АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 17 июня 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Смерть и государство
2009-03-19 Александр Карев
Смерть и государство

Имеет ли право государственный властитель приказывать убивать граждан своей страны во имя сохранения безопасности государства? Этот вопрос обсуждается много лет. И суть его заключается не только в необходимости существования или отмены смертной казни за те или иные преступления. Она гораздо шире.

Не претендуя на извечные философские споры о том, что такое смерть и убийство, попробуем разобраться в основном аспекте: как государственный властитель может или должен решать проблему жизни/смерти своих подчиненных?

Православие (может быть, это звучит вызывающе) на этот вопрос однозначного ответа не дает. С одной стороны, в соответствии с Десятью Заповедями убивать никого нельзя. Убийство является одним из самых ужасных грехов, за совершение которого человек будет испытывать вечные мучения в аду. С другой стороны, православные священники благословляют российских воинов перед сражениями убивать во имя защиты Отечества от врагов. Более того. Кроме выдачи права на убийство, во имя этой или других высоких целей, православные священники выдают и карт-бланш на самоубийство участникам военных действий. Ведь понятно, что участие в сражении, уже само по себе, резко повышает риск смерти участника этого сражения. Впрочем, является ли это самоубийством? Поставим вопрос иначе: является ли самоубийством решение рядового Петрова согласиться с приказом своего командира майора Иванова идти вместе с ротой в Южную Осетию, которую обстреливают из «Градов» грузинские воины?

Вопрос о смерти, кстати сказать, очень интенсивно обсуждался в начале ХХ века в России. Причем о нем спорили не только писатели-декаденты, но и большевики, пришедшие к власти. Знаменитый историк психоанализа Александр Эткинд в своем труде «Эрос невозможного. История психоанализа в России» отмечает: «Духовная традиция, развивавшаяся под разнообразными и, кажется, несовместимыми влияниями ницшеанства, православия и социального экстремизма, приобретала особую, поучительную и сегодня цельность. Победившие большевики в своих программах массовой переделки человека довели идею до ее воплощения – воплощения варварского и для этой культуры самоубийственного, но, возможно, в ее рамках единственного, которое только и могло быть на деле…»

Знаменитый ученый делает вывод: «Культ власти всегда, независимо от намерений и обстоятельств, оборачивается обрядами смерти… Идея «нового человека» была центральной для русских интеллектуалов, начиная с поэтов-символистов 10-х годов и вплоть до педологов 30-х. Потом она теряла свое значение параллельно с либерализацией режима, но, выхолощенная до пустого лозунга, дожила до брежневского времени».

Можно задать вопрос: не пытается ли и сегодня российская власть создать новый образ «нового человека»?

В общем, схожих с этой «большевистско-православной» концепции взаимопонимания власти-смерти придерживаются и другие религии: в исламе воин, погибший на поле боя, особенно с «гяурами», попадает в исламский рай к гуриям, в буддизме получает шанс избавиться от многочисленных перерождений и достигнуть «Нирваны».

Если религии оправдывают убийство во имя сохранения безопасности государства, то возникает другой вопрос. Оправданно ли убийство, совершенное государственным властителем во имя той же безопасности государства? Попытаемся ответить на этот вопрос применительно к нынешней власти.

Во-первых, государственный властитель должен быть легитимно избранным. Обладают ли этим качеством Владимир Путин и Дмитрий Медведев? Да. Какие бы претензии к существующей выборной системе не предъявляли и левые, и правые, никто не будет спорить с тем, что народ, в общем, принял и того, и другого. Принял за правителей, по крайней мере, сегодня.

Во-вторых, необходимо отметить, что и Владимир Путин и Дмитрий Медведев позиционируют себя как православные россияне. Соблюдают они посты или нет - неважно. Важно, что их религиозная идеологема власти канализирована в православном направлении. Это значит, что точку зрения православных священников на то, что во имя Отечества граждане должны идти на самоубийство и убийство, нынешние государственные властители разделяют, или, по крайней мере, вынуждены разделять. Если это так, то тогда нет никаких причин осуждать их за какие-либо преступления, совершенные во имя безопасности государства. Например, убийство Анны Политковской. Или войну в Грузии. Более того. Все нарушения прав человека, которые отмечаются сегодня в России, вполне объяснимы с позиций государственных властителей с точки зрения защиты основ безопасности государства. И, если рассмотреть поближе, то складывается впечатление, что политика этих государственных властителей сегодня выглядит еще как очень скромная и гуманная.

Любопытно рассмотреть политику нынешних государственных властителей с точки зрения людей, верящих в реинкарнацию.

