АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 21 января 2017 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Сталин – бич божий
2008-09-11 Игумен Евстафий (Жаков)
Сталин – бич божий

- Сейчас в российском обществе идет дискуссия об оценке эпохи СССР вообще и времени Сталина в частности. Известны мнения некоторых сотрудников патриархии и священников (о. Геогрий Рябых, о. Всеволод Чаплин, о. Сергий Рыбко). Они считают, что государство должно осудить коммунистический период нашей истории, убрать с улиц символику и названия советского периода, осудить Ленина и Сталина. Как вы оцениваете подобные высказывания?

- Эти младостарцы мыслят весьма примитивно. Они не жили при Сталине, в отличие от меня. Это была прекрасная жизнь в великолепной стране, где все знали, что Сталин заботится о нас и руководит нами. Те люди, которых вы назвали, не могут взглянуть на нашу историю глубинно, мистически. Они рассматривают ее с точки зрения пескаря, мещанина. И мне очень грустно, что они могут так легковесно говорить о чудесной, трагичной и прекрасной русской истории.

Сделаем небольшое отступление. Помните, был такой богоизбранный народ – еврейский. Почему был? Потому что после распятия Христа он потерял свою богоизбранность. Кто сейчас проклинает Навуходоносора, который привел евреев на реки Вавилонские? Никто. Наоборот, мы поем: «На реках Вавилонских седохом и плаках…» Важнейшая стадия становления богоизбранного народа – сидеть на реках Вавилонских. Тем более что богоизбранный народ сам заслужил это сидение.

Переходим к другому богоизбранному народу – русскому. Он стал богоизбранным после крещения Руси, но потом, постепенно церковь и народ стали отходить от канонов. Это началось с Петра Первого. Постепенно церковь перестала быть системообразующим фактором для народа, утратила свою миссию. И вот появился бич божий в руках величайшего руководителя нашей страны – Иосифа Виссарионовича Сталина. Он этим бичом воспользовался так, как ему попустил Господь.

Не надо считать, что большевики – это просто какие-то выскочки. Давайте вспомним: Россией правил слабейший царь, причем слабость его была попущена Богом. Она была необходима для того, чтобы нелегитимная романовская династия исчезла с политического поля. Таким образом, святость Николая Второго состоит в том, что он не сопротивлялся. Он просто ушел. И вот в дни отречения со всех приходов и епископских кафедр шли приветственные телеграммы предательскому и масонскому Временному правительству. Наплевали на присягу, на помазанничество, чего они не имели права делать. Уже за одно это церковь должна была понести наказание!

Большевики были посланы, чтобы установить попускаемый Господом произвол - кого-то посадили, кого-то умертвили (но при этом человек получает мученический венец, он получает святость). Да, я бы не хотел, чтобы меня расстреляли. Но если бы так вышло, следовало бы вести себя так, как вели себя они – митрополит Вениамин, другие подвижники и святые нашей церкви. Именно они своим поведением обеспечили то прощение Божие, которое в ближайшее время, может быть, все-таки состоится. А может быть – и нет. Если в нашей церкви появятся множество таких вот младостарцев, которые не понимают, что это советская власть - необходимая стезя для отошедшего от богоспасаемого учения народа.

Пигмеи всегда придумают что-то, чтобы опорочить колосса. А младостарцы перепевают демократические сказки о репрессиях. Или предлагают, например, вынос тела Ленина из мавзолея. А они не подумали о том, что большое количество людей это воспримут как оскорбление? Как провокацию? Я не люблю Ленина, но народная воля была однозначной – всегда приходить к вождю Ильичу и видеть его в мавзолее. Зачем же оскорблять эти миллионы людей, покойных и живых? Такой неглубокий, мещанский, кухонный взгляд на нашу историю у меня вызывает возмущение, честно говоря.

Сталин велик, история СССР – это драма, это величайшая мистическая глубина, это реки Вавилонские, это новая библия. Здесь должен быть евангельский подход к нашей истории, а не мещанский, как у некоторых весьма недалеких иереев.

