АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Четверг, 8 декабря 2016 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Брестская цензура Лукашенко
2010-11-03 Юрий Нерсесов
Брестская цензура Лукашенко
Продюсер фильма «Брестская крепость» не решился перенести на экран идеи Виктора Суворова.

Демонстрация российско-белорусского исторического боевика о  защите Брестской крепости началась с накладки – звук пропал начисто. Но продюсер фильма – Игорь Угольников не растерялся. Пока в зал доставляли копию, он вспомнил свое основное ремесло шоумена и  почти час рассказывал прибывшим в Минск российским журналистам о переполняющем душу патриотическом энтузиазме, с которым работал над картиной.

 

В ходе беседы гражданин продюсер проявил себя убежденным сторонником идей главного гитлеровского пропагандиста Йозефа Геббельса, впоследствии развитых беглым советским разведчиком Владимиром Резуном (Виктором Суворовым). Геббельс и Резун учили, что бедняга Гитлер был просто вынужден напасть на СССР, чтобы упредить готовящееся вторжение Сталина, а примкнувший к ним Угольников поведал зрителям новые подробности коварных планов кремлевского горца. По его словам, в Брестской крепости предполагалось разместить захваченных в ходе сталинского наступления немецких военнопленных, а охранять их должен был сформированный из чеченцев с ингушами 145-ый полк НКВД. Когда же поневоле ставшие агрессорами немцы ворвались в крепость, вайнахи объявили им джихад, бросились на вражеские пулеметы с одними саперными лопатками и героически погибли.

 

Сразу стало понятно, почему режиссером фильма с подачи Угольникова стал Александр Котт. Экранизируя роман Валентина Пикуля «Реквием каравану  PQ-17», они со сценаристом изъяли из него нетолерантную линию о подставе англичанами  конвоя под удар немцев, зато щедро добавили зверств сталинского режима.  Согласно Котту, кровавая гэбня заставила несколько десятков мурманчанок грузить на корабль предназначенное для оплаты английских военных поставок золото. Когда же ослабевшие от голода бабы уронили тяжелый ящик и увидели слитки, на пристань прискакал бериевец на белом коне и пустил всех в расход.

 

После вступительной речи продюсера я был уверен, что и в «Брестской крепости» нас ожидает нечто подобное, а заверения, что все задействованное вооружение и техника и, прежде всего, немецкие танки – точная копия настоящих, наоборот, окажутся враньем. Я ошибся ровно наполовину. По части танков Угольников и вправду наврал. На экране ползали относительно удачные подобия T-III, тогда как в реале действовали  созданные на их базе штурмовые орудия StuG III и французские трофейные S-35. Зато по части содержания меня ждал сюрприз – ничего из заявленного перед сеансом в картине так и не появилось. И про готовящееся нападение на мирные немецкие города никто не заикнулся, и полк чеченских мстителей с саперными лопатками скукожился до трех джигитов, несколько секунд танцевавших в углу зикр.

 

Вместо очередного «Штрафбата» или «Утомленных солнцем» российские журналисты увидели не особенно выдающуюся, но вполне добротную и реалистичную военную картину, подобные которым «Беларусьфильм» и другие советские киностудии снимали при благодушном Леониде Ильиче в немерянных количествах. Есть в ней несколько сильных эпизодов (прежде всего попытка немцев прорваться в крепость, прикрываясь женщинами и детьми), но немало и проходных сцен. Боевые эпизоды сняты в целом пристойно, но попытки скрестить реалистическую манеру с совершенно излишним в данном случае модернистским выпендрежем раздражают. Конечно, Марк Шагал - один из самых известных белорусских художников, но когда в финале штурма после взрыва 1800-килограммовой авиабомбы защитники крепости уподобляются его летающим по небу персонажам, это режет глаз.

