АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 6 декабря 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Волгобалт минус Нева
2007-01-15 Марина Славкина
Волгобалт минус Нева

Говорят, под Новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается. Не иначе как на этой присказке базировались предновогодние заявления о том, что идея двухсотлетней давности – создание нового водного пути из Ладожского озера в Финский залив, в обход Невы, строительство так называемого канала-дублера Невы – начнет воплощаться в реальность в не столь отдаленном будущем.

Обла… бла… бла!..

Кому-то, может быть, покоя не дает третий Рим, а кому – торговый путь из варяг в греки. Реальность тут ни при чем. Все зависит от симпатий к тому или иному историческому периоду, на фоне которого собственное «я» и его историческая миссия лучше видится. Кто-то, может быть, себя не бездушным, серым чиновником числит, а творческой личностью. Не пиджаком, так сказать, а прямо-таки облаком-пиджаком, среди других облачков по-над Ленинградской областью парящим.

Однако пути из варяг в греки давным-давно нет. Варяг нынче не тот пошел, все в обход норовит, по морю обойти Ленинградскую область. И не только варяг обходит – возьми хоть собственный мегаполис. У города есть автомобильная кольцевая. А область чем хуже? Разве это и не ее кольцо? Скажем так – первое инвестиционное! Звучит не худо и область взяли завидки. Теперь и ей подавай свою кольцевую! Например, железнодорожную! Зачем? Ну, чего там на этот счет в городе говорят? Чтоб разгрузить? Отлично, значит, пусть тогда область разгрузит скоростную железную магистраль Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки – не актуально разве? Что нет пока такой, это не беда, обещали же построить – пусть при будущем правительстве и президенте! Разработчикам работа нужна уже сегодня. Жаль только, не получается полноценной железнодорожной кольцевой – тут залив, а там – озеро. Но на второе инвестиционное кольцо проект, пожалуй, потянет. Что вы, что вы, не о себе заботимся – второе инвестиционное кольцо вокруг Петербурга!

Но так, чтобы уж совсем полноценно позаботиться о родном городе президента, надо вначале поинтересоваться, какие там еще трудноразрешимые проблемы у этого города есть? Что вы говорите? Не только на Невском, но и на Неве уже пробки? Ну, тогда мы нарисуем третье инвестиционное кольцо. И на сей раз уже – водное. Чтобы Неву разгрузить. Избавить ее от ужаса экологических катастроф, от сухогрузов и танкеров, врезающихся друг в друга и опоры мостов. А заодно и горожан – от развода мостов. Да и сами мосты от чрезмерной эксплуатации поберечь стоит.

Идея просто замечательная! На третье инвестиционное кольцо, по словам начальника областного департамента градостроительного комитета Ольги Виленской еще в феврале прошлого года потенциальные инвесторы нашлись! Конечно, конечно – ничего себе, все это инвестиционное кольцо вокруг Петербурга, все только ему на благо! В областном правительстве все так прикинули и решили для них целых 15 зон, каждая различного назначения, запланировать. И ничего, что проект до сих пор существует на стадии предпроектной и никто понятия не имеет, по какому маршруту этот самый обход Невы пойдет. Если прислушаться к губернатору Сердюкову, то в свое время Жюль Верна «Двадцать тысяч лье под водой» было фантастикой. А теперь сотни субмарин бороздят просторы мирового океана!

Вилами по воде

Итак, берем большую карту Ленинградской области и бороздим! Первый путь из варяг на Русь где пролегал? Правильно, по реке и озерам Вуоксы. Это факт даже финнам покоя не давал и они сто лет назад придумали речку Вуоксу подорвать, чтобы иметь самый прямой путь из залива в Ладогу. Прямой-то он получился, только ходят по нему в основном на байдарках, через пороги. Но их можно ликвидировать, все это расширить и углубить, а также проложить судоходный канал на протяжении 16,5 километра. Таким образом, как заверяет нас сказочная организация ОАО «Ленморниипроект», все это превращается в 150 километровый поток под названием Нева-2. С Ладоги, от Приозерска или чуть южнее, до самого Выборга. Денег на это чудо потребуется всего лишь 250 млн. долларов.

