АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 21 января 2017 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Брестская цензура Лукашенко
2010-11-03 Юрий Нерсесов
Брестская цензура Лукашенко
Продюсер фильма «Брестская крепость» не решился перенести на экран идеи Виктора Суворова.

Демонстрация российско-белорусского исторического боевика о  защите Брестской крепости началась с накладки – звук пропал начисто. Но продюсер фильма – Игорь Угольников не растерялся. Пока в зал доставляли копию, он вспомнил свое основное ремесло шоумена и  почти час рассказывал прибывшим в Минск российским журналистам о переполняющем душу патриотическом энтузиазме, с которым работал над картиной.

 

В ходе беседы гражданин продюсер проявил себя убежденным сторонником идей главного гитлеровского пропагандиста Йозефа Геббельса, впоследствии развитых беглым советским разведчиком Владимиром Резуном (Виктором Суворовым). Геббельс и Резун учили, что бедняга Гитлер был просто вынужден напасть на СССР, чтобы упредить готовящееся вторжение Сталина, а примкнувший к ним Угольников поведал зрителям новые подробности коварных планов кремлевского горца. По его словам, в Брестской крепости предполагалось разместить захваченных в ходе сталинского наступления немецких военнопленных, а охранять их должен был сформированный из чеченцев с ингушами 145-ый полк НКВД. Когда же поневоле ставшие агрессорами немцы ворвались в крепость, вайнахи объявили им джихад, бросились на вражеские пулеметы с одними саперными лопатками и героически погибли.

 

Сразу стало понятно, почему режиссером фильма с подачи Угольникова стал Александр Котт. Экранизируя роман Валентина Пикуля «Реквием каравану  PQ-17», они со сценаристом изъяли из него нетолерантную линию о подставе англичанами  конвоя под удар немцев, зато щедро добавили зверств сталинского режима.  Согласно Котту, кровавая гэбня заставила несколько десятков мурманчанок грузить на корабль предназначенное для оплаты английских военных поставок золото. Когда же ослабевшие от голода бабы уронили тяжелый ящик и увидели слитки, на пристань прискакал бериевец на белом коне и пустил всех в расход.

 

После вступительной речи продюсера я был уверен, что и в «Брестской крепости» нас ожидает нечто подобное, а заверения, что все задействованное вооружение и техника и, прежде всего, немецкие танки – точная копия настоящих, наоборот, окажутся враньем. Я ошибся ровно наполовину. По части танков Угольников и вправду наврал. На экране ползали относительно удачные подобия T-III, тогда как в реале действовали  созданные на их базе штурмовые орудия StuG III и французские трофейные S-35. Зато по части содержания меня ждал сюрприз – ничего из заявленного перед сеансом в картине так и не появилось. И про готовящееся нападение на мирные немецкие города никто не заикнулся, и полк чеченских мстителей с саперными лопатками скукожился до трех джигитов, несколько секунд танцевавших в углу зикр.

 

Вместо очередного «Штрафбата» или «Утомленных солнцем» российские журналисты увидели не особенно выдающуюся, но вполне добротную и реалистичную военную картину, подобные которым «Беларусьфильм» и другие советские киностудии снимали при благодушном Леониде Ильиче в немерянных количествах. Есть в ней несколько сильных эпизодов (прежде всего попытка немцев прорваться в крепость, прикрываясь женщинами и детьми), но немало и проходных сцен. Боевые эпизоды сняты в целом пристойно, но попытки скрестить реалистическую манеру с совершенно излишним в данном случае модернистским выпендрежем раздражают. Конечно, Марк Шагал - один из самых известных белорусских художников, но когда в финале штурма после взрыва 1800-килограммовой авиабомбы защитники крепости уподобляются его летающим по небу персонажам, это режет глаз.

