АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 28 июня 2022 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Брестская цензура Лукашенко
2010-11-03 Юрий Нерсесов
Брестская цензура Лукашенко
Продюсер фильма «Брестская крепость» не решился перенести на экран идеи Виктора Суворова.

Демонстрация российско-белорусского исторического боевика о  защите Брестской крепости началась с накладки – звук пропал начисто. Но продюсер фильма – Игорь Угольников не растерялся. Пока в зал доставляли копию, он вспомнил свое основное ремесло шоумена и  почти час рассказывал прибывшим в Минск российским журналистам о переполняющем душу патриотическом энтузиазме, с которым работал над картиной.

 

В ходе беседы гражданин продюсер проявил себя убежденным сторонником идей главного гитлеровского пропагандиста Йозефа Геббельса, впоследствии развитых беглым советским разведчиком Владимиром Резуном (Виктором Суворовым). Геббельс и Резун учили, что бедняга Гитлер был просто вынужден напасть на СССР, чтобы упредить готовящееся вторжение Сталина, а примкнувший к ним Угольников поведал зрителям новые подробности коварных планов кремлевского горца. По его словам, в Брестской крепости предполагалось разместить захваченных в ходе сталинского наступления немецких военнопленных, а охранять их должен был сформированный из чеченцев с ингушами 145-ый полк НКВД. Когда же поневоле ставшие агрессорами немцы ворвались в крепость, вайнахи объявили им джихад, бросились на вражеские пулеметы с одними саперными лопатками и героически погибли.

 

Сразу стало понятно, почему режиссером фильма с подачи Угольникова стал Александр Котт. Экранизируя роман Валентина Пикуля «Реквием каравану  PQ-17», они со сценаристом изъяли из него нетолерантную линию о подставе англичанами  конвоя под удар немцев, зато щедро добавили зверств сталинского режима.  Согласно Котту, кровавая гэбня заставила несколько десятков мурманчанок грузить на корабль предназначенное для оплаты английских военных поставок золото. Когда же ослабевшие от голода бабы уронили тяжелый ящик и увидели слитки, на пристань прискакал бериевец на белом коне и пустил всех в расход.

 

После вступительной речи продюсера я был уверен, что и в «Брестской крепости» нас ожидает нечто подобное, а заверения, что все задействованное вооружение и техника и, прежде всего, немецкие танки – точная копия настоящих, наоборот, окажутся враньем. Я ошибся ровно наполовину. По части танков Угольников и вправду наврал. На экране ползали относительно удачные подобия T-III, тогда как в реале действовали  созданные на их базе штурмовые орудия StuG III и французские трофейные S-35. Зато по части содержания меня ждал сюрприз – ничего из заявленного перед сеансом в картине так и не появилось. И про готовящееся нападение на мирные немецкие города никто не заикнулся, и полк чеченских мстителей с саперными лопатками скукожился до трех джигитов, несколько секунд танцевавших в углу зикр.

 

Вместо очередного «Штрафбата» или «Утомленных солнцем» российские журналисты увидели не особенно выдающуюся, но вполне добротную и реалистичную военную картину, подобные которым «Беларусьфильм» и другие советские киностудии снимали при благодушном Леониде Ильиче в немерянных количествах. Есть в ней несколько сильных эпизодов (прежде всего попытка немцев прорваться в крепость, прикрываясь женщинами и детьми), но немало и проходных сцен. Боевые эпизоды сняты в целом пристойно, но попытки скрестить реалистическую манеру с совершенно излишним в данном случае модернистским выпендрежем раздражают. Конечно, Марк Шагал - один из самых известных белорусских художников, но когда в финале штурма после взрыва 1800-килограммовой авиабомбы защитники крепости уподобляются его летающим по небу персонажам, это режет глаз.

 

Игра в основном малоизвестных актеров невыразительна, что вряд ли стоит ставить в вину им и режиссеру, ибо выше головы не прыгнешь. Это Тарантино в «Бесславных ублюдках» из немногим более талантливой, чем манекен, топ-модели Дианы Крюгер конфетку а ля Марлен Дитрих сделал, а Котт сильно не Тарантино.  Единственным запомнившимся персонажем, как ни странно, получился лейтенант особого отдела НКВД Вайнштейн. Упитанный любитель художественной самодеятельности мог оказаться  свирепым упырем ,как в «Караване  PQ-17», или  благостным придурком, как в финале «Утомленных солнцем-2», но обернулся классным опером - в разгар боя под артиллерийским обстрелом расколол немецкого агента, не хуже чем Жеглов Ручечника и Кирпича. Сыгравший особиста актер Михаил Павлик, без сомнения, заслуживает специальной премии белорусского КГБ, а вот за отсутствие в фильме геббельсизма-резунизма и чеченского полка  поблагодарить стоит совсем другого человека.