- Как вы думаете, эти священники озвучили свою личную позицию, или это мнение высших иерархов церкви?

- Я знаю, что наши высшие иерархи не придерживаются таких крайних взглядов. Они мудрые, осторожные. Мне кажется, это такая проверка, зондирование общественного мнения, которые не санкционированы Святейшим …

- Вот вы говорите: Сталин – бич божий. Но при этом восхищаетесь этим человеком. Как возможно сочетать эти два подхода?

- Давайте будем воспринимать бич божий с точки зрения того, к чему «битье» привело. Оно привело к возрождению страны. Сталин оставил нам страну с атомной бомбой, защищенной, он от лапотной Руси сделал фантастический рывок. Одержал победу в великой войне. Мы до сих пор пользуемся еще не окончательно разворованным наследием Сталина. Так что это был бич со знаком «плюс», и для церкви - тоже.

Кстати, сталинские репрессии – это тоже во многом миф, выдумка людей, которые хотят опорочить вождя. На деле пострадало не так много людей, многие из которых заслужили это своим поведением. Я жил в Иваново в конце 40-х-начале 50-х годов: по нашей улице – проспекту Сталина - свободно ходили священники, они служили в храмах. В начале мы в них кидали камнями, потом они нас угощали конфетами, и мы стали очень хорошо относиться к этим батюшкам.

Мы вообще слышали только о трех людях, которые исчезли в подвалах Лубянки. А знакомых у нашей семьи было очень много: в том числе среди интеллигенции, врачей, представителей власти. Знали мы даже бывшего секретаря Троцкого Познанского. Ничего, жил себе спокойно, потом куда-то эмигрировал…

- А правда ли, что у вас в храме в скором времени появится икона с изображением Сталина?

- Меня обвиняли в том, что я требую канонизировать Сталина. Это неверно. Этого не может требовать отдельный человек. Канонизация - феномен небесного, а не человеческого происхождения.

У нас в храме будет икона святой Матроны Московской. В ее жизни был такой час, может быть, самый высокий, когда она приняла вождя. Сталин, которого все считали атеистом, в октябре 1941 года пришел к ней как к последней инстанции - без охраны, с недоверием: что мне скажет эта старуха, о которой в Москве говорили как о провидице? Она сказала – ты в Москве останешься один. Пусть все уезжают. Москву не сдавай, пусть икона Казанской божьей матери будет в Москве, пусть ею обнесут весь город. Это было сказано на «ты»: никаких «вы», никаких «Иосиф Виссарионович»… Слова слепой одинокой женщины, святой, конечно, его укрепили. Сталин остался в Москве. Вот этот факт из жизни Матроны Московской мы отразили на этой иконе. И там Сталин отнюдь не главный: главная – она, провидица и патриот.

- Еще один сюжет, который мы хотели бы обсудить, - это так называемое «дело епископа Диомида». Как вы смотрите на его деятельность?

- Сегодняшний Диомид – это поп Гапон. Только, к сожалению, не просто поп, а целый епископ. Я удивляюсь, как люди, которые рекомендовали его в епископы, не могли увидеть, что это провокатор в рясе. Надо быть хотя бы минимально прозорливыми. Но он пролез в высшие эшелоны церковной власти и, наверное, сейчас наслаждается тем, что собрал вокруг себя группу полубезумных старух и социально неадаптированных людей. Наверное, есть там еще и просто пациенты психушек. Вся эта разношерстная толпа кричит, восхваляет этого провокатора, а он и рад.

Всякий здравомыслящий человек понимает, что самое худшее – это раскол в церкви. Прежде всего, надо любить церковь. А Диомид с его поступками является человеком не только не любящим, а, может быть, даже ненавидящим церковь, которая вознесла его на высшие должности. К счастью, все это прошло как буря в стакане воды, Я думаю, что епископ Диомид – это шлак, и о нем сейчас даже неинтересно говорить.

- Если абстрагироваться от личности опального епископа, и посмотреть, какие претензии он предъявляет к руководству РПЦ, то его аргументы сводятся к двум основным пунктам – это экуменическая деятельность церкви и соглашательство с властью и ее антинародной политикой. Кроме того, Диомид выступает против принятия ИНН и российских паспортов. Какова ваша позиция по этим вопросам?

