АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 29 марта 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Бремя Белых, или Герой асфальта
2009-05-29 Станислав Белковский
Бремя Белых, или Герой асфальта

Как известно, в середине мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев нанес официальный дружественный визит в регион «Кировская область» (губернатор – Белых Н. Ю.).

Визит прошел, по свидетельствам ряда федеральных и региональных СМИ, весьма успешно. Однако губернатор Кировской области, бывший председатель федеральной политической партии (ФПП) «Союз правых сил» (СПС) Никита Белых подвергается с тех пор довольно ехидной критике за некоторые решения, принятые в преддверии прибытия Дмитрия Медведева в регион. В частности, главу области пытаются постоянно подковырнуть (подколоть) тем, что:

- по пути вероятного следования кортежа президента РФ в г. Кирове был заасфальтирован железнодорожный переезд;

- были также покрыты сплошным слоем асфальта канализационные люки на некоторых улицах г. Кирова; кроме того, ликвидированы так называемые «лежачие полицейские»;

- региональная администрация (правда, со ссылкой на Федеральную службу охраны – ФСО РФ) рекомендовала жителям города Кирова (кировцам, они же вятичи) в день визита Д. Медведева не подходить к окнам их квартир и/или домов (с внутренней стороны).

В Сети на протяжении последних полутора недель появилось немало фотографий заасфальтированного ж/д переезда, темных пустынных окон, за которыми практически не видно ни единого кировца (вятича) и т.п.

Подобные упреки в адрес губернатора Белых никак не могут быть признаны справедливыми. Их авторы, источники и ретрансляторы просто не в состоянии понять политического, стратегического и геоисторического смыслов того, что произошло в середине мая в Кировском регионе РФ.

Разберем последовательно все 3 вышеупомянутые проблемы.

1. Асфальтирование ж/д переезда.

Долгосрочное политическое значение подобной акции вполне очевидно для любого тщательного наблюдателя и вдумчивого аналитика.

Не секрет, что все железные дороги и железнодорожные переезды в стране находятся под контролем ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Главой ОАО РЖД является один из наиболее одиозных представителей группировки т. наз. «питерских силовиков» - Владимир Якунин. В прошлом этот человек (генерал-лейтенант разведки) неоднократно высказывался в поддержку третьего срока В. Путина, а в последнее время олицетворяет аппаратное сопротивление «оттепели» (либеральным и демократическим переменам), исходящее от силовой бюрократии. По мнению экспертов сектора изучения элиты Института социологии РАН, ОАО РЖД – одна из ключевых экономических опор российского силового лобби, известного также как милитократия.

Потому ликвидация любого переезда, всякого погонного метра и даже сантиметра железнодорожного полотна в стране является, во-первых:

- мерой, направленной на экономическое и политическое ослабление милитократии;

- сигналом, ярко свидетельствующим: силовики в России более не всесильны (прошу прощения за неудачный каламбур) – их можно закатывать в асфальт.

Тот факт, что по заасфальтированному переезду проехал, в результате, президент Медведев – причем, очевидно, без предварительного согласования с премьером В. Путиным – есть политический сигнал не менее существенный, чем освобождение Светланы Бахминой или включение ряда оппонентов власти в состав Совета по правам человека при президенте РФ.

Нельзя не отметить и значимого модернизационного потенциала принятой меры.

По имеющимся данным, одним из подрядчиков государственной корпорации в форме некоммерческого партнерства «Роснано» (председатель правления – А. Б. Чубайс) разработана модель полиморфного железнодорожного колеса пятого поколения. Подобное колесо оснащено новейшей операционной системой (разработка корпорации Microsoft), благодаря которой может, при смене типа покрытия (полотна), самостоятельно трансформироваться из классического железнодорожного в автомобильное (и обратно, в случае необходимости). Если поезда в РФ будут оснащены такими колесами, они смогут совершенно спокойно передвигаться как по традиционному покрытию (рельсам), так и автомобильным дорогам с асфальтовым покрытием, а также бездорожью (эндемичному дорожному покрытию).

Последовательная ликвидация на территории РФ железнодорожных переездов с заменой их на асфальтированные дорожные участки побудит ОАО РЖД провести скорейшее внедрение на всех видах подвижного состава полиморфных колес, что даст гигантский импульс технологическому перевооружению отечественной экономики и снижению уровня её зависимости от сырьевого экспорта.

Необходимо также отметить, что сами по себе железнодорожные переезды являются пережитком советской тоталитарной экономики, которая развивалась сугубо экстенсивно и не считалась с ресурсными затратами. По оценкам экспертов Государственного университета «Высшая школа экономики» (ГУ ВШЭ), экономическая эффективность ж/д переезда, в среднем, на 37-39% ниже, чем аналогичного по протяженности участка автомобильной дороги.

