АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Воскресенье, 24 октября 2021 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Памяти Троцкого
2009-02-19 Кирилл Фассбиндер
Памяти Троцкого

Желание написать эту статью возникло у меня после прогулки по 27-й линии Васильевского острова. Именно там недавно появились высотная биржа и комплекс «Финансист», ставшие причиной крупнейшего градостроительного скандала. Напомню, разгорелся он после того, как петербургские СМИ опубликовали фотографию биржи, вторгшейся в визуальное пространство Стрелки Васильевского острова.

Потом выяснилось, что биржа была построена с нарушениями законодательства – выше, чем можно было строить на этом месте. В итоге было решено «отрезать» от биржи несколько метров…Но не буду пересказывать эту известную историю. Поведаю лучше о том, как отразилось появление новых зданий на их ближайшем архитектурном окружении.

До постройки биржи и «Финансиста» все пространство от Большого проспекта до теперешней площади Собчака (раньше площадь была безымянной) воспринималось как единое целое. Логическим центром этого ансамбля был Дворец культуры имени С.М. Кирова, воздвигнутый в 30-е годы по проекту архитектора Ноя Абрамовича Троцкого. Он был выдержан в стиле конструктивизма с элементами неоклассики и являлся самым крупным в Ленинграде дворцом культуры. В соответствии с петербургскими традициями Троцкий расположил центральную часть здания строго по оси 27-й линии.

Слева от ДК Кирова в 30-е годы был разбит большой сад с регулярной планировкой под названием «Василеостровец». Справа – ближе к Большому проспекту – находились дореволюционные корпуса Покровской больницы (в советское время она носила имя Ленина). Законченность ансамблю придавали два практически одинаковых дома - 74 и 76 по Большому проспекту, построенные в позднесталинском стиле по обеим сторонам 26/27-й линий как раз напротив ДК Кирова. Наконец, в 1968-м году перед ДК соорудили два стеклянных павильона: один – для детских аттракционов, другой – для технических выставок. Оба павильона были расположены симметрично относительно 27-й линии. «Стекляшки» ничего не добавили к ансамблю, но и не сильно его испортили, поскольку были довольно низкими. Словом, ансамбль создавал ощущение логичности и законченности.

Но вот пришли строители ХХI века...

Несколько лет назад был снесен павильон аттракционов (в 90-е годы он использовался как торговый центр), на его месте и выросли две громады комплекса «Финансист». Вторую «стекляшку» сносить не стали, так как в ней, начиная с 90-х годов, работала биржа. Новое высотное здание биржи решили построить сбоку от старого, ближе к саду «Василеостровец».

Что получилось в итоге? В отличие от павильонов брежневской эпохи, биржа и «Финансист» находятся на разном расстоянии от 27-й линии и расположены несимметрично! Поскольку все три здания обладают солидной высотой, 27-я линия из центральной улицы превратилась в какой-то второстепенный проезд, а творение Ноя Троцкого перестало быть доминантой. Более того, три гробоподобных высотки буквально раздавили его и расчленили на части. На фоне «гигантов» ДК Кирова кажется теперь очень низким. Целиком с Большого проспекта он уже не просматривается, так как его заслоняют новые здания. Утратил свое былое очарование и сад «Василеостровец». Биржа выросла прямо возле ограды и сузила его визуальное пространство. Над садом повисла тень новой застройки. Словом, был ансамбль, и не стало его. Рассыпался на отдельные части…

А ведь подобным образом разрушаются и другие ансамбли города. Наименее защищенными оказываются как раз те, что были созданы в советскую эпоху. Тот же Ной Троцкий построил на Московской площади самое известное в городе сталинское здание - так называемый Дом Советов (1936-1941 годы), выдержанный в суровейшем неоклассическом стиле. Как считается, прототипом для него послужило здание посольства Германии, построенное напротив Исаакиевского собора знаменитым немецким архитектором Петером Беренсом в 1911-12 годах. Являясь логическим центром Московской площади, Дом Советов еще и завершал перспективу Ленинского проспекта. Что же мы видим теперь? Слава Богу, сам ансамбль площади пока что уцелел. Но вид на него с Ленинского проспекта уже успели «улучшить». Словно гвозди разной величины, вбитые то там, то сям, торчат по обеим сторонам проспекта новые высотки, понижая архитектурную значимость творения Троцкого. В справедливости моих слов можно легко убедиться, проехав на электричке в сторону Петергофа.

Подобных примеров можно привести множество. Это и застройка «элитными высотками» Московского проспекта, и уничтожение знаменитого Кировского стадиона (композиционный центр Приморского парка Победы), и снос ДК Первой Пятилетки, и «коттеджное строительство» на островах…(Недавно увидел только что созданный на Крестовском острове «ансамбль»: одинаковые как могилы на американском кладбище коттеджи, построенные на пустыре напротив 1-го Елагиного моста). Возникает вопрос. Почему же при царях и большевиках создавали ансамбли, а теперь их только портят, внося в композицию элементы хаоса?

