2025-02-27
Юрий Нерсесов
Главная кинопобеда Красного флота 
Вышедший  на экраны в конце февраля 1940 года фильм «Моряки» - до сих пор единственная картина о разгроме вражеских эскадр в эпоху пара и брони
	«Глубокий рейд», «Если завтра война…», «Родина зовёт», «Танкисты»,  «Эскадрилья №5»... Все эти фильмы о будущей войне, снятые во второй половине 1930-х, практически забыты и вполне заслуженно. И не только потому, что реальная победа оказалась далеко не столь лёгкой и быстрой, а началась с огромных  потерь и  отступления до Москвы. Просто даже для пропагандистских картин вышло уж очень примитивно – с  картонными персонажами и хилыми неприятелями, побеждать которых никакого удовольствия.
  
Вообще-то показать сильного врага режиссёры тогда умели.  Одни атаки ливонских рыцарей  в «Александре Невском»  и  белогвардейцев в «Чапаеве» чего стоят! Но  ни  Сергея Эйзенштейна, ни братьев Васильевых к  военной фантастике не подключили. 
Зато одну из киноагиток взялся делать их менее именитый коллега Владимир Браун. Режиссёр был влюблён в море, после войны экранизировал знаменитого мариниста Константина Станюковича («В дальнем плавании», «Максимка» и «Матрос Чижик») и тут не ударил в  грязь лицом.  Вражеский  флот в  «Моряках», конечно, разгромили, но победа далась нелегко. 
В первых столкновениях мы топим лёгкий крейсер и миноносец, но и сами теряем морской бомбардировщик и два торпедных катера.  Военную хитрость советского адмирала – выставить  как приманку передовой  отряд  и  заманить  врага под удар главных  сил –  неприятельский  флотоводец  разгадал, но счёл,  что успеет утопить хитрецов до подхода подкреплений. И  почти  утопил,  да  нарвался  на  засаду подлодок.  А  там  и  основная эскадра подоспела –  во главе с  суперлинкором «Сталинская конституция».
 
Роль этого монстра сыграла модель, но прочие наши корабли  – настоящие. Командование  Черноморского  флота выделило  Одесской  киностудии всё, что имело. Даже единственный  линейный корабль «Парижская коммуна», переименованный на съёмках в «Кремль». Но  одной  стрельбой  публику  не привлечь, особенно дам,   и  Браун приготовил для  них особый подарок. Капитана подлодки Беляева сыграл красавец Сергей Столяров, блеснувший в «Цирке» и «Руслане и Людмиле» (а потом в фильмах-сказках «Илья Муромец», «Кащей   Бессмертный» и «Садко»).  Не  обделил режиссёр и мужчин. Пилоты бомбовоза, утопившего вражескую посудину, оказались барышнями,  да ещё  сексапильно затянутыми в чёрную кожу.
 
Ну и любовь конечно, куда же без неё? На Беляева положила глаз главная летунья – старший лейтенант Зорина (мать героев в «Балладе о солдате» и «Как закалялась сталь»). Командир торпедного катера флиртует с её вторым пилотом, и  видно, что после победы две свадьбы не за горами. 
«Моряки» интересны не только сами  по себе, но и как иллюстрация  перемен в советской идеологии. Отец Беляева, поздравляя сына с днём рождения – в годовщину разгрома русского флота японцами в Цусимском проливе – напоминает, что тот моряк в четвёртом поколении,  начиная с прадеда павшего на Малаховом кургане. Потом друг семьи – колоритный дедушка, ветеран Цусимы – поёт песню с призывом к мести, и напоминает, что в 1919-ом мы несколько английских корыт таки утопили. Намёк  очевиден:  Советский Союз отныне наследник Российской империи, воспринимает её  поражения как свои и всегда готов  рассчитаться. 
Такова была позиция Кремля, и в книге «Тайна двух океанов» секретная подлодка  «Пионер»  пускает на дно именно потомков самураев (в экранизации Столяров сыграл капитана «Пионера», а исполнительница роли Зориной Антонина Максимова корабельного врача).  Да и сам Сталин в день капитуляции Японии сказал:
«Поражение русских войск в 1904 году в период русско-японской войны оставило в сознании народа тяжёлые воспоминания. Оно легло на нашу страну чёрным пятном. Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и пятно будет ликвидировано. Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил».
Связь Империи и Союза очевидна и на бытовом уровне. Если выключить звук и не слышать речей о партии и Сталине, понимаешь, что так могли праздновать и в семье адмирала царского флота.  На уютной  даче, за богатым столом –  разве что без прислуги – с элитными развлечениями, вроде катаний  на автомобилях и  тенниса. Те, кто в любой  момент могут умереть, должны хорошо жить,  но, естественно, только если готовы к бою в любую секунду.  Здесь именно так и происходит. Начало войны герои встречают с энтузиазмом,  и сражаться  –  в качестве военкора – идёт даже цусимский дедушка.
 
Интересно, что исполнители главных ролей тоже решили соответствовать персонажам. Когда война грянула в реальности, оба, не сговариваясь, пошли на фронт добровольцами. Столярова, как особо ценную звезду не пустили, а  Максимова  служила радисткой.
 
«Моряки» - единственная в мире лента, где наши корабли эпохи пара и железа громят вражеский флот. После Великой Отечественной  о больших победах на море картины снимали,  но исключительно парусных кораблей Ушакова и Нахимова. Возможно потому, что в реальности и морской  реванш за Цусиму  не состоялся, и ни одного  британского линкора мы на дно не отправили. Тем не менее, пофантазировать киношникам ничего не мешает, особенно при наличии компьютерной графики. Парочку авианосцев НАТО запросто можно утопить на экране, а там, глядишь, мечты и сбудутся.
 
Источник – «Литературная Россия»
   
Материал дан в авторской версии