АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-12-07 Василий Чертадский
Дороги без дураков. Часть 2 – Топливо.

Из первой части мы узнали, на чем и по каким дорогам уже сейчас могут ездить люди будущего. Второй вопрос «дорожной темы» - что заливать в двигатели. Вопрос топлива. Уровень цен на нефть известен, стоимость бензина тоже знают все заинтересованные лица. В стране, экспортирующей нефть, мы слишком часто роняем челюсть на руль, видя на заправках цены мирового уровня. Почему-то считается нормальным перевыполнять зарубежные контракты и снабжать добытой нефтью отечественный рынок по «остаточному принципу».

Такой порядок устраивает энергодобывающие корпорации и правящие группировки в сырьевых колониях развитых стран. Порядок, в общем-то, устраивает и сами развитые страны – слишком многие функционеры их правительств находятся на содержании нефтяников, слишком дорого им обходится ближневосточная политика. Поэтому «энергетические сверхдержавы» тоже не зевают – пока к ним не прилетела «несокрушимая свобода», реквизируют нефтегазовую промышленность в свою пользу в виде госкорпораций.

 

Подлодка на водке

Впрочем, топливный кризис все равно не за горами, и ситуация заставляет не только думать, но и разговаривать о горючем, альтернативном бензину и дизтопливу. Альтернативы эти, как все новые технологии, отправляют на свалку истории старые. Нефтяные компании не дураки, осознают угрозу снижения прибылей и объемов продаж. Качается лодка под «энергетическими империями» во всех концах света. И если не можешь победить – возглавь. Поэтому совместными усилиями нефтяного лобби и аффилированных с ним администраций на международную арену вылезло биотопливо, гордо присвоившее себе название «альтернативного».

Биотопливо получают из биомассы в результате химической реакции. Почти все производство этого «чуда» представлено двумя видами – биоэтанолом и биодизелем, которые получают из сельскохозяйственного сырья. Этанол – практически обыкновенный спирт, продукт брожения содержащей сахар и крахмал органики (тростник, кукуруза, злаки) и не содержащий воды. (Этанол, кстати, не пригоден в употребление, и картина заливания водки в двигатель подводной лодки останется не более чем шуткой из «Особенностей национальной рыбалки».) Сам биодизель получают из масляных культур (рапс, масленичная пальма) после реакции с метиловым спиртом и щелочью. Казалось бы – вырастил пару кустов и поехал на машине. Не все так просто.

Пугает трогательное единомыслие некоторых «влиятельных экспертов» и национальных правительств, где первые заявили о «судьбоносной роли этанола», а вторые массово обнародовали планы по увеличению производства. Глава Еврокомиссии Мануэль Баррозу заявил о «миссионерской роли Европы», которая должна «привести мир к неуглеводородной экономике и нарастить производство биодизеля». Американцы призывают инвестировать огромные средства в производство этанола, используя для этого, говоря словами Буша, «буквально все - от деревянной стружки до травы и сельскохозяйственных отходов». Собственные программы разработали Индия и Китай. О планах полного перехода на биодизель заявила Малайзия, а Швеция вообще собралась к 20 году полностью отказаться от нефти в пользу спиртового топлива.

Нефтегазовая кремлядь включилась в пропаганду этанола наряду со всеми – по словам главы Минсельхоза Гордеева, 20 млн. га невостребованной пашни позволят России производить около миллиарда кубометров биомассы (столько же, сколько в США). Но профильные специалисты, имеющие дело с реальностью, а не с Планом Путина, заявляют, что в условиях нашего климата экономически целесообразно не ограничиваться изготовлением спирта, а заниматься глубокой химической переработкой сельхозсырья. Финансовый эффект будет больше, а множество отраслей, от фармацевтики до пищевой промышленности, получат возможность закупать отечественные субпродукты вместо импортных. Не об этом, впрочем, речь.

