АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 26 апреля 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Кино о правильной войне
2022-04-03 Юрий Нерсесов
Кино о правильной войне
Вроде бы несерьёзный фильм «Небесный тихоход» показал, как страна должна воевать и воспитывать свою элиту

Изучая документы гражданской войны в Испании, британский историк Хью Томас обнаружил интересный отрывок из дневника лётчика армии диктатора Испании Франсиско Франко. Свою работу пилот описывал в стиле, который Томас дипломатично назвал «достаточно фривольным и раскованным»:

8.30. Завтрак с семьёй.
9.30. Отправление в часть. Бомбардировка вражеских батарей. Пулемётный обстрел окопов и конвоев.
11.00. Игра в гольф в Ласарте.
12.30. Солнечные ванны на пляже в Ондаретте, купание в спокойном море.
1.30. Кафе – пиво, креветки и разговоры.
2.00. Ленч дома.
3.00. Краткая сиеста.
4.00. Второй вылет на задание, аналогичное утреннему.
6.30. Кино. Старый, но хороший фильм с Кэтрин Хепберн.
9.00. Аперитив в Баскском кафе. Хороший скотч.
10.15. Ужин у Николаса, военные песни, компания, веселье…
12.30. Солнечные ванны на пляже в Ондаретте, купание в спокойном море.

Прочтя дневник, я неожиданно для себя подумал: если уж люди никак не могут жить, не истребляя себе подобных, то лучше делать это вот так. И вспомнил, что подобную войну видел в самом что ни на есть советском кино. Вместо пива с креветками там блины с водкой, но «военные песни, компания, веселье» в перерывах между бомбёжками налицо. В том, числе и с семьёй: капитан Кайсаров и лейтенант Светлова, несмотря на суровую клятву не жениться до конца войны, коварно расписались тайком от товарищей.

Согласно распространённой легенде, вышедший на экраны 1 апреля 1946 года фильм «Небесный тихоход» едва не запретил сам товарищ Сталин. К счастью вмешалась сыгравшая там эпизодическую роль Фаина Раневская, вождь сменил гнев на милость и правильно сделал. Картину о девичьей эскадрилье учебных самолётов У-2, ставших ночными бомбардировщиками и её лихом командире майоре Булочкине посмотрело более 21 млн человек.

Несмотря на восторг зрителей, кинокритики были недовольны. Картину обвиняли в обывательщине, пошлости и безыдейности, а главное в непонимании порядка «постановки боевых задач в военной авиации, отсутствии какого-либо представления о ходе их выполнения».

Требовать порядка постановки боевых задач от музыкальной комедии может разве что персонаж другой комедии – тупой завклубом Огурцов из «Карнавальной ночи». Однако прочтя дневник неизвестного испанского фашиста, интересно посмотреть «Небесный тихоход» под иным углом: как картину об идеальной войне и правильном воспитании элиты. Причём с явным прицелом на сражения будущего.

Что мы видим на экране? Красная армия и вермахт вооружены в фильме куда лучше, чем по жизни. Советские истребители выжимают до 1200 км/ч (в реальности около 700). Мелкие бомбы с У-2 попадают в цель с хирургической точностью и разрушают блиндажи. Германская супер-пушка выпускает такие снаряды, что наше командование категорически требует не дать ей выстрелить второй раз. Не стоит конспироложить: разумеется, киношники не думали о сверхзвуковой авиации, управляемых боеприпасах и ядерном оружии, но поневоле получилось нечто похожее.

Успех применения любого оружия зависит от того, в чьих оно руках. Майор Булочкин грамотно воюет и храбр до полной отмороженности. Начинаются его подвиги с тарана вражеского бомбардировщика, а заканчиваются лобовой атакой на «мессершмитт», когда немецкий ас понимает, что через секунду погибнут оба, отворачивает и разбивается. Безумие? Нет, точный расчёт – иного варианта спастись на тихоходном фанерном самолётике от современного истребителя не было. А так, если погибнешь, то и врага с собой прихватишь.