 

Игра в основном малоизвестных актеров невыразительна, что вряд ли стоит ставить в вину им и режиссеру, ибо выше головы не прыгнешь. Это Тарантино в «Бесславных ублюдках» из немногим более талантливой, чем манекен, топ-модели Дианы Крюгер конфетку а ля Марлен Дитрих сделал, а Котт сильно не Тарантино.  Единственным запомнившимся персонажем, как ни странно, получился лейтенант особого отдела НКВД Вайнштейн. Упитанный любитель художественной самодеятельности мог оказаться  свирепым упырем ,как в «Караване  PQ-17», или  благостным придурком, как в финале «Утомленных солнцем-2», но обернулся классным опером - в разгар боя под артиллерийским обстрелом расколол немецкого агента, не хуже чем Жеглов Ручечника и Кирпича. Сыгравший особиста актер Михаил Павлик, без сомнения, заслуживает специальной премии белорусского КГБ, а вот за отсутствие в фильме геббельсизма-резунизма и чеченского полка  поблагодарить стоит совсем другого человека.

 

Ограничить фантазии съемочной группы, могли только заказчики, которыми в данном случае являются власти России и Белоруссии. Первые отпадают сразу. И Дмитрия Медведева, не устающего разоблачать проклятое прошлое, и Владимира Путина, заявившего, что Брестскую крепость обороняли не несколько десятков, как в реальности, а без малого 3 тысячи чеченцев, фильм, снятый в соответствии  с идеями  Угольникова и Котта, только порадовал бы. Роль свирепого цензора в данном случае мог сыграть только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Лично или через поставленных кураторов – не суть важно. Главное, что эти люди справедливо сочли, что продвигать теорию Геббельса – Резуна в данной ленте не стоит. А защищавший брестские бастионы  132-ом батальон НКВД состоял в основном из бойцов славянских национальностей, которых не следует превращать в вайнахов. Точнее, все это делать можно, но только не за государственный счет. Если же для кого-то статус крепостных актеров унизителен, то у нас свобода творчества – всегда можно предложить свои услуги другому барину или перейти в ряды вольных скоморохов.

 

Творцам «Брестской крепости» не хотелось менять барина и терять жирный госзаказ в 225  миллионов рублей, а потому ограничились парой-тройкой мелких кукишей в кармане. Например, укоряя будущего героя обороны майора Петра Гаврилова за панические слухи о грядущем вторжении, Вайнштейн мимоходом называет Третий Рейх союзником СССР, хотя в реальности Москва и Берлин заключили всего лишь пакт о ненападении. Затем уже в ходе боя противник захватывает внутри крепости переделанную в гарнизонный клуб церковь, однако о выбившей его с этой важной позиции контратаке умалчивается. Как и о том, что часть гарнизона все же смогла вырваться из окружения, а Гаврилова после освобождения из немецкого лагеря не посадили в советский. (Хотя и долго не присваивали ему заслуженного звания Героя Советского Союза).

 

…В светлом демократическом будущем Котт и Угольников смогут рассказать, что они-таки протащили на экран кусочек суровой правды, обманув присланных минским диктатором душителей свободы. Пока же их скорбный труд в очередной раз убедил почтеннейшую публику, что некоторым творцам жизненно необходим строгий надсмотрщик с внушительным пучком финансовых розог.

 

Юрий Нерсесов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
5.12.2016 Максим Калашников
Путин и народ. Окинув последнее послание президента трезвым взглядом, за уверенным видом оратора легко замечаешь отчаянный вопль и признание экономического поражения. Как я написал в "Шести путинских ударах по экономике" ровно год назад, поставленная тогда задача ускорения экономического роста невыполнима. И теперь понятно, откуда взялись слухи о ползучей передаче Южных Курил японцам. Власть – банкрот, и ей отчаянно нужно где-то взять средства.

2.12.2016 Александр Сивов
Мигранты. В центре Мадрида висит огромный лозунг: «Refugees welcome» («Добро пожаловать беженцы»). В чём его лукавство? В том, что прибыв, правдами-неправдами, в Испанию, африканские беженцы там не задерживаются и бегут дальше, в Германию. С другой стороны - на офисе CGT, главной профсоюзной организации страны, висит красный и черный, наискосок, анархистский флаг, агрессивная символика и надпись, которую можно перевести как «Земля и воля». Транспаранты эти пахнут будущей гражданской войной.

