АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 27 июля 2016 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Брестская цензура Лукашенко
2010-11-03 Юрий Нерсесов
Брестская цензура Лукашенко
Продюсер фильма «Брестская крепость» не решился перенести на экран идеи Виктора Суворова.

Демонстрация российско-белорусского исторического боевика о  защите Брестской крепости началась с накладки – звук пропал начисто. Но продюсер фильма – Игорь Угольников не растерялся. Пока в зал доставляли копию, он вспомнил свое основное ремесло шоумена и  почти час рассказывал прибывшим в Минск российским журналистам о переполняющем душу патриотическом энтузиазме, с которым работал над картиной.

 

В ходе беседы гражданин продюсер проявил себя убежденным сторонником идей главного гитлеровского пропагандиста Йозефа Геббельса, впоследствии развитых беглым советским разведчиком Владимиром Резуном (Виктором Суворовым). Геббельс и Резун учили, что бедняга Гитлер был просто вынужден напасть на СССР, чтобы упредить готовящееся вторжение Сталина, а примкнувший к ним Угольников поведал зрителям новые подробности коварных планов кремлевского горца. По его словам, в Брестской крепости предполагалось разместить захваченных в ходе сталинского наступления немецких военнопленных, а охранять их должен был сформированный из чеченцев с ингушами 145-ый полк НКВД. Когда же поневоле ставшие агрессорами немцы ворвались в крепость, вайнахи объявили им джихад, бросились на вражеские пулеметы с одними саперными лопатками и героически погибли.

 

Сразу стало понятно, почему режиссером фильма с подачи Угольникова стал Александр Котт. Экранизируя роман Валентина Пикуля «Реквием каравану  PQ-17», они со сценаристом изъяли из него нетолерантную линию о подставе англичанами  конвоя под удар немцев, зато щедро добавили зверств сталинского режима.  Согласно Котту, кровавая гэбня заставила несколько десятков мурманчанок грузить на корабль предназначенное для оплаты английских военных поставок золото. Когда же ослабевшие от голода бабы уронили тяжелый ящик и увидели слитки, на пристань прискакал бериевец на белом коне и пустил всех в расход.

 

После вступительной речи продюсера я был уверен, что и в «Брестской крепости» нас ожидает нечто подобное, а заверения, что все задействованное вооружение и техника и, прежде всего, немецкие танки – точная копия настоящих, наоборот, окажутся враньем. Я ошибся ровно наполовину. По части танков Угольников и вправду наврал. На экране ползали относительно удачные подобия T-III, тогда как в реале действовали  созданные на их базе штурмовые орудия StuG III и французские трофейные S-35. Зато по части содержания меня ждал сюрприз – ничего из заявленного перед сеансом в картине так и не появилось. И про готовящееся нападение на мирные немецкие города никто не заикнулся, и полк чеченских мстителей с саперными лопатками скукожился до трех джигитов, несколько секунд танцевавших в углу зикр.

 

Вместо очередного «Штрафбата» или «Утомленных солнцем» российские журналисты увидели не особенно выдающуюся, но вполне добротную и реалистичную военную картину, подобные которым «Беларусьфильм» и другие советские киностудии снимали при благодушном Леониде Ильиче в немерянных количествах. Есть в ней несколько сильных эпизодов (прежде всего попытка немцев прорваться в крепость, прикрываясь женщинами и детьми), но немало и проходных сцен. Боевые эпизоды сняты в целом пристойно, но попытки скрестить реалистическую манеру с совершенно излишним в данном случае модернистским выпендрежем раздражают. Конечно, Марк Шагал - один из самых известных белорусских художников, но когда в финале штурма после взрыва 1800-килограммовой авиабомбы защитники крепости уподобляются его летающим по небу персонажам, это режет глаз.