В силу этого, акцию по асфальтированию железнодорожного переезда в г. Кирове можно считать пилотным проектом, который призван продемонстрировать эффективность вчерашних либеральных оппозиционеров, интегрирующихся в структуры исполнительной власти различных уровней благодаря смене президента Российской Федерации.

Нельзя не отметить также важных геоисторических и цивилизационно-культурных аспектов произведенного асфальтирования.

Известно, что железные дороги в русском национальном сознании и отечественной культуре традиционно ассоциировались с беспросветным тоталитаризмом и отсутствием у России европейской исторической перспективы. Можно вспомнить соответствующие строки, например, Н. А. Некрасова («Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…») или А. А. Блока («Так мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая, тоска дорожная, железная свистела, сердце разрывая…»). А Ф. М. Достоевский в романе «Идиот» выдвинул версию, что сеть железных дорог – это и есть та самая «звезда Полынь», которая, согласно Откровению Иоанна Богослова, должна пасть на Землю в конце времен и замутить источники жизни.

Потому всякое покушение на тотальную власть железных дорог над русской землей есть прямое свидетельство, что извечное авторитарное убожество нашей жизни может быть преодолено. Что Россия может порвать сети рабства и стать полноценной, полноправной частью европейской цивилизации. Никита Белых – северный «герой асфальта» - оказался первым российским губернатором, который отважился послать не только Кировской области, но всей стране нашей – столь исторически значительный сигнал.

Поверхностные критики кировского губернатора продемонстрировали также откровенно невнимание к региональным традициям и поверьям, в которых железным дорогам отводится существенно негативная роль.

Так, согласно одному из кировских (вятских) народных сказаний (преданий), в конце 1970-х гг. через территорию региона следовал спецпоезд, главным пассажиром которого был генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Ожидалось, что престарелый генсек выйдет из поезда в г. Кирове и проведет совещание с партийно-хозяйственным активом области. Однако этого не случилось – поезд проследовал дальше на Восток, не остановившись. Очевидно, что если бы накануне прибытия поезда тогдашнее руководство региона догадалось бы заасфальтировать железнодорожный переезд, поезд Брежнева остановился бы неизбежно. Генсек вышел бы к кировскому активу, и судьба региона могла бы сложиться совсем по-другому.

Таким образом, осуществляя проект по асфальтированию ж/д переезда, губернатор Белых показал, что всего за несколько месяцев работы глубоко проник в ткань местной истории и культуры, в полной мере усвоив вятские традиции. По правде сказать, лишь очень немногим губернаторам, которых за последние годы направил в регионы федеральный Центр, удается нечто подобное. Большинство назначенцев остаются классическими «варягами», отказывающимися укореняться в местной почве.

2. Лежачие полицейские и канализационные люки.

И в этом вопросе критики кировского губернатора позволили себе сырые скороспелые суждения, не основанные на ответственном анализе ситуации.

Не вызывает сомнений, что пресловутый «лежачий полицейский» - это символ коррумпированного силовика, тормозящего в сегодняшней России все и всяческие реформы. Лежачий полицейский перед школой тормозит реформу образования, полную интеграцию России в Болонский процесс и 100%-ный переход на ЕГЭ. Лежачий полицейский перед больницей – замену старой советской медицины с ее осыпающимися потолками и многоразовыми шприцами на современную высокотехнологичную полифункциональную адресную врачебную помощь, основанную на страховых механизмах. Лежачий полицейский перед Домом престарелых задерживает пенсионную реформу и т.п.

Потому ликвидация такого рода дорожных надолбов и наростов, мешающих поступательному национальному развитию, есть более чем внятный и откровенный модернизационно-оттепельный сигнал, посланный всему российскому обществу. Силовая мафия в будущем уже не сможет препятствовать модернизации России – вот что дали понять не только кировцам (вятичам), но нашему народу в целом президент Медведев и губернатор Белых.

Что же касается канализационных люков, то здесь ситуация несколько иная. Репрезентативный социологический опрос, проведенный Поволжским отделением Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в период с 5 по 7 мая 2009 г, показал: 59% населения Кировской области в принципе не знают, зачем нужны канализационные люки, 14% - «скорее не знают», а 12% убеждены, что канализационные люки существуют исключительно для того, чтобы граждане (в особенности находящиеся в нетрезвом состоянии) имели возможность сломать ноги или другие конечности. Так что решение заасфальтировать данные люки явилось итогом тщательного и всестороннего изучения администрацией нового губернатора Кировской области общественных настроений в регионе. Подобный подход также можно назвать новаторским – ведь большинство российских губернаторов работают по старинке, не поверяя предварительно своих решений социологическими замерами.

