АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 19 марта 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Певец запрещенной страны
2008-01-15 Вадим Курылев
Певец запрещенной страны

На вопросы Вадима Штепы отвечает петербургский музыкант, бывший участник ДДТ, а ныне лидер группы "Электрические Партизаны", автор «краеведческого» гимна «Ингерманландия» Вадим Курылёв 

В.Ш.-  Ты долгое время играл в ДДТ и даже воспринимался публикой как один из создателей специфического "драйва" этой группы. Что заставило тебя ее покинуть? Воля к собственному творческому самовыражению? 

В.К. - Ну это, вообще-то, вполне естественный процесс для творческих коллективов: кто-то уходит, кто-то приходит. Я всегда что-то свое сочинял - то более, то менее активно - и пытался это совмещать с участием в ДДТ, но наступил момент, когда совмещать стало невозможно. У Юрия Шевчука замечательные песни, но на свете есть еще много людей, которые готовы помогать ему в воплощении творческих планов, а кто займется моими - кроме меня самого? И я сделал выбор в пользу собственных песен.  

- Твоя песня "Ингерманландия" стала невероятно популярна у питерских регионалистов, даже можно сказать – фактически вдохновила здесь краеведческое движение. Как ты пришел к этой идее и ожидал ли сам такого эффекта? 

- Я не думаю, что одна песня была способна вдохновить движение – скорее наступил момент и для песни и для движения. Я рад, что первым или одним из первых в отечественной рок-музыке затронул тему Ингерманландии, но думаю, что это только начало. Должны появиться еще песни. Движение местных регионалистов, на мой взгляд, при всей своей спорности и неоднозначности - очень перспективное и интересное. Оно еще только набирает обороты. 

Могу рассказать вкратце, как я пришел к художественной идее создания альбома «Ингерманландия». Будучи много лет в составе группы ДДТ я объехал очень много городов и регионов нашей необъятной пост-имперской родины. И вот на что я много раз обращал внимание: в каждом более-менее крупном городе (а подчас и в совсем маленьких городах) существуют так называемые краеведческие музеи, в которых можно узнать подробную историю края на много веков назад. Вне зависимости от того, был город, в котором находится музей, или его еще не было – везде описывается именно история края, какие народы жили, какие песни пели, с кем воевали и т.д. В нашем же прекрасном городе вся история начинается на отметке 1701, а дальше, то есть раньше – вообще ничего. Спросите любого самого что ни на есть коренного питерца – что было здесь до Петра Первого, и ответ будет – ничего не было, просто болото. 

В какой-то момент я начал искать информацию об истории края. Удивительно – думал я –  яркая и насыщенная трехвековая история Петербурга просто затмила  все, что было раньше! Несколько позже я пришел к выводу, что история Ингрии практически специально замалчивалась на государственном уровне – начиная с Петра и до наших дней. Типа:  раз здесь раньше не было России, то, значит, не было НИЧЕГО, и не фиг тут. Ну, Александр Невский тут кого-то разбил, новгородцы приходили как-то – и все. О том, что здесь был целый город Ниеншанц, много деревень и даже регулярное почтовое сообщение с Европой – об этом питерцы узнают только в последние годы, да и то в основном благодаря интернету и каким-нибудь шведским изданиям. Лишь недавно стали какие-то выставки появляться, посвященные Ландскроне или Ниеншанцу. А трагическая история ижорских народов, так похожая на то, что мы в детстве читали про американских индейцев, история с массовыми выселениями, деревнями-резервациями, запрещением национальных языков – кто знает об этом? В Новгородскую республику Ингрия входила – ну то же, типа, не Россия, а практически европейское государство. Новгород за свою былую самостоятельность, кстати, до сих пор горько расплачивается. Империя таких не любит. 