Скажете, в наших фильмах, все лётчики герои? Правильно, но в них далеко не столь подробно описывается, как к столь ценным специалистам должно относиться командование. Когда майор выбрасывается из загоревшегося после тарана самолёта, к месту падения мчатся не только медики, но и десятки бойцов. Похоже, бой произошёл в районе линии фронта и майора следует срочно вытаскивать. А потом особо тщательно лечить (приезжает светило медицины в исполнении Раневской) и решать, где можно использовать (профессорша рекомендует пересадить на ночной бомбардировщик и оказывается права). Сбитого и попавшего к партизанам Кайсарова тоже незамедлительно вывозят к своим – элитные кадры решают всё.

Сразу вспоминается война на Тихом океане, где флот США старался вытаскивать сбитых пилотов, а японцы часто своих бросали. И вскоре остались с абсолютно беспомощными в воздухе новобранцами, бой с которыми американцы сравнивали с охотой на индеек.

У нас сейчас спасением лётчиков, наконец, занялись всерьёз, и это тоже даёт повод смотреть «Небесный тихоход» как фильм и о войне будущего. Отстранение его от времени подчёркивает и нарочитое отсутствие идеологии – у нас она видна только в словах «Служу Советскому Союзу!» и по названиям газет, да и то с подвохом. Булочкин сравнивает их с The Times, и если «Правду» с «Известиями» ставит выше британского издания, то «Пионерскую правду» существенно ниже. В 1946 году это прошло нормально, а в 1970-ом сочли крамолой и вырезали.

По ту сторону фронта примет нацистского режима тоже почти не заметно. Сплошь слегка карикатурные аристократы, словно война идёт не с Третьим Рейхом, а с монархией во главе с очередным кайзером. Тут и манерная речь, и гламурный электро-самоварчик, и сеточка для волос, которой немецкий ас заботливо прикрывает свой безупречный пробор, чтобы шлемом не примялся! Кто знал, как будет выглядеть после Гитлера Германия, с которой опять придётся драться?

В СССР аристократия отсутствовала, но верхушка общества зачастую воспринимала эстетику досоветского прошлого и транслируя её вниз. Именно для сталинизма характерны возврат к классике, пышный имперский стиль в архитектуре – сталинский ампир - и возврат к раздельному обучению с школьной формой, напоминавших принятые в царских гимназиях. Вот и в «Небесном тихоходе» Булочкин с иронией сравнивает своего штурмана старшего лейтенанта Кутузову с пушкинской Татьяной, а её подчинённая вываливается из ванной, распевая арию из оперетты Штрауса. С пародийным текстом («я цыганский барон, у меня много жён» вместо «хоть годами не стар»), но, чтобы петь пародию надо знать оригинал, мы в позднесоветские времена уже не знали.

Культура это не только умение разбираться в литературе и музыке, но и поведение. Не секрет, что «золотая молодёжь», впадавшая в свинство, имелась и при Сталине. «Небесный тихоход» признаёт проблему и показывает, какими дети высших слоёв должны быть.

Какими не должны, мы видим постоянно. Классический пример – потомство пресс-секретаря президента России. Один сын скандалист и уголовник, второй автохам, гоняет на шикарной тачке без прав и в любой момент может убить человека. Расфуфыренная и распальцованная дочь Лиза обитает главным образом в Париже. Себя называет «космополитом», которому смешно слышать, что должен жить на Родине. Приехав на севастопольский судоремонтный завод, советует «разрабатывать стратегии для пиара судопроизводства». С началом боевых действий на Украине присоединяется к антивоенной кампании, а потом истерит, что её, «гражданина мира», санкциями придавили.

Журналистка «Пионерской правды», генеральская дочка Валя Петрова тоже барышня модная и самоуверенная. Не против прихвастнуть отцовским званием и с удовольствием танцует на офицерском балу. Достаёт Булочкина дерзкими шуточками типа «я думала вы ас, а вы «удвас».

