира Кехмана – от скандального предпринимателя, задолжавшего крупнейшим российским банкам миллиарды рублей до эпатажного, пафосного, отчасти также скандального, но деятеля искусств, который может организовать в своём театре мероприятие с участием Ксении Собчак и Сергея Шнурова, а также принять у себя министра культуры Владимира Мединского.

Кстати, те самые 500 млн. рублей пошли на реконструкцию Михайловского театра. И здесь начинается самое любопытное.

Кехман, срывающий крышу

В июле этого года Новосибирский театр оперы и балета провёл конкурс на ремонт крыши на 1 млрд. 117 млн. рублей, победителем стала компания «РСК-Ренессанс». Победителем и единственным участником. Как и большинства других конкурсов, которые объявляли театры под руководством Владимира Кехмана.

«РСК-Ренессанс» стал любимым подрядчиком кехмановских театров.

Всего благодаря Кехману один только «Ренессанс» получил подрядов на 3 млрд. рублей.

Небывалый успех для строительной фирмы, созданной в 2017 году, где трудилось в разное время от 8 до 12 человек, которая не побеждает, да и не заявляется на другие объекты, непричастные к театрам Владимира Кехмана.

Только эта информация - уже повод для внимания Федеральной антимонопольной службы.

В 2021 году у «Ренессанса» появился новый учредитель – Марат Каргинов. Инженер-архитектор из Санкт-Петербурга, специализирующийся на работах с культурным наследием.

Именно на фирмы Каргинова уже десять лет проливается золотой дождь из госкантрактов, которые раздаёт Владимир Кехман.

Так, фирма «ГК Строй-Эксперт», где Каргинов единственный учредитель, получила от Михайловского театра и Новосибирского театра оперы и балета больше 500 млн рублей.

Больше 70 млн рублей получила другая фирма Каргинова ООО «Строй-Эксперт», которой одно время руководила супруга Марата.

Владимир Кехман любит глобальный подход ко всему – не только к бизнесу.

В Новосибирске Кехман распространил своё влияние на консерваторию имени Глинки.

В Перми уже больше четверти века пытаются построить новую сцену для театра оперы и балета. Строительство оценивалось в несколько миллиардов рублей. И Владимир Кехман очень захотел влезть в этот многомиллиардный проект.

Он уже говорил о желании создать в России дирекцию императорских театров – видимо, в Перми он пытался достигнуть этой же цели.

В 2019 году фирма Каргинова получает контракт на разработку проектной документации для строительства новой сцены пермского театра. Цена контракта – 221 млн. рублей.

В феврале 2020 года объявляется конкурс на само строительство новой сцены театра в Перми. Цена превышает 4 млрд. рублей. Контракт забирает единственный участник торгов, любимый подрядчик Кехмана – фирма «Ренессанс».

По информации СМИ, в апреле в администрации Пермского края прошло совещание по поводу строительства новой сцены: на нем присутствовали губернатор Решетников, чиновники из правительства региона. По словам одного из источников, вел совещание Владимир Кехман, который заявил, что теперь тоже будет заниматься проектом. Свой статус он никак не объяснил, но присутствующим показали новый проект строительства сцены, который лоббирует Кехман.

Тогда URA.RU писали о жалобе питерского ООО «НПО «Пересвет» в краевое УФАС на итоги конкурса на разработку проекта и строительства здания Пермской художественной галереи, за которой стоит Владимир Кехман.

«Вся пикантность ситуации состоит в том, что пожаловался Кехман сам на себя, поскольку победителем конкурса был признан его единственный участник — столичное ООО «РСК-Ренессанс», по мнению экспертов, аффилированное все тому же Кехману. Говорят, что таким образом скандально известный бизнесмен, на самом деле, хочет затвердить итоги конкурса, поскольку жалоба носит неаргументированный и формальный характер и будет, скорее всего, отклонена», - приводит слова источника URA.RU.

Но вмешались некие высшие силы и в итоге «Ренессанс» сняли с участия в строительстве новой сцены, так как фирма не смогла доказать наличие необходимого опыта.

Более того, в заявке на участие в торгах «Ренессанс» предоставил недостоверную информацию:

«Одного из членов аукционной комиссии насторожило наличие в документах участника данных о разрешении на ввод в эксплуатацию 25-этажного жилого дома в Приморском крае, который находится во Владивостоке, по ул. Нейбута, 17, корпус № 9. Для того чтобы удостовериться в правдивости этого документа, краевые власти сделали запрос коллегам на Дальний Восток. Был получен ответ, что строительством этого дома, а, следовательно, и вводом в эксплуатацию, занималось отнюдь не «РСК-Ренессанс», а ООО «ДальТехСтрой». Исходя из этого, члены аукционной комиссии приняли решение отстранить подрядчика от участия в торгах».