В общем, такая тема не могла меня не вдохновить. Ингерманландия – фактически запрещенная, забытая, вычеркнутая отовсюду страна, продолжающая существовать как бы не в материальном, а в мистическом воплощении, в обрывках легенд исчезнувшего народа - вдруг стала проявляться для меня сквозь обсыпающиеся стены приходящей в упадок бывшей столицы Империи. Словно голоса древних вожан стали доноситься до моего слуха через дыры в асфальте, и тот же ветер, что 300 лет назад надувал паруса ижорских рыболовов, печально завывал теперь под железными мостами в тщетной попытке смыть этот город холодной невской водой. Это было как обжигающее соприкосновение с параллельным миром. Трагическое напряжение Петербурга вдруг наполнилось для меня новым смыслом - и я попытался передать эти ощущения в песнях альбома. В 90-е годы очень много говорилось о патриотизме, но я в какой-то момент понял, что Россия – слишком велика, чтобы я мог чувствовать себя ее патриотом. Я всегда был скорее, патриотом Петербурга, но при всей моей любви к нему, Петербург был для меня городом без корней, городом искусственным, болезненно-прекрасным и тревожным – городом-произведением-искусства - он не мог быть Родиной в полной мере. И вот, открыв для себя  историю Ингерманландии, я пришел к осознанию своей Родины. 

- Какие еще рок-группы (если таковые существуют) ты мог бы назвать из тех, что также интересуются подобными мистико-краеведческими темами - как в Ингерманландии, так и в других регионах?

- Если честно, я не знаю. На ум приходит сразу же «Калинов Мост» и «Беловодье», но мне интересно само по себе краеведение - я не интересовался темой «краеведение в русском роке». Обычно это связано с сильным уклоном в музыку фолк. Думаю, что в России немало таких групп, особенно сейчас, когда даже в шоу-бизнесе этническая и фолк-музыка выходит на лидирующие позиции. Мы же непосредственно фолк-рок не играем, наоборот мне больше нравится связывать некий «региональный» мистицизм с современным космополитическим роком. Я уверен, что гитару с фузом придумали еще гиперборейцы, и человечество в нашем лице истосковалось по этому звуку за сотни тысяч лет, которые прошли с момента гибели ТОЙ цивилизации. Электрогитара – инструмент, который связывает сердце нашей планеты с космосом, а нас, петербургских андеграундщиков, с культурой Гипербореи.                                                                                 

- Какие литературные, философские, исторические произведения  тебя вдохновляют?  

- В период подготовки «Ингерманландии» я читал много книг о Северной традиции, о Гиперборее, рунах, и т.д. Перечитывал «Калевалу», Книгу Велеса. В некоторых песнях альбома это очень заметно, например в «Полюсе Неба». Я старался осознать Ингерманландию как периферию Гиперборейской цивилизации, сгинувшей в северных льдах. Потому – «Осколок ледяного платья». И если сама заглавная песня больше посвящена непосредственно Петербургу, или точнее – метафизической связи современного города с древней Ингрией, то закрывающий альбом «Полюс Неба» посвящен непосредственно связи напрямую внутреннего мира человека с мистической праисторией человеческой цивилизации. 

- В песне (а точнее, видимо, гимне группы) «Психогерилья» ты называешь себя "семантическим анархистом". Если можно, немного расшифруй эту философию "Электрических Партизан". 

- Это прикол, конечно, а никакая не философия. Если досконально разобрать смысл обоих слов, то смысл  словосочетания самоликвидируется. Если более серьезно, то это  восходит к традициям русской авангардной поэзии начала 20 века, к  использованию слов в стихах не в общепринятых значениях, а в значениях, назначенных самим автором. Часто это использовалось, например, в сонорных стихах. Здесь у меня параллель проведена в первую очередь с рок-н-роллом, потому что в рок-н-ролле много именно сонорности (звучности – ред.). Поэтому я «звуком грязен, душою чист – семантический анархист», то есть «я честный рок-н-ролльщик, как хочу, так и говорю». Но вообще-то, все это так серьезно нельзя разбирать, я же не какой-нибудь Хлебников…

- Ты - выходец из ДДТ, в группе у вас играет бывший барабанщик "Алисы" Михаил Нефедов. Можно ли считать "Электрических Партизан" своего рода "переформатированием" культовых групп русского  рока? Что вообще ты думаешь о ситуации в современной  русской музыке? Рок-н-ролл мертв - или все еще ведет партизанские  бои?

