АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Четверг, 28 марта 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Мы находимся в Латинской Америке полувековой давности
2010-04-20 Виктор Шендерович
Мы находимся в Латинской Америке полувековой давности

Скандал с концертом Виктора Шендеровича в  Санкт-Петербурге успешно завершился. После отмены мероприятия в Государственном театре эстрады имени Райкина под предлогом срочного ремонта зала, оно состоялось в концертном зале отеля «Парк Инн Пулковская». Кто же стоял за попыткой срыва выступления? Об этом корреспондент «АПН Северо-Запад» беседует с писателем-сатириком.

 

– Откуда, на ваш взгляд, исходил запрет?

 

 –Те люди, которые запрещают мои концерты, по запаху чувствуют, что можно и нельзя, они зачастую опережают начальство в холуяже. По Москве я это знаю точно, за Питер не ручаюсь, но такое ощущение, что здесь тоже… Причем ряд запретов на меня в Москве исходит даже не с Красной Площади, не из Кремля – это уже боязнь внизу, страх, который стал доминирующим…  

 

– Насколько активно вы сейчас гастролируете?

 

 – В России меня не особенно приглашают выступать. Гастрольная деятельность в основном идет за пределами Российской Федерации:  Сидней, Мельбурн, Кельн, Гамбург, Иерусалим, Тель-Авив, Нью-Йорк, в Торонто зовут. В Москве лишь иногда выступаю. Вот 3 мая будет премьера моего нового спектакля с джазовым квинтетом Игоря Бриля, классиком советского джаза. Мы с ним придумали спектакль «Как таскали пианино», который поставлен по моим рассказам, «заплетенным» джазом. Будем рады видеть питерцев в Москве. А если кто-то хочет рискнуть и пригласить нас в Петербург, с удовольствием приедем.

 

 – C какими СМИ вы продолжаете сотрудничать?

 

 – Я работаю на «Эхо Москвы», хотя, что значит, работаю? Денег мне не платят. Я скоро буду сам доплачивать за право говорить то, что я думаю. «Газпрому» буду платить. Но пока денег не берут с меня и просто разрешают прийти в эфир по четвергам. На радио «Свобода» у меня колонка «Право автора». Раз в неделю выходит какой-то короткий сюжет на сайте и в эфире «Радио свобода». Время от времени моя колонка печатается в журнале The New Times, иногда в ежедневном издании «Ежик». Пишу книжки, и в этом смысле я благодарен партии и правительству, потому что у меня появилось много времени. С 2003 года я выпустил несколько книг: сборник киносценариев, сборник прозы, только что в журнале «Знамя» вышла моя новая повесть «Операция остров», которая будет издана в мае отдельной книжкой.  Моя пьеса «Два ангела, четыре человека» идет в театре Табакова восьмой год, пьесы ставят на Украине, в Польше. Так что мне комфортно вполне, я литератор – это мое главное дело, и я себя чувствую хорошо за письменным столом. Я, как Бабель говорил, скандалю на бумаге, мне это гораздо интереснее.  Сейчас в работе находится киносценарий, но о нем пока не хочу говорить, чтобы не сглазить. Жанр - притча, такая черная комедия по одной из моих пьес. Телевидение, разумеется, совершенно исключено для меня как место работы, там меня быть не может. Например, мое лицо со скандалом выбрасывалось с канала «Культура», когда я говорил про Зощенко. Выбрасывалось, потому что нельзя! Даже десяти секунд нельзя быть на экране ТВ. Моего лица не может быть на канале «Культура»!

 

 – А в программе Михаила Осокина на «Рен-ТВ»?

 

– «Рен-ТВ» позволено иногда брать у меня комментарии. Единственная компания, которая это делает…

 

– Я вас и по «Пятерке» видел, и на телеканале СТО…

 

– Да, Андрей Максимов на «Пятом» канале, когда тот был питерским, а не общефедеральным, сделал программу «Личные вещи». Часовую программу про меня, в положительном контексте. Вышла программа – никто не пострадал, никого не наказали, никто не уволен… Значит, нет никакого приказа, а если и есть, то носит вполне локальный характер.

 

– Большинство нынешних журналистов, публицистов не чувствуют себя свободными…  А вы себя считаете таковым?