После таких заявлений мировых лидеров энергетические колонии принялись шантажировать метрополии. «Перейдете на биотопливо - уменьшим инвестиции в добычу, так что нынешние цены вам покажутся низкими», - разразился угрозами президент ОПЕК Абдалла Эль-Бадри. Впрочем, нагнетаемая истерия с биотопливом больше похожа на технологический «блеф» с целью снизить потребление бензина и сбить цены на нефть. В результате, однако, лишь взлетели цены на сельхозсырье. Прикормленные нефтяниками другие «влиятельные эксперты» дружно рекомендуют вкладывать в геологоразведку и нефтяные технологии, в том числе деньги налогоплательщиков.

В чем-то они правы, ведь биотопливная индустрия содержит массу технических и экономических трудностей. Среди них: слишком высокая стоимость модификации двигателей, трудности с применением в слишком жаркую и холодную погоду, сложность и дороговизна транспортировки. Впрочем, эти проблемы решаемы, но есть главная – крайняя ограниченность мест, где может производиться биотопливо, конкурентоспособное с ценами за баррель нефти.

Этанол из жаркой Бразилии дешевый, а в большинстве других стран климат более прохладный и подходящих культур намного меньше. Цена биотоплива, произведенного в США, в два раза выше даже умеренных цен за баррель нефти (намного ниже нынешних). В Европе – почти втрое (потому что растения этих регионов аккумулируют меньше солнечной энергии). На самом деле в развитых странах индустрия «живет» благодаря лишь мощной поддержке местных государств на всех стадиях технологического цикла, в том числе за счет субсидий.

Есть и другая проблема, пожалуй, неразрешимая – огромный дефицит сельхозсырья, которое необходимо в том числе для производства биотоплива. Чтобы довести долю биотоплива хотя бы до нескольких процентов от мирового энергопотребления, потребуется переработать миллиарды тонн биомассы. Возобновляемая ее часть составляет 200 миллиардов тонн, причем лишь крохи от этого объема можно изъять без угрозы глобального нарушения процессов в биосфере.

А что же в это время будет кушать растущее в численности человечество? Мировой пахотный клин достиг максимальных размеров в конце 80-х годов прошлого века, и с тех пор мы увеличить его не в состоянии. Сокращение земель сельхозназначения – тоже реальность. Короче говоря, пригодная для производства биотоплива масса совершенно не способна обеспечить то количество энергии, которое мы ежегодно получаем при сжигании десятка миллиардов тонн высококалорийных ископаемых.

Так зачем это все надо продавцам самих ископаемых – нефти и газа? А затем, чтобы изобразить борьбу за «альтернативное топливо», экологию и прочие вкусные вещи. Нефтяники очень хитро раскрывают рыночные объятия заведомо неконкурентному биотопливу, прекрасно зная, что подавляющую часть сбыта они легко удержат за собой. Кроме того, в биотопливной истерии прекрасно затерялись действительно конкурентные технологии – реально альтернативное топливо.

О них и поговорим.

 

Топливо на воде

Любой автолюбитель знает, что в сырую, туманную погоду у карбюраторного двигателя словно открывается «второе дыхание» - появляется плавность движения, легче берутся уклоны, даже скорость растет. Это в карбюратор вместе с воздухом попали мельчайшие частички воды, которые потом в цилиндрах превращаются в кислород с водородом и «бодрят» двигатель. В развитых странах есть экспериментальные «аквамобили» на водно-топливной смеси. Однако эти эмульсии без постоянной встряски при помощи дорогого ультразвукового генератора быстро расслаиваются на бензин сверху и воду снизу. А у нас все оказалось гораздо интереснее.

В середине прошлого века группа энтузиастов с кафедры МАДИ испытала двигатель внутреннего сгорания, который представлял собой некий гибрид дизеля и обычного карбюраторного. Запуск его производился от стакана бензина, потом зажигание отключалось, а в цилиндр через форсунки обычным топливным насосом подавалась нагретая и сильно сжатая вода со специальными добавками - в чем и был главный секрет. Двигатель установили на лодке. Исследователи два дня носились на ней по Азовскому морю, сами зачерпывали воду и заливали в бак по нескольку ведер в день. Выхлоп двигателя был один - вода. В подмосковных Химках в 1968 - 73 годах несколько автобусов ЗиЛ–158 работали на водно–бензиновых эмульсиях, но потом испытания свернули: бензин–то стоил дешевле газировки с сиропом.