 

Игра в основном малоизвестных актеров невыразительна, что вряд ли стоит ставить в вину им и режиссеру, ибо выше головы не прыгнешь. Это Тарантино в «Бесславных ублюдках» из немногим более талантливой, чем манекен, топ-модели Дианы Крюгер конфетку а ля Марлен Дитрих сделал, а Котт сильно не Тарантино.  Единственным запомнившимся персонажем, как ни странно, получился лейтенант особого отдела НКВД Вайнштейн. Упитанный любитель художественной самодеятельности мог оказаться  свирепым упырем ,как в «Караване  PQ-17», или  благостным придурком, как в финале «Утомленных солнцем-2», но обернулся классным опером - в разгар боя под артиллерийским обстрелом расколол немецкого агента, не хуже чем Жеглов Ручечника и Кирпича. Сыгравший особиста актер Михаил Павлик, без сомнения, заслуживает специальной премии белорусского КГБ, а вот за отсутствие в фильме геббельсизма-резунизма и чеченского полка  поблагодарить стоит совсем другого человека.

 

Ограничить фантазии съемочной группы, могли только заказчики, которыми в данном случае являются власти России и Белоруссии. Первые отпадают сразу. И Дмитрия Медведева, не устающего разоблачать проклятое прошлое, и Владимира Путина, заявившего, что Брестскую крепость обороняли не несколько десятков, как в реальности, а без малого 3 тысячи чеченцев, фильм, снятый в соответствии  с идеями  Угольникова и Котта, только порадовал бы. Роль свирепого цензора в данном случае мог сыграть только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Лично или через поставленных кураторов – не суть важно. Главное, что эти люди справедливо сочли, что продвигать теорию Геббельса – Резуна в данной ленте не стоит. А защищавший брестские бастионы  132-ом батальон НКВД состоял в основном из бойцов славянских национальностей, которых не следует превращать в вайнахов. Точнее, все это делать можно, но только не за государственный счет. Если же для кого-то статус крепостных актеров унизителен, то у нас свобода творчества – всегда можно предложить свои услуги другому барину или перейти в ряды вольных скоморохов.

 

Творцам «Брестской крепости» не хотелось менять барина и терять жирный госзаказ в 225  миллионов рублей, а потому ограничились парой-тройкой мелких кукишей в кармане. Например, укоряя будущего героя обороны майора Петра Гаврилова за панические слухи о грядущем вторжении, Вайнштейн мимоходом называет Третий Рейх союзником СССР, хотя в реальности Москва и Берлин заключили всего лишь пакт о ненападении. Затем уже в ходе боя противник захватывает внутри крепости переделанную в гарнизонный клуб церковь, однако о выбившей его с этой важной позиции контратаке умалчивается. Как и о том, что часть гарнизона все же смогла вырваться из окружения, а Гаврилова после освобождения из немецкого лагеря не посадили в советский. (Хотя и долго не присваивали ему заслуженного звания Героя Советского Союза).

 

…В светлом демократическом будущем Котт и Угольников смогут рассказать, что они-таки протащили на экран кусочек суровой правды, обманув присланных минским диктатором душителей свободы. Пока же их скорбный труд в очередной раз убедил почтеннейшую публику, что некоторым творцам жизненно необходим строгий надсмотрщик с внушительным пучком финансовых розог.

 

Юрий Нерсесов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
25.7.2016 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Вполне возможно, государственным органам ещё придётся приобретать втридорога чудо-фильтры от ветерана криминального мира Виктора Петрика. Не исключены и новые вложения в «гравицапу» генерала Валерия Меньшикова, а также всеобщее внедрение технологии супруги губернатора Красноярской области Натальи Толоконской по защите от ядовитых выбросов с помощью чистых мыслей.

20.7.2016 Александр Сивов
Интервью. В проповедях мы призываем оказывать помощь Донбассу, кто сколько может, и мы распространяем её через свои церковные каналы в Москве. Делаем это, чтобы на Донбассе знали, что мы здесь правильно понимаем ситуацию, а не только сочувствуем или сожалеем. Мы тут проливаем много слёз и молим бога, чтобы всё это, во-первых, прекратилось. И, во-вторых, желаем, чтобы вся эта ситуация повернулась во благо русских людей.