Однако, существует и другой, более сказочный вариант. Под кодовым названием «короткий». Обойдется он вдвое дороже, чем «северный» по бассейну Вуоксы. Но это потому, что мал золотник, да дорог. Земля в Сестрорецке или Юкках, например, нынче не дешева. От Сестрорецка до мыса Морье, что на Ладоге, к тому же, на всем протяжении планируемого дублера находятся объекты Минобороны, а с военными иметь дело ничем не легче, чем с коммерсантами. Хотя здесь «Ленморниипроект» вместе с фирмой «Экогидротехника» ох как могли бы развернуться! От залива до озера длиной 60-70 км с нуля целиком искусственный канал построить! И никаких тебе проблем с расширить и углубить.

Тем не менее, оба этих варианта оказались недостаточно размашистыми что ли. Тут ведущий специалист «Ленморниипроекта» Сергей Ларионов, обратив свой взор с севера на юг Ленинградской области, обнаружил ни что иное, как перекресток – большой такой «перекресток внутренних водных путей»! А это вам не из варяг в греки! Это пути из Северной Европы в Западную и из Прибалтики в центр России! Здесь, оказывается, проходит самый короткий путь в верховья Волги, откуда легко попасть в верховья Днепра и Западной Двины и далее в реки Припять и Неман!

Зачем нам из Прибалтики в Россию неизвестно, но проектировщики размахнулись и с помощью Волхова с одной стороны, и Наровы с другой соединили в одну жирную синюю линию Ладогу, Ильмень, Псковское озеро и Чудское! А что, разве нам по этому льду Чудскому впервой танцевать? Разве нам лишний раз размяться на геополитическом поприще не хочется? А заодно и по Новгородской, по Псковской областям прокатиться?

Ну, впрочем, если это слишком, можно и поскромней. Можно, конечно, по государственной границе нефть с углем и удобрениями не возить. И в Псковскую область не заходить – только в Новгородскую. Можно спуститься по Волхову до Ильменя, а после подняться до Луги и по одноименной реке попетлять до Кингисеппа, а после в залив выйти в районе порта Усть-Луга. Не зря же его так долго строили. Что, и по новгородской земле не ходить? Там рядом резиденции экс-президентские? Тогда только по Волхову, Тигоде, Оредежу и Луге, ласково виляя копченым хвостиком баржи!

А что? Всего ничего – 630 км! Из них 280 км вполне себе (в некоторых местах даже для судов западноевропейского типа) судоходны. И сколько, сколько это стоить будет?.. Насколько мы в прошлый раз цену второго проекта увеличили? Вдвое! Ну вот, и еще раз вдвое. Итого – приблизительно миллиард долларов. А что, разве Орловский тоннель не дороже? А как построим обходной кольцевой канал, году в 2025-ом, например, то и никакого Орловского тоннеля не понадобится, так мы для города сэкономим и будущих катастроф в его историческом центре избежим.

Вот этот проект и будем считать приоритетным. И ничего, что всякие там густонаселенные районы вокруг. Тут, понимаешь ли, Россия во ВТО вступает. И событие это грозит к 2015 году увеличением грузопотока по бедняжке Неве аж в полтора раза. Тем более, разве могут проектировщики из «Ленморниипроекта» остаться в стороне от распила средств на создание международного транспортного коридора «Север-Юг»? Тут уже и с Евросоюзом все оговорено. И в академии имени Макарова специально норвежских судоходов собрали и с ними возможность строительства канала оговорили. Дескать, об экологии заботимся! И, наконец, нам в Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области радостно сообщают, что это не просто сама по себе инициатива мечтателей и прожектеров. Де, в настоящее время правительство России заказало Минтрансу разработать возможность создания проекта, по которому Ладога соединялась бы с Финским заливом, минуя Неву. Однако если так и дальше пойдет, то уж кто-то, а разработчики с проектантами без работы до пенсии не останутся.

