АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Вторник, 17 июня 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Креативный этнос или консервативная нация?
2009-03-04 Вадим Штепа
Креативный этнос или консервативная нация?

Залесский национал-демократ Илья Лазаренко написал критическую реплику на мой текст «Четыре границы российского регионализма», опубликованный в феврале на «АПН Северо-Запад». Суть критики состоит в том, что я, разводя в разные стороны регионализм и национализм, игнорирую тем самым националистический характер многих европейских регионалистских движений. Полагаю, что тема заслуживает дальнейшего развития, учитывая нарастающее в России использование этих терминов, в которые подчас вкладывается весьма разный смысл.

Кстати и дорогая редакция разместила мою статью в рубрике «Нация против империи», хотя она написана совсем не с точки зрения какой-то «нации».

Илья Лазаренко утверждает, что большинство европейских регионалистских движений (участников European Free Alliance) «определенно имеют этнический характер. А если говорить прямо, то националистический». В таком двояком определении проявляется существенная путаница между «этносом» и «нацией», характерная для политических движений.

Интеллектуалы в этом вопросе более щепетильны. Однажды я уже ссылался на германо-американский учебник «Regionalism in the Age of Globalism», авторы которого говорят об «Ethnic revival» как о частой составляющей регионализма, но, тем не менее, всегда противопоставляют его модели «Etat-Nation».

И это неслучайно. Политика европейских государств, строившихся по римскому праву, оперировала латинским понятием «нации». А «этнос» – слово греческое, возникшее еще тогда, когда эллины не вешали на себя ярмо унитарной государственности, предпочитая сеть самоуправляемых полисов. Именно эта сетевая структура на новом историческом витке и воспроизводится современным европейским регионализмом.

Конечно, «многополярный» эллинский этнос всегда объединялся, если какая-то внешняя опасность (персидская, к примеру) угрожала всей Элладе. Однако это не являлось основанием для какого-то постоянного и принудительного «единства ради единства». На родине демократии все-таки знали еще смысл этого слова…

«Нацией» впервые назвали себя именно римляне, для которых высшим смыслом стало создание и удержание имперского государства. Этнические вопросы играли там весьма вторичную, если даже не далее, роль. В итоге, Римская империя превратилась просто в олигархическо-полицейскую корпорацию, оторванную от всех населявших ее народов, и в один прекрасный момент была ими сметена. Но впоследствии они сами превратились в новые нации и вновь принялись строить свои абсолютистские империи, вновь подавляя региональные этнические меньшинства...

Вот и сегодня ЕС все более движется к формированию общей «европейской нации». Власть в РФ также охотно использует термин «нация» («национальный интерес», «национальные проекты» и т.д.), как бы те или иные «националисты» ни пытались заявлять о ее «антинациональной» сущности. Но это просто спор о плохо понятых словах, ибо нация и государство – это совершенно взаимосвязанные понятия.

Независимая от чиновничьей машины государства уникальная идентичность того или иного народа выражается термином «этнос». При этом еврокомиссары, несмотря на свои централистские замашки, не ведут никакой войны против различных этно-региональных движений. Видимо, они извлекли уроки из судьбы Римской империи – и сегодня, напротив, стремятся инкорпорировать эти движения в общеевропейские структуры. И только «Третьеримская» империя, продолжая «запрещать» этно-региональные движения, обвиняя их в «экстремизме» и «сепаратизме», сама готовит себе участь «первого» Рима.

А европейские этно-региональные движения, не испытывающие такого прессинга, вовсе не хотят ни от кого «отделяться» и «изолироваться». Напротив, ясно понимая специфику современной экономики, они стремятся к максимальной открытости и привлечению потока туристов и инвестиций. В итоге их уникальная культура не застывает как нечто, требующее лишь унылого «сохранения» (как во многих российских регионах), но получает стимулы к современному, порою весьма неожиданному развитию.

Этника вообще основана на творческом начале. Здесь уместно вспомнить гумилевскую теорию пассионарности – неодолимого стремления к историческому творчеству. Согласно ей, этнос – это не «кровное родство», в чем уверены иные политики. В основе всякого этноса лежат оригинальный стереотип поведения и взаимная комплиментарность. Можно ли считать «единым этносом» людей, говорящих на одном языке и даже воспитанных в одной культуре, если поведенческие стереотипы у них разнятся до противоположности? Возможна ли взаимная комплиментарность между теми, кто хочет строить новую цивилизацию, и консерваторами прежней империи? В свое время американцы и англичане доказали, что нет. И они являют собой весьма разные этносы.

Национал-демократы охотно противопоставляют свой «русский» проект унитарному «российскому», однако и сама по себе «русскость» в плане медиа-имиджей давно уже унифицирована до медведя с балалайкой. И теперь окружающему миру просто непонятно, чем эти «russians» отличаются друг от друга?

В современных условиях новая этника прорастает в городском и региональном брендинге. Создание новых географических брендов не следует сводить к каким-то красочным логотипам, звучным слоганам или рекламным акциям – это стратегический процесс. В его ходе на месте серой «провинциальной» одинаковости появляются новые, а точнее «археофутуристические» образы городов и регионов. Знакомящие как с их древней уникальной историей, так и с особыми повсюду проектами будущего. В Ингрии и в Сибири, к примеру, уже есть такие популярные группы со своим этно-региональным драйвом – Конец ЛетА и Буготак.