Только живёт она в СССР, прибыв в воинскую часть, не путает аэропланы с апельсинами, а со знанием дела рассуждает о разных типах истребителей. Попав под бомбёжку, вместо того, чтобы удирать в лес, кидается забрасывать землёй зажигательную бомбу, упавшую рядом с бензовозом. (Судя по медали «За оборону Ленинграда» дежурила на крышах и тушила такие во время блокады). После вынужденной посадки во вражеском тылу не паникует (хотя по лицу видно – ей очень страшно) и не создаёт проблем пилоту. Наоборот, помогает развернуть машину для взлёта (У-2 в модификации бомбардировщика весит почти 1,5 тонны). Папиными возможностями пользуется, чтобы попасть на фронт и брать интервью у его подчинённых... То есть отличается от Лизы Песковой как держава, за пять лет разобравшаяся с Гитлером, от страны, которая восемь лет возится с Порошенко и Зеленским.

Юрий Нерсесов

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
22.4.2024 Юрий Нерсесов
Акулы пера. Защитники нелегальной миграции, этнический криминал и суровые бородатые террористы просто обязаны обратить внимание на столь ценный ресурс. Если, конечно, уже не обратили.

1.4.2024 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Мелкие глупости картины завершаются изрядной гадостью. На стороне наших воюет боец Жила - у Проханова просто уголовник, мародёр и насильник, а в фильме ещё и предатель. Кончают его и в книге, и на экране, причем бритая голова, грим и нарочито-характерные интонации сделали из него нечто, очень похожее на покойного хозяина ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина.

22.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Не знаю, что видится Мединскому в бреду, но в реальных сказаниях о богатырях имеются и пьянки, и мордобой. Например, Илья Муромец, сочтя, что князь Владимир его не уважает, учинил в Киеве разнузданный дебош. И вообще в русских былинах богатыри могут и напиться, и накуролесить, и поругаться из-за ерунды, однако в решающий момент идут в бой и стирают с земли очередного захватчика.

20.3.2024 Анатолий Кантор
Правильные выборы. Нынешние «пляски» бывших партнёров Кремля вокруг признания/непризнания итогов голосования настолько не состоятельны, что даже нет смысла их комментировать. Но всё же следует заметить, что именно так называемый «коллективный Запад» выступил главным рекламным агентом Владимира Путина на этих выборах.

9.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Подтекст спича президента, с учётом антироссийской позиции Бельгии в украинском конфликте, очевиден. Налицо традиционное для россиянской духоскрепной интеллигенции тоскливое нытьё: "Мы вас освободили, а вы - свиньи неблагодарные!" Скулёж этот не только жалок, но и лишён малейшего смысла.

29.2.2024 Вячеслав Всеволожский
День грядущий. Брошюра Андрея Песоцкого «Программа «Другая экономика» заслуживает пристального внимания как интересное явление. При этом нужно иметь в виду - даже такую небольшую брошюру по экономике осилят далеко не все из партактива. Для масс по итогам внутрипартийной дискуссии должны быть выработаны политико-экономические лозунги.

29.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. «Талибану» Кремль действительно не помогал. Зато по части поддержки американских марионеток его обитатели на радость Вашингтону аж из трусов выпрыгивали! Хотя эти самые марионетки, едва придя к власти, тут же начали джихадить на постсоветском пространстве.

28.2.2024 Джураб
Интервью. Информация британской телерадиокомпании ВВС о гибели в результате артобстрела в районе Артёмовска (Бахмута) россиянина Дмитрия Петрова появилась 28 апреля прошлого года. По данным проукраинских тг-каналов, в том бою вместе с Петровым погибли ещё два анархиста из Ирландии и США. Мы взяли интервью у российского анархиста, одного из активных участников их ликвидации, воющим под позывным «Джураб».

14.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Прилепин бодро повторяет слухи, предлагая восхититься проницательностью наших штирлицев. На самом деле налицо либо ошибка, либо намеренная дезинформация вражеских спецслужб, и в любом случае она оказалось роковой. Советские войска на радость Картеру с Бжезинским вошли в Афганистан, начав операцию с убийства призвавшего их Амина.

12.2.2024 Дмитрий Селезнев
Интервью. Дмитрий Селезнев - военкор, с первых дней работающий на СВО. Недавно у него вышла книга «Беспокоящий огонь», где собраны впечатления и размышления о текущих боевых действиях. Интервью о принципах проекта WarGonzo, где он работает, эмоциях и амбициях Пригожина и Стрелкова, а также о комбайне войны и пределе устойчивости неприятеля.