Зря, получается, весь из себя такой прагматичный вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, отвечая на вопросы журналистов по поводу проекта, бил себя по губам, дабы чего лишнего о своих коллегах по правительству не сказать. Зря, значит, председателя областного комитета по архитектуре и градостроительству Валерия Кима друзья и коллеги сказочником называют! Выступил главный архитектор области 14 декабря минувшего года, когда уже областной вице-губернатор, глава комитета по строительству, Николай Пасяда вместе с проектантом от «Ленморниипроекта» Сергеем Ларионовым всех экологическими проблемами да пробками на Неве напугали и шквал положительных отзывов в городской прессе получили. Вот тут-то Ким вместе с главным художником области Николаем Михайловым на сцену и вышли. И поведали благодарной и падкой на сенсации журналистской братии не только про канал-дублер Невы, но и про другие столь же красивые сопутствующие проекты. Хотя до архитектурных высот монумента идей чучхе, созданного гением почти тезки Валерия Александровича великого вождя Ким Ир Сена им конечно далеко.

Лучшее – враг хорошего

Еще в середине прошлого лета, когда город еще не получил нынешних преференций на свои меганацпроекты, Морской совет при правительстве Петербурга провел совместное заседание с советом Федерального агентства морского и речного транспорта РФ. И на нем заместитель руководителя федеральной службы по надзору в сфере транспорта Михаил Суслин, отвечая на вопрос министра транспорта Игоря Левитина о целесообразности строительства водного канала в обход Невы говорил, что "максимальные возможности судоходства по Неве еще не использованы".

А вот теперь, надо полагать, времена изменились. Хотя, число противников проекта, кажется, не уменьшилось. Оно, конечно, сутками в районе Кировска торчать, дожидаясь разрешения пройти по Неве, никому неохота. Однако кто сказал, что идти в обход из Онеги в Ладогу, из Ладоги по Волхову, из Волхова и далее до Усть-Луги скорее, дешевле и спокойнее будет? Лучшее, как известно, всегда враг хорошего. Дешево и сердито, по мнению председателя Совета директоров ОАО «Северо-Западное пароходство» Виктора Олерского, как минимум поставить на суда, движущиеся по Неве резиновые отбойники, если уж не обшивать нефтеналивные танкеры двойным дном. А еще можно было бы перепоручить единую систему автоматизированной проводки судов в единое ведомство.

Но и это не главное! Если удлинить путь прохождения судов в обход Невы по территории Ленинградской области, проблемы пробок останутся в иных местах ВолгоБалта. И суда будут простаивать не меньше, чем они простаивают сейчас в преддвериях Невы, – в шлюзах на реке Свири и на территории Вологодской области. Если эти шлюзы не отремонтировать и не построить новые, то, по словам заместителя руководителя государственного бассейнового управления «Волго-Балт» Геннадия Егорова, во времени прохождении судов к Финскому заливу по Волго-Балтийскому водному пути имени В.И.Ленина ничего не изменится.

Может быть, кто-нибудь из разработчиков и чиновников, вместо того, чтобы заняться насущными проблемами, на уровне какого-нибудь шестого чувства и шестого варианта мечтает пойти другим путем – поскольку «южный» вариант обхода Невы, если руководствоваться одними только чувствами, так и напрашивается на соединение с Волго-Балтом прямиком по Валдайской возвышенности. Так чтобы уже не только Неву обойти, но и Ладогу, и всю северную часть этого канала от Рыбинского водохранилища до Невы? Хотя этот проект был бы самым фантастическим из предыдущих пяти. Но, когда имеешь в руководстве страны и региона облака в пиджаках, ничего исключать не стоит.