Ответов может быть несколько. Во-первых, можно предположить, что создание или сохранение ансамблей не входит в сферу интересов современного бизнеса. Строитель руководствуется лишь своими частными интересами – построить побольше да продать подороже. Во-вторых, законодательство в вопросе градостроительства часто бывает несовершенным и допускает двусмысленные толкования. В-третьих, оно применяется избирательно, в зависимости от воли чиновника, согласовывающего тот или иной проект. Наконец, еще одна причина - это разрыв с традицией.

Советская архитектура использовала принципы, унаследованные у старой петербургской школы. Тот же Ной Троцкий закончил в свое время Академию художеств, учился у известного мастера неоклассического направления И.А. Фомина. Особенностью петербургской школы была ориентация на античную традицию, восприятие города/полиса как единого целого. Правила городской застройки в Петербурге подчинялись строгому регламенту. За тем, как они соблюдались, следил сам император. Подобный принцип, надо сказать, был близок и коммунистической идеологии, провозгласившей примат коллективного над частным. И архитекторы-модернисты 20-х годов, и сталинские «неоклассики» руководствовались общим правилом: важны не столько отдельные здания, сколько их сочетание в едином ансамбле.

Хрущевский период ознаменовался явным упадком в сфере архитектуры. Было решено не заниматься «украшательством», а строить больше дешевого жилья. Тем не менее, даже в «хрущевских» кварталах можно усмотреть некий намек на классическую традицию: здания были соразмерны человеку (как правило, не выше деревьев), плотность застройки была невелика, а сама она велась по единому плану. Окончательное размывание «устоев» произошло уже в брежневскую эпоху, когда появились огромные безразмерные «корабли», «точки», однообразные кинотеатры и т.д. Похоже, соображения эстетики уже перестали кого-либо волновать. В подобной атмосфере и произошло формирование современной российской архитектурной школы. Позднее архитекторы начали ориентироваться на западные образцы, строить из стекла и бетона, но ближе к петербургским традициям от этого не стали.

История знает много примеров наступления Хаоса на принцип Ансамбля. Города, в свое время основанные римлянами, имели ясный и определенный план. В каждом городе было две главных улицы: кардо и декуманус, которые пересекались под прямым углом. Точка их пересечения и была центром города. Обе улицы были украшены колоннами. После падения Рима в Европе и Азии никто больше не контролировал строительство в городах, и они стали постепенно «зарастать» новыми домами. Кардо и декуманус теряли свою прямизну, так как дома уже не строились на одной линии, а стройные ряды колонн растащили на строительство тогдашних «особняков». Конечно, светские и духовные власти создавали и в Средние века новые ансамбли: замки, дворцы, соборы, мечети. Но это не имело отношения собственно к градостроительству. Застройка городов велась совершенно хаотично.

Возврат к античным принципам произошел лишь в конце эпохи Возрождения. Первым городом, построенным в Европе по единому плану, как считается, стала Феррара (конец ХV – начало ХVI веков). Появились города с регулярной планировкой и в мусульманском мире: в XVII-м веке стали прокладывать прямые улицы в Персии. А в 1703 году был основан крупнейший в Европе город с регулярной застройкой – Санкт-Петербург.

В XIX-XX столетиях Европу постепенно завоевал либерализм. Победа данного учения вряд ли могла способствовать созданию или сохранению ансамблей. Акцент в либерализме делается на правах личности, свободном рынке, конкуренции. Государству отказано в праве, например, иметь собственные эстетические взгляды. Либерализация строительной сферы неизбежно приводила к разрушению ансамблей и внесению в них элементов хаоса. Чем либеральнее в стране законы, тем сильнее страдает исторический центр. Яркий пример тому - Лондон.

Середина ХХ века была ознаменована полным разрывом с архитектурной традицией прошлого. Попросту говоря, архитекторы - авангардисты сделали строительному бизнесу предложение, от которого было невозможно отказаться. С целью минимизации затрат было предложено наплевать на традиции и строить так, чтобы было дешевле – из стекла и бетона. Появились дома «массовых серий».

В послевоенный период облик многих европейских городов стал коренным образом меняться (Париж, Брюссель и пр.). Тем не менее, не везде общество было радо подобным инновациям. Поднялась волна общественного возмущения, и власти многих европейских стран были вынуждены принять антилиберальные по своей сути законы, защищающие исторически сложившиеся районы от уничтожения. Были ограничены права хозяев домов и земельных участков. Теперь собственник уже не мог делать со своим домом, расположенным в центре города, все, что придет ему в голову.