- Прежде всего, хочу сказать об ИНН и паспорте. И ИНН, и паспорт у меня есть. Мое имя и фамилия могут быть закодированы какими-то знаками. Но со мной остается моя вера и душа. Мне никто не вставил чип. Я продолжаю исповедовать то, что хочу и обязан исповедовать. ИНН мне не мешает.

Теперь насчет экуменизма. Одно время он был спасительным для РПЦ. Митрополит Никодим, которого так критикуют сегодня, - это человек, который во многом спас церковь. А как? Двумя способами. Во-первых, когда закрывалась Ленинградская духовная академия, он пригласил туда зарубежных студентов. Поэтому наши власти сочли неудобным закрывать академию. И, во-вторых, когда наша церковь при Хрущеве была в ужасном положении, то она получала поддержку от других религий, вступив в этот, может быть, неприятный сговор. Да, это сговор. Но это было спасением для церкви.

Теперь надо постепенно, наверное, отказываться от экуменизма. Потому что экуменизм – это ересь. Но я не знаю, когда это возможно. В конечном счете, роль экуменической ереси в том, что РПЦ сохранила себя, это свидетельство того, что и ересь иногда бывает полезной.

Сейчас стоит вопрос – как и когда от него отказаться. Но спекулировать на этой теме, по-моему, было бы неправильно.

Что касается поддержки власти, я думаю, что церковь поддерживает ее вполне искренне.

Вообще, что нам нужно? Нам нужно, чтобы сохранилась чаша, чтобы мы все причащались, чтобы были таинства. И ради этого можно поддерживать тех, других и третьих. Сохранение церкви – суть всего.

- Давайте все же вернемся к Диомиду и диомидовцам… По сути то, что он высказал – это в сжатой форме манифест правого, фундаменталистского крыла в РПЦ. Огромное число людей в церкви думает именно так, и их представления сильно расходятся с тем, что мы слышим от многих высокопоставленных представителей патриархии. Так не кажется ли вам, что появление Диомида симптоматично? Его лишили сана – появятся новые люди такого же плана…

- Вы у нас в храме видели экуменизм? Вы видели, чтобы у нас читалось Евангелие на русском языке, чтобы сокращались службы?

- Нет. Но это делают многие священники в РПЦ.

- И пусть делают. Наша церковь хороша тем, что она разрешает полицентричность – различие взглядов. В тех случаях, когда это не касается таинств, конечно. Кто хочет быть экуменистом – пожалуйста. Но помните, что это ересь.

Наша церковь больна, конечно. Болезнь связана с ее условиями существования в 60-е-80-е годы. Так давайте врачевать ее терапевтически. Давайте слушаться высшее церковное начальство, потому что оно является для нас высшим авторитетом, и все же будем ему оппонентами там, где это необходимо. Но оппонирование наше должно быть не раскольничьим, а любовным. Как некий бальзам, который уврачует все болезни.

Беседовал Андрей Дмитриев

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Дела духовные
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
18.1.2017 Густав Эрве
Третья Мировая. Новая американская администрация Дональда Трампа продолжает курс предыдущих и также настроена антикитайски. Команда Трампа видит Китай как главнейшую угрозу американской экономике и мировому господству. От неё следует ждать дальнейшей милитаризации и очередной вереницы кризисов в Южно-Китайском море с перспективой их дальнейшего перерастания в полноценный китайско-американский конфликт.

8.1.2017 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Задач у михалковской кинобратии две. Первая: распилить и освоить максимум денег из российского бюджета. Вторая: представить за эти деньги Россию максимально мерзкой и убогой. Чтобы до каждого дошло: до пришествия Ельцина, за которого Михалков агитировал 20 лет назад, и воцарения Путина, которому он поёт гимны сейчас, ничего, кроме дикости и грязи, на русских полях не вырастало.