Кехман и его любимый подрядчик Марат Каргинов на встрече с разъярянными новосибирцами

Кехман: «Репутация - как девственность, ее потерять можно всего лишь один раз»

В Новосибирск Владимир Кехман привёл с собой множество дружественных, близких и, как говорят эксперты, аффилированных контор, которые на десятки и сотни миллионов рублей осуществляли охрану театра и перенос постановок из Петербурга, меняли декорации и освещение, проводили ремонт и кормили зрителей.

Общая сумма, на которую обогатил своих любимых подрядчиков Кехман, превышает 10 млрд. рублей.

Все компании, участвующие в тендерах Кехмана, ведут свою родословную из Санкт-Петербурга. Новосибирская общественность указывала на факт сомнительного участия одних и тех же контор в подрядах, которые организуют театры Владимира Кехмана.

Но местные антимонопольщики, следователи и прокуроры не обращали внимания на шум общественности.

Покровители Кехмана сидят плотно и очень высоко.

Но не только сюжет распределения бюджетных средств вызывает вопросы к Кехману как руководителю нескольких театров.

Так, те работы, что любимые подрядчики Кехмана провели в Новосибирском театре оперы и балета, местные жители назвали «варварством и вандализмом».

«То, что получил наш Оперный театр после кехмановских работ, это, как принято говорить у нас в Новосибирске, стиль "казино". Вместо паркета были какие-то ковры постелены. На стенах фойе совсем не те цвета, что соответствуют предмету охраны и к которому привыкли все жители. Но благодаря тому, что федеральные власти покровительствовали Владимиру Кехману, это все у нас состоялось», - пишут местные СМИ.

Из театра были уволены многие известные в городе артисты, а постановки, любимые зрителями, были отменены.

«Самое же существенное в том, что серьезные и очень неприятные изменения постигли сам Оперный театр. Раньше мы все им гордились. Никто не сомневался в том, что если наш Театр оперы и балета участвует в "Золотой Маске", то Новосибирск окажется на высоте. Гастроли тоже всегда проходили на высочайшем уровне. Сейчас этого ничего нет. И уже давно возникла такая тенденция, что на сцене нашего Оперного театра мы видим перепевки. Привозятся из Санкт-Петербурга спектакли. Ничего своего нового, яркого, сильного, никаких проектов просто-напросто нет. Кроме того, мы видим, что уничтожается кадровый потенциал. Между тем, в Новосибирске выстроена своя школа: у нас есть Хореографическое училище и Консерватория», - сообщают новосибирские журналисты.

В Новосибирске даже написали заявление в СК на Кехмана «о возможном преступлении в отношении Новосибирского театра оперы и балета».

Заявление написали представители сообщества «Искалеченный Новосибирск». Они отметили, что «ремонт, осуществленный новым директором театра, незаконен, поскольку интерьеры главного здания города были радикально изменены, чем шокировали многих зрителей. Поэтому авторы обращения просят провести проверку и, в случае подтверждения указанных ими фактов, возбудить уголовное дело».

Общественность тогда поддержали местные депутаты, журналисты, музейные работники и историки.

Работами по изменению подсветки здания публично возмутился и главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин: «Это был какой-то невероятный, совершенно дикий балаган на фоне нашего классического здания».

Долго не принимали Кехмана и на его первом руководящем посту в Михайловском театре.

Осенью 2008 года артисты театра с открытым письмом обратились к президенту страны – тогда им был Дмитрий Медведев. В письме труппа жаловалась, что у театра все еще нет художественного руководителя, главного дирижера, главного режиссера и заведующего оперной группой, за год работы в театре поставили только балет «Спартак», а из 20 опер осталось лишь четыре. При этом, вступая в должность, Кехман обещал семь премьер в новом сезоне, в том числе и постановку «Орестея» Александра Сокурова, которую в итоге закрыли. Подписавшиеся отмечали, что многие работы в театре велись без согласования КГИОП, некоторых членов труппы с помощью давления и лжи принуждали уволиться, сотрудникам запрещалось выступать в СМИ.

«Налицо попытка уничтожить репертуарный театр как таковой и использовать здание театра в виде прокатной площадки, а также в целях реализации собственных бизнес-проектов», - сообщается в письме на имя Медведева.

А что ждёт МХАТ?

МХАТ, по словам самого Кехмана, ждёт большая реконструкция/реставрация/обновление, то есть большой денежный куш, на который найдётся много охотников.

Появилась информация о 7 млрд. рублей и, возможно, это только начальная цифра. Театр в центре Москвы при должном умении и цепкости своего руководителя способен освоить и куда большую сумму.

Не зря бывший министр культуры Владимир Мединский называл Кехмана клещём, которому всегда нужны деньги.

И деньги эти Кехман-клещ вытягивать умеет.

Инсайдеры утверждают, что театр в скором времени могут закрыть на продолжительный срок – на реконструкцию/реставрацию/обновление.

Алексей Рафалович