С точки зрения таких людей, большинство живущих на Земле рождаются и умирают многочисленное число раз, причем, количество смертей и рождений человека определено его кармой. В принципе, в соответствии с этой теорией, о которой смешно пел Владимир Высоцкий, можно предположить, что чем быстрее человек пройдет назначенный ему путь, чем скорее он умрет и родится столько, сколько ему запрограммировано, тем быстрее он достигнет Нирваны. Самоубийство исключаем сразу. Если это так, то тогда возникает масса вопросов.

Кем является убийца? Ведь, с одной стороны он берет на себя ответственность за совершенное преступление, ухудшая свою карму, но, с другой, совершает поступок, который, можно предположить, сокращает срок перерождений человека, которого он убил, а значит и приближает убиваемого к достижению последней Цели, к Нирване? Если это так, то тогда Иосиф Сталин, уничтоживший миллионы жизней, является одним из величайших людей на свете. В принципе, вполне понятно желание некоторых священников канонизировать Сталина. Он очень соответствует православной концепции теории взаимоотношений государства и человека, вождя и смерти.

Мнение автора не совпадает с мнением редакции

Александр Карев

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Метафизика власти
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
16.6.2025 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. В глухих лесах республики Коми водится немало чудовищ. Особенно страшны грозный многоголовый великан Гундыр, злобный зеленоволосый водяной Вакуль и коварная носатая ведьма Ёма. Однако есть монстр и похуже – глава республиканской организации КПРФ и депутат Государственной Думы Олег Михайлов.

11.6.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Представительный русский мужчина, благородного аристократического вида с бородкой-эспаньолкой одинаково хорошо смотрелся и в маршальском мундире (хотя в военном деле мало что понимал), и в гражданском костюме, и особенно во фраке. А у многих и вовсе возникали ассоциации с императором – Булганина за глаза звали Николаем Третьим.

11.6.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Сообщается об изменении школьной программы внеклассного чтения по литературе. Вместо романа «Санькя» члена запрещённой Национал-Большевистской партии Захара Прилепина в неё включён сборник рассказов «Собаки и другие люди» сопредседателя прокремлёвской партии «Справедливая Россия» Захара Прилепина.

31.5.2025 Юрий Нерсесов
Национал-предатели. Советник председателя Комитета воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ Вячеслав Некрасов рассказал, как замечательно идут дела у его подопечного – бывшего советского военнослужащего Сергея Краснопёрова, ныне Нура Мухаммада. Некрасов настаивает, что все бывшие советские военнопленные в Афганистане амнистированы. И вообще «против своих не воевал, поэтому ущерба Советскому Союзу и России он не наносил».

31.5.2025 Алексей Рафалович
Евразийское братство. Одно только вынесение на рассмотрение возможного принятия мер по проверке законности получения этническими азербайджанцами гражданства России, скажем, за последние десять лет, с последующим выдворением нарушителей из России, сразу же наведёт такой «шорох», что Ильхам Алиев мигом вспомнит заветы своего отца и примчится в Москву быстрее собственной тени.

6.5.2025 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Одним из первых в Москве отличился по части многократного раздувания подвигов нужного народа человек по фамилии Маршак. Только не Самуил Яковлевич, а его младший брат Илья, публиковавший подростковые научно-популярные книги под псевдонимом М. Ильин. Одна из них – «Как человек стал великаном» – издана в 1940 году и описывает историю хомо сапиенсов от австралопитеков до инквизиторов.

6.5.2025 Андрей Дмитриев
Дружба народов. Показателен тот факт, что даже Коммунистическая партия Японии, которая в теории могла быть наиболее дружественной к Москве силой, на деле всегда требовала передачи островов. А после начала СВО и вовсе обозначила: «Оккупация Советским Союзом островов Чисима (Курильские острова) является результатом той же гегемонистской позиции, что и нынешняя агрессия России на Украине».

3.5.2025 Юрий Нерсесов
Россия и Европа. Западные ультралевые и ультраправые равно расколоты по украинскому вопросу. Среди тех, и других есть добровольцы, воюющие за Россию. Между тем по этому поводу случилась перебранка между отечественными леваками и праваками: начали со скончавшегося полвека назад испанского диктатора Франсиско Франко, закончили воевавшим на украинском фронте на стороне России сыном замдиректора ЦРУ Майкла Глосса.

2.5.2025 Анатолий Кантор
Вашингтонский обком. Похоже, что совершенно посредственный украинский КВНщик и обычный американский девелопер обыграли «великого геополитического стратега», по крайней мере, именно такой вывод напрашивается по ситуации, исходя из появившейся информации о том, что между США и Украиной подписана эпохальная сделка по редкоземельным и прочим активам бывшей УССР.

1.5.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. Когда начались бои в Донбассе, «пророссийский» предшественник Пашиняна Серж Саргсян имел отличный шанс сделать именно то, что сейчас сделал товарищ Ким Чен Ын. Повод имелся: многочисленные обстрелы российской территории с украинской стороны.