Через тридцать лет, в 80-х годах, не ведая об этих испытаниях, доктор химических наук профессор Эдуард Исаев со своими учениками в НПО «Аквазин» совершили, наконец, то самое чудо, создав водно-топливную эмульсию, пригодную для двигателей. Широкие исследования проводились по всей стране с участием министерств и самых видных профессоров. Но к тому времени СССР уже плотно сел на «нефтяную иглу». Под давлением нефтяников все испытания сначала засекретили, а в научную печать пустили только данные первых испытаний, где эмульсия «жила» не более трех дней. Об испытаниях в Химках благополучно «забыли».

Исаев, к счастью, об этих «публикациях» узнал, когда уже сотворил то, что официально объявили невозможным. Его команда разработала особый эмульгатор, позволяющий водно-топливной смеси работать без применения ультразвука. Новое горючее назвали аквазин - «аква» понятно, а «зин» - это окончание от бензина. «Водный бензин» оказался безсвинцовым высокооктановым топливом. Его получают путем соединения воды с продуктами нефтепереработки либо с природным или попутным газом при помощи того самого эмульгатора, который не дает расслаиваться водно-бензиновой смеси.

Не нужно быть гением, чтобы понять экономическую и экологическую выгоду смешивания с водой бензина, керосина и дизтоплива без потери качества и свойств. Аквазин, по сути, вообще заменяет стандартное горючее из нефтепродуктов. Его несомненные преимущества - пониженное содержание вредных веществ и отсутствие соединений свинца в отработавших газах. В них в 3-5 раз меньше закиси углерода, а окислов азота - на 25-30%. А это немало, учитывая, что мы фактически дышим воздухом, некогда выдохнутым предками, а другого в весьма тонкой атмосфере Земли просто нет. Вот и аквазин призван сохранять атмосферу более чистой.

Первые образцы аквазина содержали от 10 до 30 процентов воды и были адаптированы к серийному двигателю с искровым зажиганием без каких-либо переделок. В перспективе – доведение доли живительной влаги до 70%. По словам Исаева и результатам его исследований топливо для двигателей внутреннего сгорания будущего будет состоять из воды с добавлением бензина, работающее на основе такой же эмульсии. Причем если у бензина октановое число 50, то у самого аквазина оно 85 (!).

Другие достоинства аквазина - повышенная антидетонационная устойчивость: уменьшение теплонапряженности двигателя на 200шС и увеличение его мощности за счет повышения степени сжатия. При повышении процентного содержания воды качество топлива повышается еще - за счет использования высокоэффективных водорастворимых антидетонаторов, которые могут растворяться в чистом бензине.

 

Призрак неизвестного «Мерседеса»

На излете СССР в 1990 году при Академии Наук была создана общественная организация «Аквазин», разработавшая программу производства альтернативного топлива. Она вошла в Госпрограмму экологически безопасной энергетики. Был решен вопрос строительства в Нижневартовске первой промышленной установки, которая должна была давать 30-50 тысяч тонн аквазина в год. Что последовало на следующий год всем известно, а судьба «аквазиновой промышленности» понятна.

В развитых страна тоже не сидели на месте – на любое нефтяное лобби там найдется небольшое, но зубастое научно-техническое. В 2000 году ныне печально известный французский концерн «Эльф» выпустил новое топливо для дизельных машин - соляро-водную смесь «аквазоль». Такой состав должен обеспечить снижение вредных выхлопов, в том числе сажи, на 80%, а окислов азота - на 30%. Эти данные получены в ходе тест-пробегов суммарной протяженностью более миллиона километров. Правда, новое топливо стоило все равно больше солярки. А директор «Эльфа» вскоре стал фигурантом международного уголовного дела о хищении нескольких миллиардов долларов.

