АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2020-01-05 Юрий Нерсесов
Мятеж из-за расстёгнутой ширинки

Вздумав написать о Великой Французской революции, британский писатель Чарльз Диккенс показал и её причины и последствия. Французские аристократы в его «Повести о двух городах» выжимают из плебеев последние сантимы и тратят их на свои удовольствия. Народ в ответ бунтует, отправляет на гильотину благородных графов с маркизами, а под горячую руку сечёт головы и непричастным. Не то чтобы это полная картина происходившего, но Диккенс, как честный человек, хотя бы пытался понять, о чём пишет.

Назвать честным человеком генерального директора Первого канала Константина Эрнста можно лишь с тяжёлого перепою. Неудивительно, что фильм «Союз спасения», продюсером которого он является, обернулся традиционным для путинской пропаганды жульничеством. Цель которого - провести параллели между заговорщиками 1825 года и нынешними участниками оппозиционных митингов - создатели особо и не скрывают.

«Это предупреждение о том, что идет война, как бы сказал Цой, «и две тысячи лет война, война без особых причин»; война власти и креативного класса. - Жалобно причитает второй продюсер картины Анатолий Максимов. - И независимо от формы, которую власть принимает, эта история повторяется. Поэтому мы называем ее паттерном. Неважно, вооруженные, с пластиковыми стаканчиками, потом бутылки… Это матрица, которая воспроизводится, невзирая на то что одно время сменяет другое. И получается, что это судьба России».

Отсюда и мощный бюджет — 800 миллионов рублей, не считая затрат на рекламу из всех холодильников и пылесосов. Справедливости ради признаю: жульничает Эрнст с компанией куда тоньше, чем обычно. У разоблачаемых декабристов нет хвостов и рогов, они декларируют все свои благие намерения, включая провозглашение республики, отмену крепостного права и сокращение срока солдатской службы, но чем российские порядки так уж плохи, зрители не видят.

Единственное подтверждение: поротая спина солдата, наказанного за появление в строю с расстёгнутыми штанами. То есть выходит из-за этой самой ширинки господа революционеры и выступили. Ещё некоторые на царя обиделись — тот с ними во взятом Париже шампусика выпить отказался! И считали, что ежели не ввести демократию, мужички взбунтуются и всех порешат. Хотя ни единого подтверждения тяжёлой жизни мужичков в кадре нет, а токмо кровавые выступления самих декабристов: расправа над офицерами верными вертикали власти, подставленные под картечь солдатики и сожжённый шинок бедного еврея. С напрашивающимся выводом: власть у нас замечательная и бунтовать супротив неё никак невозможно! Тем более из-за расстёгнутой ширинки выпоротого охламона, который, судя по бодрым наездам на офицера с задиранием рубахи не особо и пострадал.

Кто-то вспомнит, что при подавлении восстания в военных поселениях (действительно жуткого и кровавого) только в Старорусском уезде запороли насмерть 129 человек? Да много ли таких въедливых? Большинство прочтёт финальные титры об отказе Николая I от применения смертной казни после повешения пятерых наиболее зловредных и умилится.

Не хочу уподобляться демшизе и обличать Николая Павловича: он далеко не самый жестокий правитель своей эпохи. Но стыдливое обрезание трагической фигуры императора смешно и пошло. Технология известна: точно также обрезал «Тараса Бульбу» экранизировавший повесть Николая Гоголя Владимир Бортко. Не включил в сценарий эпизод, в котором от безгрешного бизнеса другого бедного еврея «на расстоянии трех миль во все стороны не оставалось ни одной избы в порядке: все валилось и дряхлело, все пораспивалось, и осталась бедность да лохмотья». Изъял сцены, где после набега казаков оставались «избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу». Выкинул предательство казаков православным духовенством... Ну и отмазал начисто всех от свершённых злодейств, выведя безобразниками исключительно поляков.

Киношники Эрнста выставляют декабристов не столько злыднями, сколько прекраснодушными дурачками, и вдобавок к реально совершённым ими глупостям добавляет новых. С чего мятежники как бараны встали на площади, вместо захвата Сената и Зимнего дворца с царским семейством? Знающие тему сразу скажут: не от хорошей жизни. Сенаторы ещё в 7 часов утра присягнули Николаю и разошлись, декабристы же появились на Сенатской площади только в 11 часов и захватывать пустое здание не имело смысла. Зимний же взять как раз пытались, но восставших чуть опередил гвардейский сапёрный батальон. Растроганный царь после подавления восстания вышел к сапёрам с семилетним наследником (будущим Александром II) и сказал: «Я желаю, чтобы вы так же любили моего сына, как я сам люблю вас».

Шикарный мог получиться кадр, но желание лишний раз пнуть декабристов оказалось сильнее стремления выдавить слёзы из монархистов. Ну и традиционная привычка к халтуре никуда не делась. Почему «Северное тайное общество», поднявшее восстание в Петербурге в 1825 году, именуется «Союзом спасения», распущенным в 1817-ом? Чего ради маленькая дочь поэта Рылеева переименована из Настеньки в Вареньку? Зачем при наличии шикарного цветника жён и невест участников событий придумывать возлюбленную стойкому холостяку Муравьёву-Апостолу?... Потому что пофиг. И актёрам пофиг — вот они и отрабатывают номер без всякого энтузиазма. Трудно сделать красиво, когда на тебя напяливают офицерский мундир и требуют изображать хипстера, бегущего на митинг Навального под несуразные для XIX века мелодии «Наутилуса» и «Мумий Тролля».

Юрий Нерсесов