6.1.2017 Александр Сивов
Война и мир. Происходящее в настоящее время в Турции очень далеко от картинки дружественного и гостеприимного соседнего государства с прекрасными пляжами и недорогими отелями, которую - в противоположность тому, что говорили ещё год назад - создают подкремлёвские СМИ в России. Там происходит настоящий шабаш вырвавшихся на волю в результате правления Реджепа Эрдогана джиннов войны, для которого вопрос простого физического выживания в 2017 году не менее актуален, чем сохранение режима личной власти.

4.1.2017 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Огрызки «болотной» оппозиции уже радостно предвещают грядущий бунт регионов, крах режима и распад ненавистной России, но в ближайшей перспективе ничего такого нам не грозит. Тем не менее звоночек прозвучал серьёзный, реагировать на него Кремлю придётся и по крайней мере Татарстан компенсацию через инвестиции и трансферты получит. За чей счёт? Понятно, что вотчина Кадырова и его ближайших соседей пострадать не должны, однако есть и более покладистые регионы.

4.1.2017 Ким Чен Ын
Знамя сонгун. Позвольте мне, с законной гордостью окидывая мысленным взором великий год, насыщенный славными чудесами, сотворенными великим народом, от самой сердечной души послать горячий привет, славу и наилучшие пожелания нового, полного надежд, года всему корейскому народу, который, сплотившись вокруг родной партии единством идей, помыслов и воли, делил с ней горе и радость, общую судьбу и с оптимизмом преодолевал беспрецедентные в истории всякие испытания.

31.12.2016 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Третьесортные деревянные актёры "28 панфиловцев", сценарий, достойный плохой компьютерной стрелялки, и тормознутые немцы, угодливо позволяющие главным героям истреблять себя в немыслимых количествах, зрителей не вдохновили. Не помогло даже привлечение к рекламной кампании президента Владимира Путина. Но, вопреки всему, второе дыхание его фильму упорно старается дать примечательная организация с красивым названием «Боевое братство».

30.12.2016 Игорь Пыхалов
Наш Ильич. Знаменитый ленинский лозунг поражения своего империалистического правительства продолжает будоражить умы. Фанаты Российской Империи видят в нём очередное наглядное доказательство предательской сущности большевиков, продавшихся германскому генштабу. Воспринимающие труды классиков марксизма как священное писание леваки сладострастно желают России поражения в Сирии и на Донбассе. Давайте всё-таки разберёмся, к чему же именно призывал Ленин, какими мотивами он при этом руководствовался, а главное, чего хотел этим добиться.

29.12.2016 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Ожидается, что в наступающем 2017 году 20-летие со дня кончины чеченского диссидента и эмигранта Абдурахмана Авторханова, высоко ценимого самим Рамзаном Кадыровым, отметят не менее торжественно, чем его 100-летний юбилей восемь лет назад. Как и тогда, соплеменники обсудят авторхановские разоблачения коммунистического режима, расскажут о его долгой жизни и пламенных разоблачениях российских оккупантов уже при Ельцине. Однако ни один из ораторов не вспомнит о деятельности гражданина Авторханова в 1942-1945 гг. в Германии и на оккупированных ею территориях, хотя она чрезвычайно интересна.

28.12.2016 Александр Пыльцын
Подведение итогов. Наступающий год 100-летия Великой Октябрьской Социалистической революции должен быть отличен от предыдущих лет существования Российской Федерации решительными действиями по прекращению активности явных русофобов из так называемой пятой колонны, изгнанием из России защитников бандеровской хунты современных правителей Украины, бескомпромиссной борьбой с коррупцией, казнокрадством в любых формах, принятием законов о конфискации (экспроприации) имущества.

19.12.2016 Максим Калашников
День грядущий. С чего нужно начинать прорыв в научно-техническом и промышленном развитии России? С веры в самих себя! Как писал герой моего детства, храбрый Ален Бомбар, пересекший Атлантику в надувной лодке – при этом пивший выжатый из пойманной рыбы сок и морскую воду - потерпевших кораблекрушение людей убивают не жажда и не голод. Нет, их приканчивают страх, уныние и паралич воли.
Reklama