Иначе бы, эти господа остановились бы еще на первом, сто и двести лет назад планировавшемся проекте с проходом судов по Карельскому перешейку в бассейне Вуоксы. И даже страшно подумать, они бы тогда, возможно потратились на реконструкцию Волго-Балта! А так – баржа туда, баржа сюда… и все исключительно по карте и в просветленно-вскруженных головах.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Стройки века
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
27.11.2024 Андрей Дмитриев
Россия и Европа. На президентских выборах в Румынии лидирует политик, который выступает за союз с Россией. Такие заголовки появились в СМИ. Сенсация! Тем более, никто не предполагал, что независимый кандидат Кэлин Джеорджеску выйдет на первое место. Неужели в Бухаресте придет к власти местный Виктор Орбан или Роберт Фицо?

24.11.2024 Юрий Нерсесов
Властители дум. Историк Евгений Спицын сурово раскритиковал покойного писателя Виктора Астафьева, назвав его «подонком» и «гнидой». Соответствуют ли эти определения действительности? Если исключить версию о том, что в последние годы жизни Виктор Петрович являлся впавшим в маразм алкашом, – безусловно.

19.11.2024 Николай Волынский
Литература. Никакой Украины у Сенкевича – ни Восточной, ни Западной – нет. Иногда такое название, правда, встречается, но вперемежку с «Украйной», как у Гоголя, и только для обозначения окраины России. Левобережье у Сенкевича – Заднепровье, и это понятно. Его южная часть – Дикое Поле. А все остальное, включая Правобережье, все это у Сенкевича – Русская сторона.

15.11.2024 Юрий Нерсесов
Литература. Книги писателя Михаила Первухина особым спросом не пользовались, но вышедший сто лет назад роман «Пугачёв – победитель» многократно переиздавали уже в наши дни. Целясь в большевиков, Первухин попал прямо в героев «лихих 90-х», да и последующих годов тоже.

5.11.2024 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. «Мягкая сила» московских пиарастов оказалась голимой туфтой. Вопрос: кто ответит за то, что этот цирк не принёс никаких политических результатов, остаётся открытым.

4.11.2024 Юрий Нерсесов
Война и мир. Кремль стерпел включение в состав НАТО восточноевропейских и прибалтийских стран, но лай в Грузии и на Украине чашу терпения переполнил. Потому можно только гадать, какова будет его реакция, если американские базы появятся в Армении, а с них в российское Закавказье начнут залетать беспилотники.

20.10.2024 Юрий Нерсесов
Литература. Кто только не писал в первые годы советской власти о грядущих мировых войнах и пролетарских революциях. Однако опередил всех поэт и пропагандист Демьян Бедный. В отличие от книг Толстого и Катаева, никаких технических чудес в поэме «Царь Андрон» нет, зато её персонажи – в большинстве политики того времени, – действуют в иной реальности чрезвычайно убедительно.

18.10.2024 Андрей Дмитриев
Знамя сонгун. Корейский полуостров снова ощутимо потряхивает. Возмущённый запусками через границу пропагандистских листовок, а также беспилотников, Север не ограничился засылкой на Юг шаров с мусором. На днях военные КНДР взорвали дороги, ведущие в РК, тем самым символично уничтожая всякую связь.

17.10.2024 Юрий Нерсесов
Патрия Молдова. Грядущие 20 октября президентские выборы в Молдове принципиально отличаются от всех предыдущих. Раньше как бывало? В финал выходят два кандидата: однозначно прозападный и типа пророссийский. Теперь «Пророссийский» Молдовы Александр Стояногло цикл любезно сократил. Ещё до первого тура выборов у отставного генерального прокурора обнаружился паспорт соседней Румынии.

15.10.2024 Алексей Орлов
Война и мир. К сожалению, на войне почти прошли добрые старые времена, когда при походе в сральник тебя могли тихо зарезать специально обученные люди. Теперь вероятность того, что сверху какая-нибудь "птица" уронит тебе под сракататуху что-то тяжёлое и громкое, намного выше. Поэтому попробую обобщить свежий опыт взаимодействия с "малой авиацией" противника.