Где подобные проекты по (вос)созданию этно-региональной идентичности Залесья в формах современной культуры, способных «зажечь» массовую публику? Их практически нет – и в итоге там нет и актуального регионалистского проекта. «Борьба за» него, увы, часто подменяется сугубо пропагандистской «борьбой против» (в первую очередь, мигрантов), и в итоге залесские национал-демократы просто растворяются в более громком хоре «общероссийских» националистических движений…

Тогда как потеснить «чужаков» способно лишь полноценное открытие «своего».

Вообще, пока складывается впечатление, что многие регионалистские движения в современной России торопятся заявлять свой «политический» и «национальный» статус, тогда как базовая, этнокультурная стадия еще не пройдена – их идеи широкой публике (за пределами ЖЖ) практически неизвестны. Поэтому, в финале, просто напомню, как в схожем случае обстояло дело у наших соседей.

В XIX веке Финляндия, что называется, попала из огня да в полымя: из-под шведской короны под российскую, а собственное этно-региональное сознание было еще весьма слабым, «провинциальным». К счастью, там быстро сложился круг творческих деятелей – поэтов, философов, мифологов, говоря современным языком, «креативщиков» (Рунеберг, Снелльманн, Лённрот, Топелиус и др.), которым удалось вдохновить сограждан уникальностью своей земли и ее культуры. (Русские наблюдатели это описывали с восторгом.) И только на этой основе через полвека стал возможен феномен Маннергейма, сумевшего отстоять политическую независимость Финляндии. А если б он имел дело с прежними «провинциалами» той или иной империи, сколь бы громко они ни величали себя «нацией» – вряд ли что-то у него бы получилось.

Так что – хотя времена у нас сейчас идут гораздо быстрее – но историческая логика от этого не меняется…

Вадим Штепа

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Горизонты регионализма
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
16.6.2025 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. В глухих лесах республики Коми водится немало чудовищ. Особенно страшны грозный многоголовый великан Гундыр, злобный зеленоволосый водяной Вакуль и коварная носатая ведьма Ёма. Однако есть монстр и похуже – глава республиканской организации КПРФ и депутат Государственной Думы Олег Михайлов.

11.6.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Представительный русский мужчина, благородного аристократического вида с бородкой-эспаньолкой одинаково хорошо смотрелся и в маршальском мундире (хотя в военном деле мало что понимал), и в гражданском костюме, и особенно во фраке. А у многих и вовсе возникали ассоциации с императором – Булганина за глаза звали Николаем Третьим.

11.6.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Сообщается об изменении школьной программы внеклассного чтения по литературе. Вместо романа «Санькя» члена запрещённой Национал-Большевистской партии Захара Прилепина в неё включён сборник рассказов «Собаки и другие люди» сопредседателя прокремлёвской партии «Справедливая Россия» Захара Прилепина.

31.5.2025 Юрий Нерсесов
Национал-предатели. Советник председателя Комитета воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ Вячеслав Некрасов рассказал, как замечательно идут дела у его подопечного – бывшего советского военнослужащего Сергея Краснопёрова, ныне Нура Мухаммада. Некрасов настаивает, что все бывшие советские военнопленные в Афганистане амнистированы. И вообще «против своих не воевал, поэтому ущерба Советскому Союзу и России он не наносил».

31.5.2025 Алексей Рафалович
Евразийское братство. Одно только вынесение на рассмотрение возможного принятия мер по проверке законности получения этническими азербайджанцами гражданства России, скажем, за последние десять лет, с последующим выдворением нарушителей из России, сразу же наведёт такой «шорох», что Ильхам Алиев мигом вспомнит заветы своего отца и примчится в Москву быстрее собственной тени.

6.5.2025 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Одним из первых в Москве отличился по части многократного раздувания подвигов нужного народа человек по фамилии Маршак. Только не Самуил Яковлевич, а его младший брат Илья, публиковавший подростковые научно-популярные книги под псевдонимом М. Ильин. Одна из них – «Как человек стал великаном» – издана в 1940 году и описывает историю хомо сапиенсов от австралопитеков до инквизиторов.

6.5.2025 Андрей Дмитриев
Дружба народов. Показателен тот факт, что даже Коммунистическая партия Японии, которая в теории могла быть наиболее дружественной к Москве силой, на деле всегда требовала передачи островов. А после начала СВО и вовсе обозначила: «Оккупация Советским Союзом островов Чисима (Курильские острова) является результатом той же гегемонистской позиции, что и нынешняя агрессия России на Украине».

3.5.2025 Юрий Нерсесов
Россия и Европа. Западные ультралевые и ультраправые равно расколоты по украинскому вопросу. Среди тех, и других есть добровольцы, воюющие за Россию. Между тем по этому поводу случилась перебранка между отечественными леваками и праваками: начали со скончавшегося полвека назад испанского диктатора Франсиско Франко, закончили воевавшим на украинском фронте на стороне России сыном замдиректора ЦРУ Майкла Глосса.

2.5.2025 Анатолий Кантор
Вашингтонский обком. Похоже, что совершенно посредственный украинский КВНщик и обычный американский девелопер обыграли «великого геополитического стратега», по крайней мере, именно такой вывод напрашивается по ситуации, исходя из появившейся информации о том, что между США и Украиной подписана эпохальная сделка по редкоземельным и прочим активам бывшей УССР.

1.5.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. Когда начались бои в Донбассе, «пророссийский» предшественник Пашиняна Серж Саргсян имел отличный шанс сделать именно то, что сейчас сделал товарищ Ким Чен Ын. Повод имелся: многочисленные обстрелы российской территории с украинской стороны.