1.12.2016 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Если верить киноагитке от министерств культуры России и Казахстана, Советского Союза в 1941 году не существовало, немцы не умели стрелять, а бойцов панфиловской дивизии вдохновляли на подвиг герои зарубежных боевиков, снятых много позже окончания войны.

23.11.2016 Василий Авченко
Эхо истории. По своему человеческому типу юный Фадеев напоминает национал-большевиков Эдуарда Лимонова 1990-х. Лимонов ведь не придумал нацболов, не синтезировал их - он их услышал, вызвал и собрал, а были они всегда. Во времена Фадеева они шли в партизаны, в наше время – в ополчение Новороссии. Социальная реальность воспроизводится в более или менее сходных формах в разных точках и временах: Лазо, Ким Ир Сен, Фидель…

22.11.2016 Густав Эрве
Политический зоосад. Миролюбцев в команде Трампа хоть отбавляй: один разоблачает ржавые русские самолеты, другой желает распада России, третий – размещения ракет в Восточной Европе, четвёртый распространяет сплетни о кремлёвских заговорах, ну а все вместе поддерживают киевскую хунту. Но размахивающим американскими флажками кремлёвским патриоткам обоих полов не привыкать. Они уже радовались приходу Буша-младшего, потом приветствовали победу прогрессивного негра Обамы над замшелым русофобом Маккейном и теперь бодро наступают на те же грабли.

19.11.2016 Алексей Рафалович
Дефективный менеджмент. «Вертолёты России» нужны исключительно для попила и увода изрядной доли как выделяемых, так и зарабатываемых от продажи машин средств. Недаром с недавних пор в Совет директоров введён признанный мастер освоения бюджетов — спасённый Владимиром Путиным от заслуженного срока бывший министр обороны Анатолий Сердюков. Правительство, где заседает старинный покровитель «Вертолётов России» министр промышленности и торговли Денис Мантуров, и «Ростех», которым заправляет бывалый чекист Сергей Чемезов, разумеется, в доле.

15.11.2016 Юрий Нерсесов
Занимательная конспирология. Предположим, что весьма странная попытка переворота была задумана не для свержения рвущегося в НАТО правительства Черногории, а для укрепления его позиций. Мировой опыт, вплоть до недавнего подавления военного путча в Турции, свидетельствует: неудачный мятеж с последующей зачисткой противников усиливает режим как нельзя лучше! Если перед нами имитация мятежа с целью спровоцировать и подставить под удар сторонников России и скомпрометировать парламентскую оппозицию, то цель достигнута.

14.11.2016 Александр Сивов
Национальный характер. Для меня самым весомым аргументом, что независимость Каталонии всё-таки реально состоится, является расписание в главном католическом соборе Барселоны: из пяти богослужений в будние дни, четыре – на каталонском языке, и лишь одно – на испанском. За католицизмом два тысячелетия политического опыта и его нюх – куда дует ветер – безошибочен.

9.11.2016 Борис Костин
Политический портрет. Почти сразу после торжественного открытия доски Маннергейму, на котором звучали хвалебные речи, играл военный оркестр и прошестовал взвод из роты почетного караула, за главными лицами этого шабаша закрепилось «почётные» прозвищу. Главу администрации Президента РФ Иванова обозвали «Сергеем Маннергеймовичем», а Мединский прибавил к своей фамилии кличку «Вешатель».

7.11.2016 Герман Садулаев
Credo. В августе-сентябре 2016-го года в России прошла очередная спецоперация по захвату и удержанию власти. Если детали операции не были спланированы заранее, если главное решение было принято экспромтом, то это свидетельствует о неверии в собственный народ и о малодушии. Если детали были спланированы заранее, это показывает глубину цинизма и подлость. В любом случае, ни оправданий, ни объяснений нет.
Reklama