- Барабанщик из одной великой группы, гитарист из другой – мало ли там, кто где играл. В русском роке все построено на личностях лидеров групп – инструменталисты мало кого интересуют. Мы с Мишей давно дружим и давно хотели создать совместную группу. Да, нам хотелось бы сделать нечто такое, что можно было бы назвать «новым дыханием русского рока», и мне кажется, что мы это и делаем, но то ли широкой публике это совсем непонятно, то ли сейчас без проплаченного пиара вообще никуда – «Электрические Партизаны» сейчас совершенно подпольная клубная группа, с ДДТ и Алисой никак не сопоставимая. Впрочем, мы от этого не сильно страдаем, у нас есть огромная ценность – наша творческая свобода. Что касается рок-н-ролла – он мертв сейчас для многих, возможно даже  для большинства, но потому мы и называемся «партизаны», что мы продолжаем действовать на территории, захваченной шоу-бизнесом, там, где официально война проиграна – мы не признаем официальных законов, мы не хотим служить Его Величеству Доллару, мы – неподчинившиеся, и пока есть мы и такие, как мы – рок-н-ролл скорее жив, чем мертв. 

- Поскольку мы беседуем для Агентства Политических Новостей, не могу не спросить о твоем отношении к текущей политике. Голосуешь ли ты за кого-нибудь - или тебе эта сфера неинтересна вообще, или ты пока не видишь каких-то новых сил? На мой взгляд, в нынешней российской политике все перепуталось окончательно - так, диктатуру "его величества доллара" на словах отвергают и многие патриоты Империи - что ничуть не мешает им торговать ее ресурсами, а в "продаже за доллары" они обвиняют именно сторонников регионального самоуправления...

- Говорить о сегодняшней политике как-то конкретно я не могу. Мне все эти политические разборки совсем не нравятся. Мне больше всего по душе мироустройство общества по модели свободных европейских городов средневековья, но я не знаю, возможно ли это в современном мире. Мне симпатичен партизан Маркос, но он скорее не политик, а анти-политик. Не могу сказать, что меня НЕ волнует то, что происходит в нашей стране и в мире – многое очень даже волнует, но я считаю, что политикой занимаются либо те, кто стремится к власти, либо те, кто хочет встать под чью-то власть. Я не хочу ни того, ни другого. Я против власти вообще, я, скорее всего, анархист. На выборах я был раза два в жизни – когда служил в армии. Но мне быть анархистом, конечно, легче, чем многим другим людям, поскольку я, так сказать, творческий работник – это для меня естественно. И мне странным кажется, когда рок-музыканты, как Кинчев, например, оказываются монархистами-державниками. В этом мне видится что-то неестественное. Рок-музыкант в моем понимании может быть анархистом, буржуазным либералом, ультра-левым или даже националистом, но монархистом – это странно.  

Монархия в России это автоматически ультра-имперская политика. Рок-музыкант должен противостоять империи, а уж тем более – самодержавию. Это мое твердое убеждение. Я не очень знаю подробности борьбы «имперцев» и регионалистов, но если надо будет сделать практический выбор – я, конечно, буду за регионалистов.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Ориентация - Север
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
16.3.2019 Юрий Нерсесов
Рамзанизация. «Падишах моего народа - чеченец. - Объявил в своём блоге бывший министр обороны масхадовской Ичкерии, а ныне депутат парламента кадыровской Чечни от «Единой России» Магомед Ханбиев. - Я с русскими никогда не разговариваю. Я русским никогда слово не говорю. Я никакому русскому не сдавался. У меня не было разговора ни с одним русским генералом, ни с офицером. И я их не люблю даже сегодня. Я сын Ичкерии!» После некоторой паузы уважаемого Магомеда стали отмазывать в стиле незабвенного «Рафик ни в чём не виноват!»