 

Игра в основном малоизвестных актеров невыразительна, что вряд ли стоит ставить в вину им и режиссеру, ибо выше головы не прыгнешь. Это Тарантино в «Бесславных ублюдках» из немногим более талантливой, чем манекен, топ-модели Дианы Крюгер конфетку а ля Марлен Дитрих сделал, а Котт сильно не Тарантино.  Единственным запомнившимся персонажем, как ни странно, получился лейтенант особого отдела НКВД Вайнштейн. Упитанный любитель художественной самодеятельности мог оказаться  свирепым упырем ,как в «Караване  PQ-17», или  благостным придурком, как в финале «Утомленных солнцем-2», но обернулся классным опером - в разгар боя под артиллерийским обстрелом расколол немецкого агента, не хуже чем Жеглов Ручечника и Кирпича. Сыгравший особиста актер Михаил Павлик, без сомнения, заслуживает специальной премии белорусского КГБ, а вот за отсутствие в фильме геббельсизма-резунизма и чеченского полка  поблагодарить стоит совсем другого человека.

 

Ограничить фантазии съемочной группы, могли только заказчики, которыми в данном случае являются власти России и Белоруссии. Первые отпадают сразу. И Дмитрия Медведева, не устающего разоблачать проклятое прошлое, и Владимира Путина, заявившего, что Брестскую крепость обороняли не несколько десятков, как в реальности, а без малого 3 тысячи чеченцев, фильм, снятый в соответствии  с идеями  Угольникова и Котта, только порадовал бы. Роль свирепого цензора в данном случае мог сыграть только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Лично или через поставленных кураторов – не суть важно. Главное, что эти люди справедливо сочли, что продвигать теорию Геббельса – Резуна в данной ленте не стоит. А защищавший брестские бастионы  132-ом батальон НКВД состоял в основном из бойцов славянских национальностей, которых не следует превращать в вайнахов. Точнее, все это делать можно, но только не за государственный счет. Если же для кого-то статус крепостных актеров унизителен, то у нас свобода творчества – всегда можно предложить свои услуги другому барину или перейти в ряды вольных скоморохов.

 

Творцам «Брестской крепости» не хотелось менять барина и терять жирный госзаказ в 225  миллионов рублей, а потому ограничились парой-тройкой мелких кукишей в кармане. Например, укоряя будущего героя обороны майора Петра Гаврилова за панические слухи о грядущем вторжении, Вайнштейн мимоходом называет Третий Рейх союзником СССР, хотя в реальности Москва и Берлин заключили всего лишь пакт о ненападении. Затем уже в ходе боя противник захватывает внутри крепости переделанную в гарнизонный клуб церковь, однако о выбившей его с этой важной позиции контратаке умалчивается. Как и о том, что часть гарнизона все же смогла вырваться из окружения, а Гаврилова после освобождения из немецкого лагеря не посадили в советский. (Хотя и долго не присваивали ему заслуженного звания Героя Советского Союза).

 

…В светлом демократическом будущем Котт и Угольников смогут рассказать, что они-таки протащили на экран кусочек суровой правды, обманув присланных минским диктатором душителей свободы. Пока же их скорбный труд в очередной раз убедил почтеннейшую публику, что некоторым творцам жизненно необходим строгий надсмотрщик с внушительным пучком финансовых розог.

 

Юрий Нерсесов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
18.1.2017 Густав Эрве
Третья Мировая. Новая американская администрация Дональда Трампа продолжает курс предыдущих и также настроена антикитайски. Команда Трампа видит Китай как главнейшую угрозу американской экономике и мировому господству. От неё следует ждать дальнейшей милитаризации и очередной вереницы кризисов в Южно-Китайском море с перспективой их дальнейшего перерастания в полноценный китайско-американский конфликт.

8.1.2017 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Задач у михалковской кинобратии две. Первая: распилить и освоить максимум денег из российского бюджета. Вторая: представить за эти деньги Россию максимально мерзкой и убогой. Чтобы до каждого дошло: до пришествия Ельцина, за которого Михалков агитировал 20 лет назад, и воцарения Путина, которому он поёт гимны сейчас, ничего, кроме дикости и грязи, на русских полях не вырастало.

