АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 1 августа 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Китайский прищур русского  «Яка»
2009-12-09 Алексей Рафалович
Китайский прищур русского «Яка»

Очередные строгие указания российских властей по части подъёма отечественной авиационной промышленности привели к существенному успеху авиапрома Китая. За очень короткое время китайцы (в разгар мирового экономического кризиса!) представили в Объединенных Арабских Эмиратах на крупнейшей в регионе аэрокосмической выставке Dubai Air Show-2009 свой новый самолет L-15, представляющий почти точную копию нашего Як-130. Поскольку никаких решений о продаже «Яка» в КНР или развертывании там его производства не принималось, остается предполагать, что наши военно-промышленные бароны сделали это в обход действующего законодательства, вероятно, за изрядную мзду от китайских товарищей.

История Як-130 началась еще в советские времена, когда военно-воздушные силы заказали учебный самолет, на смену устаревшим чехословацким L- 39. Развал Советского Союза оставил проект без финансовых ресурсов, и правительство РФ распоряжением №ГХ-П10-49047 от 17 декабря 1992 года дало добро на сотрудничество с итальянской фирмой Aermacchi. Итальянская сторона должна была обеспечить финансирование проекта, маркетинговые работы по продаже самолета на европейском рынке и совместную адаптацию самолета к западным требованиям, но вскоре ФГУП «Промэкспорт» захватил герой наших прошлых публикаций старый друг Путина Сергей Чемезов. С ним пришла замечательная гоп-команда, ранее успешно приторговывавшая советской загрансобственностью в ведомстве незабвенного Пал Палыча Бородина.

За короткое время показатели «Промэкспорта» резко пошли вниз, работа была, по сути, провалена, и Чемезову понадобилось как-то выравнивать ситуацию. На этом фоне проталкивается решение о фактической продаже проекта Як-130 в пользу итальянской стороны по откровенно заниженной цене, да еще и за счет российского бюджета. Чемезовцы готовят и пропихивают через контрольные структуры Контракт о промышленном сотрудничестве РЕ/93800720207 между итальянской и российской стороной. Контракт практически направлен на увеличение конкуренции по продаже самолетов для российских разработчиков и производителей, участвующих в программе создания учебно-тренировочного самолета, со стороны итальянской фирмы Aermacchi, входящей в итальянскую промышленную группу Finmeccanica. Стоимость контракта, по которому итальянской стороне передано фактически готовое изделие составляет всего 77 миллионов долларов, хотя стоимость аналогичной разработки в реальных рыночных ценах составляет не одну сотню миллионов «зеленых». Учитывая, что Чемезов и компания - не новички в зарубежном бизнесе, подобная стоимость, за которую была продана новейшая российская разработка, позволяет усомниться, что в сделке не присутствовала дополнительная часть платежа, но естественно уже наличными на какие-нибудь другие счета. В любом случае российской авиационной промышленности, нанесли существенный урон путем создания конкурирующего проекта в Италии.

Поскольку Як-130 по техническим характеристикам превосходил западные аналоги (так как разрабатывался в 90-х годах на базе последних достижений авиационной науки и техники), Россия на указанном сегменте рынка имела отличные перспективы. По различным экспертным оценкам потенциальная емкость рынка учебно-транспортных самолетов на период до 2025 года может составить от 800 до 1200 самолетов. При средней конкурентоспособной стоимости на уровне 10-12 миллионов долларов речь могла идти об объеме продаж в 9-12 миллиардов баксов.

Однако в результате очередных «приключений в России» все пенки сняли итальянцы. Позиционируя нашу разработку под своим названием М-346, они имеют очень хорошую перспективу, так как, по сути, этот самолет является единственным представителем нового поколения учебно-тренировочной авиации. В дополнение к итальянским воздушным силам, которые планируют закупку М-346 и Объединенных Арабских Эмиратов, которые выбрали этот самолет и начинают переговоры с итальянцами по поставке, Aermacchi активизировало работу на таких перспективных рынках, как Сингапур, Саудовская Аравия, Индонезия, Эквадор, Катар, Греция и Чили. Продвигать новую программу обучения пилотов на базе М-346 итальянцы планируют также в Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Греции и других странах Европы. Они получили все что хотели, облапошив по полной программе РФ, но почему бы и нет? Ежели российские деятели сами за долю малую дали облапошить любимую родину - грех не воспользоваться!

Таким образом, деятельность команды Чемезова времен управления ФГУП «Промэкспорт» нанесла российской авиационной промышленности колоссальный и уже непоправимый урон. Однако, как бы в награду, в том числе и за этот сомнительный успех, дают возможность другу премьер-министра сначала проглотить ФГУП «Росвооружение», а потом отдают на откуп львиную долю российской оборонки, запихав ее в сомнительные «Ростехнологии».