8.3.2019 Андрей Дмитриев
Политический портрет. Безусловно, главной задачей Совершаевой на сегодня является успешное проведение губернаторских выборов. С чем, как уже очевидно, имеются большие проблемы. Усиление клана Ковальчуков и то, что Совершаеву называют теперь их «полномочным представителем» в Смольном, вызывает недовольство других групп влияния федерального уровня. Возможно, расклад сил изменится уже в ближайшее время.

3.3.2019 Юрий Нерсесов
Властители дум. Так сам ли Быков пишет свои книги? Или за него литературные негры строчат, как за министра культуры России Владимира Мединского? Мне страшно даже думать про такую пакость, а потому предлагаю верить в лучшее. То есть в раздвоение Зильбертруда. Или в спорящих внутри его черепушки тараканов-мозгоедов.

22.2.2019 Олег Миронов
Apocalypse now. Сурков - автор неплохих декадентских стихов и даже Агата Кристи под его патронажем записала альбом. Любопытно, что там есть такие слова: «Наш хозяин - Денница». Денница — это Люцифер. Думаю, что он применял методы добиться откровения в попытках понять, прочувствовать «русское бессознательное». Там, в этом состоянии, в этих практиках, вполне вероятно, и встретился с тем самым «хозяином».

19.2.2019 Александр Сивов
Сопротивление. Толпа регулярно скандировала частушки с упоминанием слова «Беналла». Злые языки в СМИ намекают, что Александр Беналла – любовник президента Эммануэля Макрона. Сегодня он компрометирует его не меньше, чем когда-то Распутин компрометировал последнего русского царя...

4.2.2019 Александр Сивов
Сопротивление. То, что творилось в Париже в эту субботу, 2 февраля, на так называемом «Акт 12» (двенадцатая суббота протестов), - беспрецедентно. И это при том, что последние три субботы протестных акций происходили относительно спокойно по сравнению со столкновениями 5 января. Но всё по порядку.

24.1.2019 Андрей Дмитриев
Эхо истории. 75-летие полного снятия блокады – хороший повод вспомнить о тех, кто руководил в те годы жизнью города и его обороной. Речь пойдёт об одном из ближайших соратников главы Ленинграда Андрея Жданова – втором секретаре обкома партии, генерале Терентии Штыкове. Личность весьма примечательная, оставившая немалый след не только в отечественной, но и в мировой истории.

23.1.2019 Владислав Шурыгин
Социал-дарвинизм. Всячески поддерживая и одобряя (а как иначе!?) всё задумки «ОнВамнеДимона», я предлагаю назвать этот год работы в правительстве, годом Спасения и Сохранения электроэнергии (сокращённо СС). Медведеву присвоить звание почётного рейхсфюрера СС. А к названию страны Российская Федерация, если всё у них получится, добавить гордое Konzentrationslager…

21.1.2019 Юрий Нерсесов
Властители дум. С точки зрения левых тараканов Сёмина, Фридрих Энгельс на вопрос «Наш ли Шлезвиг-Гольштейн?» должен был ответить «Наш ли Крупп?», а затем разоблачить захватническую позицию прусского империализма. Он его и разоблачал, но строго по делу.

13.1.2019 Юрий Нерсесов
Властители дум. Быков-Зильбертруд, Дымарский и Венедиктов имеют полное право сожалеть о Гитлере-освободителе. Не понятно только, с какого перепугу их оплачивает владелец «Эха Москвы» «Газпром». Не потому ли, что многие столпы этого государства сами испытывают слабость к фюреру и его приспешникам? Или, по крайней мере, считают их более позитивными историческими фигурами, чем советские лидеры.