 

- Меня ничего не держит. Знаете, как у Довлатова: «Ничего не доставляет такого удовольствия, как внезапное освобождение речи»… Вот это внезапное освобождение речи со мной произошло. Совершенно наркотическое состояние. Замечательное внутреннее состояние, когда ты можешь позволить себе говорить то, что ты думаешь. Это требует некоторой ответственности, ты должен для начала думать, но право говорить то, что ты думаешь, – для меня это случилось. Думаю, что окончательно этот внутренний клапан самоцензуры сломался в 90-х годах. Тогда я перестал просчитывать и думать, что можно писать, а что нельзя. Рука чувствовала торможение даже в конце 80-х. Когда случились «Куклы», что совпало с чеченской войной, вдруг выяснилось, что я могу сказать немножечко за всех (не то, чтобы за всех, а за очень многих), кого также душили гнев и бессилие… И даже могу что-то изменить. Я почувствовал огромное внутреннее освобождение. А дальше уже так понравилось, что теперь для меня действительно загадка - люди, ведущие себя иначе. Я не понимаю, как можно добровольно зарабатывать себе язву, мучиться?! Люди, которые пишут то, что им скажет Смольный, а потом звонят и извиняются. Как же им тяжело жить. Зачем? Это вредно для здоровья, а я слежу за своим здоровьем.

 

Ну, и с папой и мамой мне повезло, меня очень редко наказывали, только за вранье. Тут отца просто трясло, я боялся за него. Так что с детства я понимал, что врать нехорошо, и до сих пор так считаю…

 

- Сейчас многие говорят, что мы возвращаемся в советские времена…

 

- Аналог, на мой взгляд, – не Советский Союз. Думаю, самый близкий аналог той точки, где мы сейчас находимся, – Латинская Америка полувековой давности. Читайте Маркеса! «Палая листва», «Скверное время»… Да и в «Сто лет одиночества» есть целые страницы, которые имеют прямое отношение к нашей ситуации. Например, много говорится по поводу выборов. Когда мы читали Маркеса в 70-х, мы даже не понимали, о чем речь. А сейчас понимаем.

 

Видите, я не в психушке. Могу говорить, ездить, вести бизнес. Но только проведена невидимая красная черта: власть и собственность. Вот черта, которую ты не можешь пересечь. Как только ты подходишь к интересам власти, которая, будучи коррумпирована, абсолютно связана с собственностью (власть сейчас в России абсолютно равняется собственности), здесь тебя бьет током высокого напряжения. Ходорковский в Красно-Каменске, кто-то еще где-то… Коррупционные скандалы, убитые журналисты, сидящие бизнесмены и политики… За пределами этого, если ты не мешаешь власти, – пожалуйста! Езжай, куда хочешь, занимайся бизнесом. Ну, прямо Латинская Америка полувековой давности – Мексика, Аргентина, Бразилия… В Мексике, например, с преемниками была та же история, когда они долго, лет тридцать, друг друга выбирали…

 

При этом политологи говорят, что степень сращиваемости бизнеса и власти в сегодняшней России выше, чем была в Латинской Америке в 50-е. Ну, а поскольку мы в Латинской Америке не жили, а жили в совке, то наблюдаем классические примеры застоя: несменяемость власти, апатия населения, постоянно ликующее телевидение…

 

Между тем массовая эмиграция сегодня носит катастрофический характер для России. Нормальной статистики нет, об этом не бьют тревогу по главным каналам, мы просто не понимаем, что происходит. Все эти демографические программы. Толку от них? Надо, чтобы не просто рожали детей, а чтобы эти дети оставались здесь, чтобы им хотелось жить на Родине. У меня есть своя социология. В свое время я вел театральный кружок во дворце пионеров на Ленинских горах… Московские мальчики и девочки из элитного района, как говорится, умники и умницы. И вот из моих учеников каждый третий не живет сегодня в России, а живут по всему миру – от Южной Африки до Ирландии, от Австралии до Венесуэлы, уже не говоря о Европе, Израиле, Америке. Разлетелись, кто куда. Причем это не политическая эмиграция в строгом смысле слова. Но она политическая, потому что едут не худшие. Я уже не говорю, что это сопровождается бегством капитала. В Лондоне, по самым скромным подсчетам, 300-400 тысяч русских, и они уехали вместе с капиталами… Еще в 90-х, вспомним, в страну возвращались. Например, в Россию вернулись несколько детей моих друзей-эмигрантов, когда было ощущение, что это твоя страна, когда было ощущение, что можно что-то менять. Теперь они снова уехали. Я это наблюдаю, и для меня этой социологии вполне достаточно.