Проблемы Як-130 на этом не кончились. Далее отличился земляк Чемезова – Алексей Иннокентьевич Федоров, по кличке Иннокентич. Сперва, всеядный Иннокентич прихватизировал несколько зданий ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева». Затем он принялся за переброску серийного производства самолета Як-130 с нижегородского «Сокола» к себе в Иркутск, да видимо с географией у него не лады. Вот и развернули производство нашего «Яка» у китайцев, да так быстро и удачно, что китайцы презентовали этот самолет под своим названием L-15 аэрокосмической выставки Dubai Air Show-2009 и готовятся поставлять его Украине. По информации знающих людей, бригада от Иннокентича работала в Китае с полной отдачей, что и обеспечило разворачивание производства в самые сжатые сроки. Кроме использования услуг российских специалистов, предприимчивые китайцы предусмотрительно заказали на Украине разработку более продвинутого форсированного двигателя АИ-222К-25Ф тягой до 4200 килограммов. В результате, мы в очередной раз получили конкурирующий проект, а точнее по традиции создали его своими руками.

Можно сколько угодно плакаться о неправильной конкуренции со стороны КНР, но какой смысл это делать, если китайский военно-промышленный комплекс создается руками российских проходимцев? Проблема именно в этом, а не в хитроумных китайцах которые быстро поняли, что небывалый разгул коррупции и пофигизм действующей российской власти – это их шанс в модернизации оборонной промышленности малыми затратами. И шанс свой, судя по всему, не упускают.

Алексей Рафалович

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Дефективный менеджмент
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
28.7.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Запомнился именно белоснежный китель, такие и сейчас в ходу у флотского руководства. Не зная фактуры, можно подумать, что адмирал германских корней. Однако нет, Владимир Филиппович Трибуц происходил из крестьян Минской губернии. А фамилию такую дал всему селу ещё во времена крепостного права барин по своей прихоти.

27.7.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. Поздравляя российских моряков в их праздник, Владимир Путин на сей раз избежал экскурсов в историю, по части которой он не слишком силён. Однако именно сейчас есть смысл перечислить успехи нашего флота, многие из которых так и просятся на киноэкраны.

22.7.2025 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Присоединение к СССР Эстонии, Латвии и Литвы вовсе не было принесено на штыках советской армии. То есть штыки имели место, но носили сугубо вспомогательный характер. Крови пролито почти не было. Основным оружием были политические технологии, грамотно использованные руководством СССР. Тогда это называлось «солнечные революции».

17.7.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. На Украине вслед за переворотом последовала война в Донбассе, где на помощь восставшим против нового режима пришли российские добровольцы. В Сирии друзы тоже вступили в борьбу с новым режимом и рядом с ними сражаются граждане Израиля. Может, среди них и какой-нибудь Изя Стрелковкер арабов крушит...

14.7.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Обличая оскорбившую коммунистов документальную картину про мавзолей Ленина, мэр Новосибирска и член ЦК КПРФ Анатолий Локоть объявил, что Московская патриархия не виноватая. Ему вторит гуру фан-клуба себя, любимого, Сергей Кургинян. Киношка вышла лживая и тупая. Однако «Мумия» сляпана именно на принадлежащем РПЦ телеканале, при поддержке первого лица Церкви.

12.7.2025 Вячеслав Всеволжский
Занимательная конспирология. Правящая верхушка России до тех пор, пока она существует в нынешней конфигурации связей и элитарных кланов, обречена как мотылек воспроизводить самоубийственное стремление к ложной цели – пытаться быть равноправной частью коллективного Запада. Да и какие у неё варианты?

1.7.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Показ сериала "Обратная сторона луны" на Первом канале в 2016 году прервали по официальной версии из-за низкого рейтинга, однако затем сериал показала «Пятница» и там он внезапно вошёл в пятёрку лидеров. Очень странная история, если знать, что перед нами единственный российский сериал, где показано общество, переходящее к коммунизму. Вопрос: насколько оно получилось привлекательным?

25.6.2025 Андрей Дмитриев
Война и мир. В ходе СВО не раз звучали сравнения с Корейской войной, которая началась ровно 75 лет назад. С одной стороны, конфликты совершенно разные. С другой, есть и определенное сходство как в чисто военном, так и в политическом, и в историческом отношении, есть и славные традиции боевого товарищества. Прикинем топ-7 «актуалочек».

21.6.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Об участии солдат Корейской Народно-Демократической республики в операции под Суджей было официально заявлено 26 апреля 2025 года. Спустя почти 75 лет после начала войны в Корее – одного из самых кровавых конфликтов второй половины XX века.

16.6.2025 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. В глухих лесах республики Коми водится немало чудовищ. Особенно страшны грозный многоголовый великан Гундыр, злобный зеленоволосый водяной Вакуль и коварная носатая ведьма Ёма. Однако есть монстр и похуже – глава республиканской организации КПРФ и депутат Государственной Думы Олег Михайлов.