6.1.2017 Александр Сивов
Война и мир. Происходящее в настоящее время в Турции очень далеко от картинки дружественного и гостеприимного соседнего государства с прекрасными пляжами и недорогими отелями, которую - в противоположность тому, что говорили ещё год назад - создают подкремлёвские СМИ в России. Там происходит настоящий шабаш вырвавшихся на волю в результате правления Реджепа Эрдогана джиннов войны, для которого вопрос простого физического выживания в 2017 году не менее актуален, чем сохранение режима личной власти.

4.1.2017 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Огрызки «болотной» оппозиции уже радостно предвещают грядущий бунт регионов, крах режима и распад ненавистной России, но в ближайшей перспективе ничего такого нам не грозит. Тем не менее звоночек прозвучал серьёзный, реагировать на него Кремлю придётся и по крайней мере Татарстан компенсацию через инвестиции и трансферты получит. За чей счёт? Понятно, что вотчина Кадырова и его ближайших соседей пострадать не должны, однако есть и более покладистые регионы.

4.1.2017 Ким Чен Ын
Знамя сонгун. Позвольте мне, с законной гордостью окидывая мысленным взором великий год, насыщенный славными чудесами, сотворенными великим народом, от самой сердечной души послать горячий привет, славу и наилучшие пожелания нового, полного надежд, года всему корейскому народу, который, сплотившись вокруг родной партии единством идей, помыслов и воли, делил с ней горе и радость, общую судьбу и с оптимизмом преодолевал беспрецедентные в истории всякие испытания.

31.12.2016 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Третьесортные деревянные актёры "28 панфиловцев", сценарий, достойный плохой компьютерной стрелялки, и тормознутые немцы, угодливо позволяющие главным героям истреблять себя в немыслимых количествах, зрителей не вдохновили. Не помогло даже привлечение к рекламной кампании президента Владимира Путина. Но, вопреки всему, второе дыхание его фильму упорно старается дать примечательная организация с красивым названием «Боевое братство».

30.12.2016 Игорь Пыхалов
Наш Ильич. Знаменитый ленинский лозунг поражения своего империалистического правительства продолжает будоражить умы. Фанаты Российской Империи видят в нём очередное наглядное доказательство предательской сущности большевиков, продавшихся германскому генштабу. Воспринимающие труды классиков марксизма как священное писание леваки сладострастно желают России поражения в Сирии и на Донбассе. Давайте всё-таки разберёмся, к чему же именно призывал Ленин, какими мотивами он при этом руководствовался, а главное, чего хотел этим добиться.

29.12.2016 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Ожидается, что в наступающем 2017 году 20-летие со дня кончины чеченского диссидента и эмигранта Абдурахмана Авторханова, высоко ценимого самим Рамзаном Кадыровым, отметят не менее торжественно, чем его 100-летний юбилей восемь лет назад. Как и тогда, соплеменники обсудят авторхановские разоблачения коммунистического режима, расскажут о его долгой жизни и пламенных разоблачениях российских оккупантов уже при Ельцине. Однако ни один из ораторов не вспомнит о деятельности гражданина Авторханова в 1942-1945 гг. в Германии и на оккупированных ею территориях, хотя она чрезвычайно интересна.

28.12.2016 Александр Пыльцын
Подведение итогов. Наступающий год 100-летия Великой Октябрьской Социалистической революции должен быть отличен от предыдущих лет существования Российской Федерации решительными действиями по прекращению активности явных русофобов из так называемой пятой колонны, изгнанием из России защитников бандеровской хунты современных правителей Украины, бескомпромиссной борьбой с коррупцией, казнокрадством в любых формах, принятием законов о конфискации (экспроприации) имущества.

19.12.2016 Максим Калашников
День грядущий. С чего нужно начинать прорыв в научно-техническом и промышленном развитии России? С веры в самих себя! Как писал герой моего детства, храбрый Ален Бомбар, пересекший Атлантику в надувной лодке – при этом пивший выжатый из пойманной рыбы сок и морскую воду - потерпевших кораблекрушение людей убивают не жажда и не голод. Нет, их приканчивают страх, уныние и паралич воли.
Reklama