 

Беседовал Виктор Казаков

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Интервью
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
22.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Не знаю, что видится Мединскому в бреду, но в реальных сказаниях о богатырях имеются и пьянки, и мордобой. Например, Илья Муромец, сочтя, что князь Владимир его не уважает, учинил в Киеве разнузданный дебош. И вообще в русских былинах богатыри могут и напиться, и накуролесить, и поругаться из-за ерунды, однако в решающий момент идут в бой и стирают с земли очередного захватчика.

20.3.2024 Анатолий Кантор
Правильные выборы. Нынешние «пляски» бывших партнёров Кремля вокруг признания/непризнания итогов голосования настолько не состоятельны, что даже нет смысла их комментировать. Но всё же следует заметить, что именно так называемый «коллективный Запад» выступил главным рекламным агентом Владимира Путина на этих выборах.

9.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Подтекст спича президента, с учётом антироссийской позиции Бельгии в украинском конфликте, очевиден. Налицо традиционное для россиянской духоскрепной интеллигенции тоскливое нытьё: "Мы вас освободили, а вы - свиньи неблагодарные!" Скулёж этот не только жалок, но и лишён малейшего смысла.

29.2.2024 Вячеслав Всеволожский
День грядущий. Брошюра Андрея Песоцкого «Программа «Другая экономика» заслуживает пристального внимания как интересное явление. При этом нужно иметь в виду - даже такую небольшую брошюру по экономике осилят далеко не все из партактива. Для масс по итогам внутрипартийной дискуссии должны быть выработаны политико-экономические лозунги.

29.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. «Талибану» Кремль действительно не помогал. Зато по части поддержки американских марионеток его обитатели на радость Вашингтону аж из трусов выпрыгивали! Хотя эти самые марионетки, едва придя к власти, тут же начали джихадить на постсоветском пространстве.

28.2.2024 Джураб
Интервью. Информация британской телерадиокомпании ВВС о гибели в результате артобстрела в районе Артёмовска (Бахмута) россиянина Дмитрия Петрова появилась 28 апреля прошлого года. По данным проукраинских тг-каналов, в том бою вместе с Петровым погибли ещё два анархиста из Ирландии и США. Мы взяли интервью у российского анархиста, одного из активных участников их ликвидации, воющим под позывным «Джураб».

14.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Прилепин бодро повторяет слухи, предлагая восхититься проницательностью наших штирлицев. На самом деле налицо либо ошибка, либо намеренная дезинформация вражеских спецслужб, и в любом случае она оказалось роковой. Советские войска на радость Картеру с Бжезинским вошли в Афганистан, начав операцию с убийства призвавшего их Амина.

12.2.2024 Дмитрий Селезнев
Интервью. Дмитрий Селезнев - военкор, с первых дней работающий на СВО. Недавно у него вышла книга «Беспокоящий огонь», где собраны впечатления и размышления о текущих боевых действиях. Интервью о принципах проекта WarGonzo, где он работает, эмоциях и амбициях Пригожина и Стрелкова, а также о комбайне войны и пределе устойчивости неприятеля.

11.2.2024 Иван Сидельников
Общество зрелищ. Как связаны созданная 90 лет назад студия «Леннаучфильм» с актуальным интервью Владимира Путина Такеру Карлсону? Она могла бы помочь президенту России нагляднее изложить свою позицию в интервью самому популярному телеведущему США. Однако существовавший в блокаду «Леннаучфильм» был ликвидирован в 2015 году из-за отсутствия финансирования.

9.2.2024 Юрий Нерсесов
Путин и Запад. Беседу с американским телеведущим Такером Карлсоном Владимир Путин начал с продолжительной лекции по истории. Как и ожидалось, она оказалась альтернативной.