Строительное законодательство в современном Петербурге нельзя назвать полностью либеральным. В наследство от советских времен городу досталось множество правил, регулирующих застройку. Чтобы построить дом, строитель должен получить многочисленные согласования, подписать у разных чиновников всякие бумажки, подчас вступая с ними в неформальные отношения. Тем не менее, в последние годы наметилась некоторая тенденция к либерализации. Градоначальница неоднократно заявляла о том, что город заинтересован в строительных инвестициях. Строительные фирмы получили возможность проводить историко-культурную экспертизу, заказывая ее непосредственно у эксперта, в роли которого может выступать частная фирма. С принятием нового Генплана развития города в несколько раз сузились границы Объединенной охранной зоны.

Строительные фирмы заинтересованы в дальнейшей либерализации законодательства. Прежде всего, они хотят строить в полном соответствии с законом. Случай с биржей на Васильевском острове тому наглядный пример: вряд ли кому-то понравится получить все необходимые согласования, а потом «срезать» себе этажи. Законы должны быть более определенными, а отношения с чиновниками более формальными: это позволит минимизировать затраты на взятки. Кроме того, строительный бизнес заинтересован в отмене различных ограничений. Компании хотят строить то, что им хочется. С их точки зрения, государство должно как можно реже вмешивается в процесс «производства товара», то есть новых «уютных» домов. В принципе, им хотелось бы строить в центре города так, как они строят коттеджи в лесу – чтобы работать никто не мешал.

Но в чем нуждается город?

Кирилл Фасбиндер

На фото - архитектор Ной Троцкий

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Стройки века
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
15.10.2021 Юрий Нерсесов
Пропагандоны. Почему американский фейк про убитых кувейтских младенцев, сработал в отличие от российской байки про распятого мальчика в Славянске? Часть ответа дана в статье заместителя секретрая Совбеза Дмитрия Медведева по Украине.

11.10.2021 Юрий Нерсесов
Акулы пера. Лояльные либералы - важнейший механизм правящего режима. Они и слить протест помогут, и демонстрируют перед зарубежными странами наличие в России свободы слова, и чрезвычайно полезны в разборках между башнями Кремля. Неудивительно, что власть регулярно поддерживает «Новую газету».

8.10.2021 Юрий Нерсесов
Акулы пера. Редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов получил Нобелевскую премию мира. Наряду с либеральной общественностью его поздравил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Решение чисто политическое - награждён человек, уже которое десятилетие работающий на ослабление и последующую ликвидацию России, не забывая при этом и собственный карман.

7.10.2021 Юрий Нерсесов
Незалежная. Пропагандистов, вещающих о скором замерзании и развале Украины с последующим въездом российских танков в ликующий Киев, слушать не стоит. Наоборот, когда под очередным гетманом в Киеве разверзнется земля, российский царь-батюшка всегда перенесёт его через провал на руках. Обеспечивая целостность территории для размещения баз НАТО.

7.10.2021 От редакции
Знамя сонгун. 10 октября отмечается 76-летие Трудовой партии Кореи. Великий Советский Союз не просуществовал и 70 лет, а маленькая КНДР уже живет дольше и продолжает триумфальное шествие вперед. Публикуем большую фотовыставку о славном боевом пути ТПК под руководством товарищей Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына.

1.10.2021 Анатолий Кантор
Путин и народ. После сентябрьских выборов их легитимность находится под очень большим вопросом. А чтобы население не особо об этом задумывалось, для общей массы обывателей президент нашёл очередных врагов. На удивление это не американцы, а «бедность», проблемы в системе «здравоохранения», «образования» и «недоразвитая инфраструктура».

17.9.2021 Юрий Нерсесов
Акулы пера. Не сомневаюсь, что первые лица страны, которые ежегодно выделяют RT очередные десятки миллиардов, подобные побрехушки поощряют. Однако журналистам, желающим воспользоваться материалами канала, стоит соблюдать осторожность. Их читатели и слушатели, обнаружив, что их держат за дураков, могут обидеться.

9.9.2021 От редакции
Знамя сонгун. По какому пути пойдет освобожденная Корея? В то время мировой тенденцией было идти по пути демократии советского типа или «демократии» американского образца. И в Корее каждая из политических сил разной направленности выступила со своими утверждениями. Но у Ким Ир Сена были другие взгляды.

8.9.2021 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. С пиаром от кремлёвского режима в лице Памфиловой и Пригожина, непримиримый оппозиционер Вишневский может избираться спокойно. И даже не прибегать к экстремальным методам агитации. Например, поездкам по округу на грузовике с лозунгом «Я настоящий Вишневский!» Или выдвижению под отцовской фамилией Кролик.

7.9.2021 Юрий Нерсесов
Гримасы либерализма. На фоне подобных откровений нынешний режим иной раз кажется даже симпатичным. А прочие либеральные лидеры Чичваркина с Медведевым и Альбац с Пономарёвым либо поддерживают, либо стыдливо отмалчиваются. И поскольку все они секретными агентами Путина быть не могут, выходит, что их идеи не совместимы с существованием России.