АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 1 июня 2016 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Брестская цензура Лукашенко
2010-11-03 Юрий Нерсесов
Брестская цензура Лукашенко
Продюсер фильма «Брестская крепость» не решился перенести на экран идеи Виктора Суворова.

Демонстрация российско-белорусского исторического боевика о  защите Брестской крепости началась с накладки – звук пропал начисто. Но продюсер фильма – Игорь Угольников не растерялся. Пока в зал доставляли копию, он вспомнил свое основное ремесло шоумена и  почти час рассказывал прибывшим в Минск российским журналистам о переполняющем душу патриотическом энтузиазме, с которым работал над картиной.

 

В ходе беседы гражданин продюсер проявил себя убежденным сторонником идей главного гитлеровского пропагандиста Йозефа Геббельса, впоследствии развитых беглым советским разведчиком Владимиром Резуном (Виктором Суворовым). Геббельс и Резун учили, что бедняга Гитлер был просто вынужден напасть на СССР, чтобы упредить готовящееся вторжение Сталина, а примкнувший к ним Угольников поведал зрителям новые подробности коварных планов кремлевского горца. По его словам, в Брестской крепости предполагалось разместить захваченных в ходе сталинского наступления немецких военнопленных, а охранять их должен был сформированный из чеченцев с ингушами 145-ый полк НКВД. Когда же поневоле ставшие агрессорами немцы ворвались в крепость, вайнахи объявили им джихад, бросились на вражеские пулеметы с одними саперными лопатками и героически погибли.

 

Сразу стало понятно, почему режиссером фильма с подачи Угольникова стал Александр Котт. Экранизируя роман Валентина Пикуля «Реквием каравану  PQ-17», они со сценаристом изъяли из него нетолерантную линию о подставе англичанами  конвоя под удар немцев, зато щедро добавили зверств сталинского режима.  Согласно Котту, кровавая гэбня заставила несколько десятков мурманчанок грузить на корабль предназначенное для оплаты английских военных поставок золото. Когда же ослабевшие от голода бабы уронили тяжелый ящик и увидели слитки, на пристань прискакал бериевец на белом коне и пустил всех в расход.

 

После вступительной речи продюсера я был уверен, что и в «Брестской крепости» нас ожидает нечто подобное, а заверения, что все задействованное вооружение и техника и, прежде всего, немецкие танки – точная копия настоящих, наоборот, окажутся враньем. Я ошибся ровно наполовину. По части танков Угольников и вправду наврал. На экране ползали относительно удачные подобия T-III, тогда как в реале действовали  созданные на их базе штурмовые орудия StuG III и французские трофейные S-35. Зато по части содержания меня ждал сюрприз – ничего из заявленного перед сеансом в картине так и не появилось. И про готовящееся нападение на мирные немецкие города никто не заикнулся, и полк чеченских мстителей с саперными лопатками скукожился до трех джигитов, несколько секунд танцевавших в углу зикр.

 

Вместо очередного «Штрафбата» или «Утомленных солнцем» российские журналисты увидели не особенно выдающуюся, но вполне добротную и реалистичную военную картину, подобные которым «Беларусьфильм» и другие советские киностудии снимали при благодушном Леониде Ильиче в немерянных количествах. Есть в ней несколько сильных эпизодов (прежде всего попытка немцев прорваться в крепость, прикрываясь женщинами и детьми), но немало и проходных сцен. Боевые эпизоды сняты в целом пристойно, но попытки скрестить реалистическую манеру с совершенно излишним в данном случае модернистским выпендрежем раздражают. Конечно, Марк Шагал - один из самых известных белорусских художников, но когда в финале штурма после взрыва 1800-килограммовой авиабомбы защитники крепости уподобляются его летающим по небу персонажам, это режет глаз.