3. Окна.

Что бы ни говорили те, кто до сих пор не может смириться с назначением молодого либерального оппозиционера на губернаторский пост, практический смысл рекомендации «не подходить к окнам с внутренней стороны» вполне ясен. И он выходит далеко за пределы временного отрезка (периода), на протяжении которого в Кировской области находился президент Дмитрий Медведев.

Массовое низкотехнологичное окно, унаследованное нами от советской власти – постоянный источник угрозы простудных и иных заболеваний. По данным Комитета здравоохранения Кировской области, до 46% случаев временной нетрудоспособности граждан в 2008 г. были связаны с повышенным (учащенным) пребыванием таких категорий граждан у окон в различное время суток. А временная нетрудоспособность – это, понятно, резкое снижение производительности труда в регионе, что особенно опасно в условиях непрекращающегося экономического кризиса.

Особенно тревожной делает ситуацию распространение смертельно опасного вируса А/H1N1, известного также как «свиной грипп». Эксперты Российской ассоциации изучения проблем свиного гриппа (РосСвинГ) указывают, что именно оконные щели и трещины, не герметизированные должным образом, являются одним из наиболее распространенных (29%) каналов распространения смертоносного вируса. По некоторым данным, вирусоноситель, задержанный недавно в московскому аэропорту «Шереметьево» (терминал 2), заразился свиным гриппом, потому что все долгое (10 часов) время трансатлантического перелета находился слишком близко к самолетному окну (иллюминатору), которое, по всей видимости, оказалось недостаточно плотно прикрытым.

Однако проблема окон имеет и более глубоко, историко-стратегическое значение.

Привычка русского человека проводить много времени у окна – отражение избыточной мечтательности и созерцательности нашей национальной натуры. В своем окне мы пытаемся разглядеть признаки новой надежды, смутные безличные обещания жизненных перемен. И вечерние отблески весеннего солнца, и свежие дворники, идущие с первомайской демонстрации, и случайно-кокетливая улыбка в окне напротив – все это гипнотизирует нас и надолго отвлекает от главного в жизни, т.е. последовательной созидательной деятельности, сопряженной со стяжанием материальных благ.

Если и когда русские (российские) люди смогут и научатся качественно реже подходить к окнам, производительность труда в стране, по оценкам специалистов ГУ ВШЭ, в течение полутора-двух лет сможет вырасти на 65-72%. Что, в свою очередь, создаст предпосылки для ускоренной внемобилизационной модернизации национальной экономики, причем даже без качественного изменения состава и структуры производительных сил.

Установлено, что русское сознание еще находится, во многом, на младенчествующей стадии, - особенно во всем, что касается этики труда и философии жизненного успеха. А для всякого неокрепшего, излишне юного ума окно – источник лишних впечатлений и рискованных соблазнов. Не случайно на кампусе главной компьютерной корпорации мира Microsoft программистам, проработавшим менее пяти лет, предоставляются исключительно рабочие комнаты без окон.

Это значит, что Никита Белых, формально лишь выполнив рекомендацию ФСО, фактически приступил к реализации полномасштабной программы трансформации сознания жителей Кировской области. Программы, которая позволит создать прецедент психоэкономического прорыва в одном отдельном взятом регионе, лишенном легкодоступных природных ресурсов и других традиционных факторов успеха и процветания в рамках заданной экономической модели современной РФ.

Итак, мы имеем все возможности убедиться в том, что решения губернатора Кировской области, принятые и – что особо важно в России! – быстро реализованные накануне визита в регион президента РФ, будут иметь позитивные последствия как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Никита Белых, в отличие от многих своих коллег по губернаторскому цеху, показал себя не только как успешный тактик, но и как реальный стратег, способный к осмыслению судьбы доверенного ему региона не в местническом ключе, но в общенациональном контексте. Не менее важно, что губернатор Белых проявил себя как ярко выраженный член команды президента РФ и одна из первых ласточек оттепели, появившихся на привычно грустном российском небе. А значит, те, кто всего лишь несколько месяцев назад предрекал либерал-губернатору чуть ли не быстрый крах на новом поприще, оказались жестоко посрамлены.

Но есть еще один аспект, который необходимо затронуть, подводя итоги знакового визита президента Медведева в Кировскую область.

Обратите внимание: асфальт по указанию губернатора Белых был нанесён на железнодорожное полотно тонким слоем. Что это означает?

Во-первых, это ясное указание но новые технологии борьбы с коррупцией, которые будут имплементированы в Кировской области при либеральном губернаторе. Поскольку украсть что-либо из тонкого слоя значительно сложнее, чем из толстого.

Но главное, всё же, - в другом.