Гораздо лучше получилось у американцев. В городе Рено штата Невада есть компания «А-55», которая предлагает установки по производству «дешевого чистого топлива» с одноименным названием. Это та же водно-дизельная эмульсия, которую мы создали еще в 80-х годах прошлого века. Зато мы умеем делать вводно-бензиновые и вводно-керосиновые эмульсии. Когда эмульгатор А-55 внедрили на американских автобусах с содержанием воды 50%, местные придурки перестали кричать «не верю», но заявили, что США нас обогнали. «Поэтому нефть, труба, бензин и никаких штучек».

Но эмульгировать дизтопливо намного проще, чем бензин и керосин. Оно требует гораздо меньшую величину реологических характеристик (вязко-текучие свойства). Исаев же решил куда более сложную задачу - создал водно-бензиновую смесь, где эмульсия должна быть не только стойкой, но по своим характеристикам не отличаться от бензина. Иначе карбюратор не будет всасывать смесь и работать. А в дизельном двигателе все проще, там топливо вталкивает плунжер. Цели «А-55» понятны – рынок сбыта, но у нас-то есть НПО «Аквазин». У нас – это у русских производителей и потребителей, а не «энергетических державников».

Чем грозит «аквазиновая революция» нефтяным корпорациям – понятно. Вы что-нибудь слышали об автомобиле «Мерседес С-11», который работал на изготовленном по советской лицензии движке? Ее двигатель развивал мощность в 170 лошадей, и при этом она брала всего 3 литра топлива на 100 километров. Эта модель исчезла, ее нет даже в модельном ряде «Даймлер-Бенц», но обрывочные сведения сохранились. При этом известно, что кто-то выплатил немцам все расходы на советскую лицензию и неполученную прибыль. Известно кто.

 

Черное золото

Что же до выгоды для экономики страны, то она настолько очевидна, что и говорить о ней даже как-то неудобно. Однако многокилометровые походы по правительственным кабинетам и все попытки профессора Исаева осчастливить Родину своим изобретением до сих пор успехом не увенчались. Причины этого очевидны не менее выгод изобретений - обличать кремлядь в свинстве и лишении энергетики страны будущего просто надоело.

Впрочем, если с нефтегазовой «Ымперией» давно все ясно, то с общемировыми перспективами аквазина неясно практически ничего. О роли нефти в современной истории прекрасно знают все. Собственно говоря, все войны, конфликты и внешняя политика вообще направлены на завоевание источников энергосырья и контроль путей его транспортировки. Этим можно объяснить настороженность и недоверие, с которыми Исаев сталкивается уже в иностранных компаниях. Последствия можно просчитать: падение цен на энергоносители и глобальное смещение приоритетов мировой политики.

Тем не менее, можно долго твердить «лишь бы не было войны», но артиллерийская канонада рано или поздно возвестит о рождении совсем другого мира. Нефть, как известно, ресурс конечный. Человечество сжигает почти 12 миллиардов литров нефти в сутки. Ее потребление, по расчетам американских аналитиков, растет на 2% в год. Уже к 2010 г. половина запасов нефти будет выбрана. Увеличивается потребление нефти развивающимися странами. В 2025 г. один Китай станет импортировать нефти в 2 раза больше американцев. Если те вообще переживут грядущий крах доллара.

Известно, что хотящие мира готовятся к войне заранее в то же мирное время. Изобретение профессора Исаева явно не останется только в емкости сувенирной автоцистерны, которую Эдуард Иванович демонстрирует всем сомневающимся. Хотя с нефтью тоже надо что-то делать, на это у русских ученых тоже есть ответ – как, например, довести нефтяные скважины до 95% извлекаемости. Или увеличить коэффициент нефтеотдачи пласта.

А есть изобретение еще невероятнее аквазина. В городе Пермь местный гений Аркадий Бакаев создал «приставку», благодаря которой автомобили ездят без бензина. На обычной воде! Нефтяные шейхи вешаются.

Но это уже совсем другая история…