 

Игра в основном малоизвестных актеров невыразительна, что вряд ли стоит ставить в вину им и режиссеру, ибо выше головы не прыгнешь. Это Тарантино в «Бесславных ублюдках» из немногим более талантливой, чем манекен, топ-модели Дианы Крюгер конфетку а ля Марлен Дитрих сделал, а Котт сильно не Тарантино.  Единственным запомнившимся персонажем, как ни странно, получился лейтенант особого отдела НКВД Вайнштейн. Упитанный любитель художественной самодеятельности мог оказаться  свирепым упырем ,как в «Караване  PQ-17», или  благостным придурком, как в финале «Утомленных солнцем-2», но обернулся классным опером - в разгар боя под артиллерийским обстрелом расколол немецкого агента, не хуже чем Жеглов Ручечника и Кирпича. Сыгравший особиста актер Михаил Павлик, без сомнения, заслуживает специальной премии белорусского КГБ, а вот за отсутствие в фильме геббельсизма-резунизма и чеченского полка  поблагодарить стоит совсем другого человека.

 

Ограничить фантазии съемочной группы, могли только заказчики, которыми в данном случае являются власти России и Белоруссии. Первые отпадают сразу. И Дмитрия Медведева, не устающего разоблачать проклятое прошлое, и Владимира Путина, заявившего, что Брестскую крепость обороняли не несколько десятков, как в реальности, а без малого 3 тысячи чеченцев, фильм, снятый в соответствии  с идеями  Угольникова и Котта, только порадовал бы. Роль свирепого цензора в данном случае мог сыграть только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Лично или через поставленных кураторов – не суть важно. Главное, что эти люди справедливо сочли, что продвигать теорию Геббельса – Резуна в данной ленте не стоит. А защищавший брестские бастионы  132-ом батальон НКВД состоял в основном из бойцов славянских национальностей, которых не следует превращать в вайнахов. Точнее, все это делать можно, но только не за государственный счет. Если же для кого-то статус крепостных актеров унизителен, то у нас свобода творчества – всегда можно предложить свои услуги другому барину или перейти в ряды вольных скоморохов.

 

Творцам «Брестской крепости» не хотелось менять барина и терять жирный госзаказ в 225  миллионов рублей, а потому ограничились парой-тройкой мелких кукишей в кармане. Например, укоряя будущего героя обороны майора Петра Гаврилова за панические слухи о грядущем вторжении, Вайнштейн мимоходом называет Третий Рейх союзником СССР, хотя в реальности Москва и Берлин заключили всего лишь пакт о ненападении. Затем уже в ходе боя противник захватывает внутри крепости переделанную в гарнизонный клуб церковь, однако о выбившей его с этой важной позиции контратаке умалчивается. Как и о том, что часть гарнизона все же смогла вырваться из окружения, а Гаврилова после освобождения из немецкого лагеря не посадили в советский. (Хотя и долго не присваивали ему заслуженного звания Героя Советского Союза).

 

…В светлом демократическом будущем Котт и Угольников смогут рассказать, что они-таки протащили на экран кусочек суровой правды, обманув присланных минским диктатором душителей свободы. Пока же их скорбный труд в очередной раз убедил почтеннейшую публику, что некоторым творцам жизненно необходим строгий надсмотрщик с внушительным пучком финансовых розог.

 

Юрий Нерсесов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
31.5.2016 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. СВР - никакая не «бывшая». Как создана 18 декабря 1991 года указом президента России, так с тех пор и существует. Значит, и расследования никакого по михалковскому заданию не проводила, да и расследовать было нечего – критические статьи повалили в основном после премьеры. Да и нельзя погубить картину, ругая её в газетках и бложиках, куда подавляющее большинство кинозрителей даже не заглядывает.

25.5.2016 Алексей Рафалович
Политический зоосад. Шумно обличая олигархов, включая и главного нанотехнолога, Оксана Дмитриева призвана замаскировать реальный контроль над предвыборной коалицией Партии Роста и «Гражданской инициативы» чубайсоидов Титова и Нечаева. За которыми маячит всё та же ухмыляющаяся рыжая физиономия, ранее стоявшая за «Демократическим выбором» Гайдара, Союзом Правых сил Кириенко и «Правым Делом», когда им руководил Титов.