Слой асфальта, нанесенный на видавшие виды кировские рельсы, – это символ той тонкой прослойки менеджеров и интеллектуалов нового поколения, которая призвана стать передаточным звеном между фешенебельными, как президентский «Мерседес», колесами оттепели и заскорузлым, как русская дорога, населением РФ. Этот тонкий слой, типичным представителем которого является Н. Ю. Белых, призван передать широким народным массам импульс либерализации и модернизации, исходящий сегодня от Верховной Власти – медведевского Кремля.

Никита Белых – не просто очередной региональный руководитель. На него самой историей возложено нелегкое бремя доказательства, что либералы могут эффективно управлять Россией. Что свобода, как сказал Гегель, действительно лучше, чем несвобода. Такие политики, как Белых, несут свое бремя «на службу к покоренным, угрюмым племенам, на службу к полудетям, а может быть, чертям», как писал известный поэт Игорь Иртеньев.

Пожелаем им всем удачи.

Специальная версия статьи опубликована в «Ежедневном журнале», www.ej.ru.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Гримасы либерализма
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
22.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Не знаю, что видится Мединскому в бреду, но в реальных сказаниях о богатырях имеются и пьянки, и мордобой. Например, Илья Муромец, сочтя, что князь Владимир его не уважает, учинил в Киеве разнузданный дебош. И вообще в русских былинах богатыри могут и напиться, и накуролесить, и поругаться из-за ерунды, однако в решающий момент идут в бой и стирают с земли очередного захватчика.

20.3.2024 Анатолий Кантор
Правильные выборы. Нынешние «пляски» бывших партнёров Кремля вокруг признания/непризнания итогов голосования настолько не состоятельны, что даже нет смысла их комментировать. Но всё же следует заметить, что именно так называемый «коллективный Запад» выступил главным рекламным агентом Владимира Путина на этих выборах.

9.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Подтекст спича президента, с учётом антироссийской позиции Бельгии в украинском конфликте, очевиден. Налицо традиционное для россиянской духоскрепной интеллигенции тоскливое нытьё: "Мы вас освободили, а вы - свиньи неблагодарные!" Скулёж этот не только жалок, но и лишён малейшего смысла.

29.2.2024 Вячеслав Всеволожский
День грядущий. Брошюра Андрея Песоцкого «Программа «Другая экономика» заслуживает пристального внимания как интересное явление. При этом нужно иметь в виду - даже такую небольшую брошюру по экономике осилят далеко не все из партактива. Для масс по итогам внутрипартийной дискуссии должны быть выработаны политико-экономические лозунги.

29.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. «Талибану» Кремль действительно не помогал. Зато по части поддержки американских марионеток его обитатели на радость Вашингтону аж из трусов выпрыгивали! Хотя эти самые марионетки, едва придя к власти, тут же начали джихадить на постсоветском пространстве.

28.2.2024 Джураб
Интервью. Информация британской телерадиокомпании ВВС о гибели в результате артобстрела в районе Артёмовска (Бахмута) россиянина Дмитрия Петрова появилась 28 апреля прошлого года. По данным проукраинских тг-каналов, в том бою вместе с Петровым погибли ещё два анархиста из Ирландии и США. Мы взяли интервью у российского анархиста, одного из активных участников их ликвидации, воющим под позывным «Джураб».

14.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Прилепин бодро повторяет слухи, предлагая восхититься проницательностью наших штирлицев. На самом деле налицо либо ошибка, либо намеренная дезинформация вражеских спецслужб, и в любом случае она оказалось роковой. Советские войска на радость Картеру с Бжезинским вошли в Афганистан, начав операцию с убийства призвавшего их Амина.

12.2.2024 Дмитрий Селезнев
Интервью. Дмитрий Селезнев - военкор, с первых дней работающий на СВО. Недавно у него вышла книга «Беспокоящий огонь», где собраны впечатления и размышления о текущих боевых действиях. Интервью о принципах проекта WarGonzo, где он работает, эмоциях и амбициях Пригожина и Стрелкова, а также о комбайне войны и пределе устойчивости неприятеля.

11.2.2024 Иван Сидельников
Общество зрелищ. Как связаны созданная 90 лет назад студия «Леннаучфильм» с актуальным интервью Владимира Путина Такеру Карлсону? Она могла бы помочь президенту России нагляднее изложить свою позицию в интервью самому популярному телеведущему США. Однако существовавший в блокаду «Леннаучфильм» был ликвидирован в 2015 году из-за отсутствия финансирования.

9.2.2024 Юрий Нерсесов
Путин и Запад. Беседу с американским телеведущим Такером Карлсоном Владимир Путин начал с продолжительной лекции по истории. Как и ожидалось, она оказалась альтернативной.