18.7.2016 Юрий Нерсесов
Война и мир. История знает немало примеров, когда ожесточённые войны между государствами не мешали общей коммерции мультимиллиардеров по обе стороны окопов. Вот и в Донбассе совместному бизнесу олигархов политическое противостояние Москвы и Киева не мешает, и только наивный человек может считать, что правящие там кланы не получают от подобной деятельности своей доли.

10.7.2016 Максим Калашников
Apocalypse now. Принятие «Закона Яровой» показало, что Москва, потерпев крах на внешнеполитическом поле и в экономике, пробует совладать с ситуацией, учинив в череду показательных расправ и «посадок» активных, думающих граждан. Ради запугивания всех остальных, ради окончательного превращения электората в пассивное стадо, бредущее в указанном направлении. Сделана ставка на уничтожение остатков всякой пассионарности – ради сохранения господства безыдейной коррупционно-сырьевой системы.

9.7.2016 Сергей Шаргунов
Эхо истории. Предчувствия, вещие сны, предсказания… Катаев верил во все это, но считал не столько мистическими, сколько материальными, неизученными наукой явлениями. В восемьдесят пять вспоминал юношеский сон на войне: «Мне снилось, что я летаю в какой-то незнакомой большой комнате под самым потолком». Древний вампир, он учился летать темными переделкинскими вечерами... Между прочим, вампир-государственник.

7.7.2016 Алексей Рафалович
Политический зоосад. Дураков, желающих голосовать за осточертевшие ещё в 90-х рожи Хакамады и прочих гинзбургов, найдётся немного, да и среди тех треть поддержит списки Явлинского и Касьянова. Цель операции - утопить все три списка, а место козы-провокаторши, увлекающей либеральных баранов на титаник «Партии Роста», отведена Дмитриевой. У неё язык хорошо подвешен и, в отличие от большинства либерастов, она умеет прикрывать свою сущность «левой» демагогией.

7.7.2016 Сергей Шаргунов
Эхо истории. Когда внучка, поступившая на журфак, принесла домой разговоры, о том, что Валентин Петрович непочтителен с «классиками», он объяснил просто: «Послушай, вот твоя подружка Ленка, есть Дима, есть Ритка… Если бы я спросил тебя про них, что бы ты рассказала? Так вот, я про своих приятелей написал лишь самую малую толику того, что знаю…»

30.6.2016 Алексей Рафалович
Политический зоосад. На основе "Партии Роста" планируется сформировать в Госдуме чубайсовскую фракцию, через которую можно будет пробивать самые отвратительные инициативы наследников Гайдара. Хоть 60-часовую неделю от Прохорова, хоть повышение пенсионного возраста до 65 лет от бывшего министра финансов Алексея Кудрина... Медведев же сказал крымской бабушке, что денег на неё нет, а так перемрёт большинство дорогих россиян до выхода на пенсию - и проблема решена!

28.6.2016 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Признать печальные для России итоги Крымской войны 1853-1856 гг. решительно невозможно. Обвинять тогдашнюю вертикаль власти нельзя. А во избежание неприятных параллелей с нынешними событиями и вообще непатриотично. Значит, надо объявить об одержанной победе над богопротивными предшественниками НАТО. К этому призывал ещё предшественник нынешнего министра культуры России Владимира Мединского Александр Соколов. Теперь время, наконец, настало!

27.6.2016 Дмитрий Сидоров
Спортивные страсти. Подготовленные бойцы побили пьяненьких работяг и клерков! Великая победа! Особенно с учётом финансового аспекта. При задержании у Шпрыгина обнаружились 2 тысячи билетов на матчи России со Словакией и Уэльсом. Наверное, он купил их за свой счёт и готовился вручать в качестве благотворительных подарочков.
Reklama