 

Ограничить фантазии съемочной группы, могли только заказчики, которыми в данном случае являются власти России и Белоруссии. Первые отпадают сразу. И Дмитрия Медведева, не устающего разоблачать проклятое прошлое, и Владимира Путина, заявившего, что Брестскую крепость обороняли не несколько десятков, как в реальности, а без малого 3 тысячи чеченцев, фильм, снятый в соответствии  с идеями  Угольникова и Котта, только порадовал бы. Роль свирепого цензора в данном случае мог сыграть только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Лично или через поставленных кураторов – не суть важно. Главное, что эти люди справедливо сочли, что продвигать теорию Геббельса – Резуна в данной ленте не стоит. А защищавший брестские бастионы  132-ом батальон НКВД состоял в основном из бойцов славянских национальностей, которых не следует превращать в вайнахов. Точнее, все это делать можно, но только не за государственный счет. Если же для кого-то статус крепостных актеров унизителен, то у нас свобода творчества – всегда можно предложить свои услуги другому барину или перейти в ряды вольных скоморохов.

 

Творцам «Брестской крепости» не хотелось менять барина и терять жирный госзаказ в 225  миллионов рублей, а потому ограничились парой-тройкой мелких кукишей в кармане. Например, укоряя будущего героя обороны майора Петра Гаврилова за панические слухи о грядущем вторжении, Вайнштейн мимоходом называет Третий Рейх союзником СССР, хотя в реальности Москва и Берлин заключили всего лишь пакт о ненападении. Затем уже в ходе боя противник захватывает внутри крепости переделанную в гарнизонный клуб церковь, однако о выбившей его с этой важной позиции контратаке умалчивается. Как и о том, что часть гарнизона все же смогла вырваться из окружения, а Гаврилова после освобождения из немецкого лагеря не посадили в советский. (Хотя и долго не присваивали ему заслуженного звания Героя Советского Союза).

 

…В светлом демократическом будущем Котт и Угольников смогут рассказать, что они-таки протащили на экран кусочек суровой правды, обманув присланных минским диктатором душителей свободы. Пока же их скорбный труд в очередной раз убедил почтеннейшую публику, что некоторым творцам жизненно необходим строгий надсмотрщик с внушительным пучком финансовых розог.

 

Юрий Нерсесов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
17.6.2022 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Партнёр Росмолодёжи и «Молодой Гвардии Единой России» переврал результаты собственного социологического исследования. Ложь должна помочь антивоенной пропаганде несостоявшегося вождя «Яблока».

12.6.2022 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Ознакомившись с публикацией Саида Бицоева «Поиск героев Брестской крепости продолжается 80 лет. Канувшие в безвестность» («МК», 5 мая 2022 г.), я не могу отделаться от мысли, что её писало два разных человека.

7.6.2022 Анатолий Кантор
Национал-предатели. Непонятно, почему Кремль так просто выпустил Чубайса за пределы России? При том, что с конца прошлого года набирало обороты дело о махинациях в его последнем детище – АО «Роснано». Ведь в нынешних условиях надежда на Интерпол в вопросе доставки Анатолия Борисовича на место разворовывания российского бюджета чрезвычайно проблематична.

31.5.2022 От редакции
Их нравы. Итак, на дворе сентябрь 1979 года. До перестройки ещё далеко. Лауреат премии Ленинского комсомола Борис Березовский прилежно кропает докторскую по теории информации, а юный комсомолец-журналист Валентин Юмашев - уже вполне сложившийся подлец.

24.5.2022 Анатолий Кантор
Вашингтонский обком. Можно смело констатировать, что выстроенная в прошлом веке мировая валютная система рухнула, она уже не является абсолютной – цифровые электронные деньги государств, учитываемые на счетах национальных банков-эмитентов, являются сугубо относительной категорией. А это значит, что подобно решению по России, любой обладатель долларов или евро может в миг лишиться своих накоплений.

23.5.2022 Юрий Нерсесов
Дело молодое. Официально перед нами очередная попытка застроить российских школьников в стройные колонны и направить их маршировать в духоскрепное будущее во главе с вечным президентом. Фактически на свет появляется мертворождённый монстр для освоения выделенного под него бюджета. Власть извергает из себя таких недоносков уже третье десятилетие и останавливаться не желает.

10.5.2022 Алексей Рафалович
Криминальная хроника. 6 мая 2022 года Замоскворецкий суд города Москвы вынес приговор по уголовному делу о коррупции, в котором были замешаны сотрудники Минпромторга и АО «Рособоронэкспорт». Однако рыба гниёт с головы. И если вовремя не выявить эту «гниющую голову» всей российской системы военно-технического сотрудничества, то в дальнейшем на место Гармаша, Кузьмичева и Гайрбекова придут аналогичные «достойные» люди.

5.5.2022 Анатолий Кантор
Политический портрет. Относительно нейтральная Австрия, которая под руководством Карла Нехаммера уверенно теряет свой традиционный нейтралитет, стала информационной «звездой» недавних событий вокруг украинского кризиса. Свою пошатнувшуюся на родине репутацию канцлер попытался поправить за счёт внешней активности.

5.5.2022 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Поскольку теракты «Лехи» и «Эцеля» способствовали созданию Израиля, имена их вождей окружены там величайшим почётом. Только делать вид, что никаких иудеев на стороне Гитлера не стояло, - совсем уж неприличное ханжество.

19.4.2022 Юрий Нерсесов
Национал-предатели. Валютный патриотизм якуниных якеменок не возмущает – они одной крови. Точнее питаются одной кровью, которую им подобные будут сосать из России ещё очень долго.