24.5.2016 Александр Сивов
Россия и Европа. Вместо интереснейших музея и мемориалов Гарибальди рядовым русским туристам итальянские гиды скармливают в немереных количествах тонкости интимных взаимоотношений Цезаря, Антония и Клеопатры. Рассказывают историю Ватикана и римских пап, но не настоящую, грязную, кровавую и скандальную, а специально фальсифицированную и приукрашенную в интересах «Святого престола». Их никогда не поведут на представление в оперу, зато будут пичкать байками про итальянскую пиццу.

23.5.2016 Алексей Рафалович
Политический зоосад. Ясно вижу, как Титов требует отдать российскую экономику Чубайсу, Глазьев в ответ швыряет в него толстенным томом своей экономической программы, а Комолова лупит вождя по голове древком красного знамени. По соседству в битве за возврат Крыма незалежной Украине Резник с Нотягом выдирают друг другу остатки волос. Дмитриева вопит, что Партия Роста - такие же гады, как «Яблоко» и «Справедливая Россия», откуда её выкинули... А откуда-то сверху раздаётся голос с характерным грузинским акцентом: «Чэво ещё ждат от этых право-лэвацких уродов?»

19.5.2016 Александр Сивов
Национал-предатели. Нынешний концерт в Одессе следует рассматривать как совместный плевок в лицо одесситам из Москвы и из Киева: «Вас, одесситов, два года назад «украинские патриоты» рубили топорами, а сегодня вы пришли на бесплатный концерт Макаревича, который этих «патриотов» славит, развлекает и финансирует. И мы покажем по телевидению, как вы ему аплодируете, чтобы все видели, как вы, гнусь одесская, лижете пятки тем, кто вас убивал».

11.5.2016 Алексей Рафалович
Политический зоосад. Среди кандидатов, намеченных к выдвижению в ГосДуму от "Единой России" в Ленинградской области, обнаруживается Елена Николаева, представляющая сейчас в Думе Оренбургскую область. Её политическая карьера заставляет вспомнить другую одиозную депутатку - ныне забытую Ирину Хакамаду.

3.5.2016 Александр Сивов
Сопротивление. Нет средств ни на калек - жертв бойни 2 мая, ни на адвокатов политзаключённых. Россия кинула одесситов даже в этом отношении. Каждое сообщение по телевизору о щедрой гуманитарной помощи Сирии, о сбросе российскими самолётами с парашютов продуктов осаждённому Дер-эз-Зору вызывает у сторонников Русского мира в Одессе взрыв ненависти к Кремлю и лично к Путину, который их, в отличие от сирийцев, сдал на съедение фашистам.

2.5.2016 Максим Калашников
Дефективный менеджмент. Дождались? Кудрин теперь – будущий премьер РФ. В который раз попрощаемся даже со слабой надеждой на появление в стране вменяемой экономической политики. Связка «президент Путин – премьер Кудрин – центробанкир Набиуллина» - это таран для национальной экономики. Вас будут искоренять как класс, дорогие промышленники и аграрии.

28.4.2016 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. Большинство в Думе «Единая Россия» и частично состоящий из её же актива Объединённый Народный Фронт получат благодаря изменению избирательной системы. Отныне половина из 450 депутатов избирается не по партийным спискам, а, как в 1993- 2003 гг., по одномандатным округам, и главное - в один тур.

15.4.2016 Максим Калашников
Apocalypse now. Каюсь: все-таки посмотрел начало прямой линии Путина 14 апреля. И услышал с самого начала то, что сделало всю остальную линию четырехчасовых разговоров пустословием и дешевым шоу. Президент сделал потрясающую по экономическому мракобесию ремарку. Показавшую его полное единство с Набиуллиной и тенью Гайдара. Как заявил Владимир Владимирович: «Главное - это не напечатать деньги, главное - изменить структуру экономики».
Reklama