АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 4 июля 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Волгобалт минус Нева
2007-01-15 Марина Славкина
Волгобалт минус Нева

Говорят, под Новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается. Не иначе как на этой присказке базировались предновогодние заявления о том, что идея двухсотлетней давности – создание нового водного пути из Ладожского озера в Финский залив, в обход Невы, строительство так называемого канала-дублера Невы – начнет воплощаться в реальность в не столь отдаленном будущем.

Обла… бла… бла!..

Кому-то, может быть, покоя не дает третий Рим, а кому – торговый путь из варяг в греки. Реальность тут ни при чем. Все зависит от симпатий к тому или иному историческому периоду, на фоне которого собственное «я» и его историческая миссия лучше видится. Кто-то, может быть, себя не бездушным, серым чиновником числит, а творческой личностью. Не пиджаком, так сказать, а прямо-таки облаком-пиджаком, среди других облачков по-над Ленинградской областью парящим.

Однако пути из варяг в греки давным-давно нет. Варяг нынче не тот пошел, все в обход норовит, по морю обойти Ленинградскую область. И не только варяг обходит – возьми хоть собственный мегаполис. У города есть автомобильная кольцевая. А область чем хуже? Разве это и не ее кольцо? Скажем так – первое инвестиционное! Звучит не худо и область взяли завидки. Теперь и ей подавай свою кольцевую! Например, железнодорожную! Зачем? Ну, чего там на этот счет в городе говорят? Чтоб разгрузить? Отлично, значит, пусть тогда область разгрузит скоростную железную магистраль Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки – не актуально разве? Что нет пока такой, это не беда, обещали же построить – пусть при будущем правительстве и президенте! Разработчикам работа нужна уже сегодня. Жаль только, не получается полноценной железнодорожной кольцевой – тут залив, а там – озеро. Но на второе инвестиционное кольцо проект, пожалуй, потянет. Что вы, что вы, не о себе заботимся – второе инвестиционное кольцо вокруг Петербурга!

Но так, чтобы уж совсем полноценно позаботиться о родном городе президента, надо вначале поинтересоваться, какие там еще трудноразрешимые проблемы у этого города есть? Что вы говорите? Не только на Невском, но и на Неве уже пробки? Ну, тогда мы нарисуем третье инвестиционное кольцо. И на сей раз уже – водное. Чтобы Неву разгрузить. Избавить ее от ужаса экологических катастроф, от сухогрузов и танкеров, врезающихся друг в друга и опоры мостов. А заодно и горожан – от развода мостов. Да и сами мосты от чрезмерной эксплуатации поберечь стоит.

Идея просто замечательная! На третье инвестиционное кольцо, по словам начальника областного департамента градостроительного комитета Ольги Виленской еще в феврале прошлого года потенциальные инвесторы нашлись! Конечно, конечно – ничего себе, все это инвестиционное кольцо вокруг Петербурга, все только ему на благо! В областном правительстве все так прикинули и решили для них целых 15 зон, каждая различного назначения, запланировать. И ничего, что проект до сих пор существует на стадии предпроектной и никто понятия не имеет, по какому маршруту этот самый обход Невы пойдет. Если прислушаться к губернатору Сердюкову, то в свое время Жюль Верна «Двадцать тысяч лье под водой» было фантастикой. А теперь сотни субмарин бороздят просторы мирового океана!

Вилами по воде

Итак, берем большую карту Ленинградской области и бороздим! Первый путь из варяг на Русь где пролегал? Правильно, по реке и озерам Вуоксы. Это факт даже финнам покоя не давал и они сто лет назад придумали речку Вуоксу подорвать, чтобы иметь самый прямой путь из залива в Ладогу. Прямой-то он получился, только ходят по нему в основном на байдарках, через пороги. Но их можно ликвидировать, все это расширить и углубить, а также проложить судоходный канал на протяжении 16,5 километра. Таким образом, как заверяет нас сказочная организация ОАО «Ленморниипроект», все это превращается в 150 километровый поток под названием Нева-2. С Ладоги, от Приозерска или чуть южнее, до самого Выборга. Денег на это чудо потребуется всего лишь 250 млн. долларов.

Однако, существует и другой, более сказочный вариант. Под кодовым названием «короткий». Обойдется он вдвое дороже, чем «северный» по бассейну Вуоксы. Но это потому, что мал золотник, да дорог. Земля в Сестрорецке или Юкках, например, нынче не дешева. От Сестрорецка до мыса Морье, что на Ладоге, к тому же, на всем протяжении планируемого дублера находятся объекты Минобороны, а с военными иметь дело ничем не легче, чем с коммерсантами. Хотя здесь «Ленморниипроект» вместе с фирмой «Экогидротехника» ох как могли бы развернуться! От залива до озера длиной 60-70 км с нуля целиком искусственный канал построить! И никаких тебе проблем с расширить и углубить.

Тем не менее, оба этих варианта оказались недостаточно размашистыми что ли. Тут ведущий специалист «Ленморниипроекта» Сергей Ларионов, обратив свой взор с севера на юг Ленинградской области, обнаружил ни что иное, как перекресток – большой такой «перекресток внутренних водных путей»! А это вам не из варяг в греки! Это пути из Северной Европы в Западную и из Прибалтики в центр России! Здесь, оказывается, проходит самый короткий путь в верховья Волги, откуда легко попасть в верховья Днепра и Западной Двины и далее в реки Припять и Неман!

Зачем нам из Прибалтики в Россию неизвестно, но проектировщики размахнулись и с помощью Волхова с одной стороны, и Наровы с другой соединили в одну жирную синюю линию Ладогу, Ильмень, Псковское озеро и Чудское! А что, разве нам по этому льду Чудскому впервой танцевать? Разве нам лишний раз размяться на геополитическом поприще не хочется? А заодно и по Новгородской, по Псковской областям прокатиться?

Ну, впрочем, если это слишком, можно и поскромней. Можно, конечно, по государственной границе нефть с углем и удобрениями не возить. И в Псковскую область не заходить – только в Новгородскую. Можно спуститься по Волхову до Ильменя, а после подняться до Луги и по одноименной реке попетлять до Кингисеппа, а после в залив выйти в районе порта Усть-Луга. Не зря же его так долго строили. Что, и по новгородской земле не ходить? Там рядом резиденции экс-президентские? Тогда только по Волхову, Тигоде, Оредежу и Луге, ласково виляя копченым хвостиком баржи!

А что? Всего ничего – 630 км! Из них 280 км вполне себе (в некоторых местах даже для судов западноевропейского типа) судоходны. И сколько, сколько это стоить будет?.. Насколько мы в прошлый раз цену второго проекта увеличили? Вдвое! Ну вот, и еще раз вдвое. Итого – приблизительно миллиард долларов. А что, разве Орловский тоннель не дороже? А как построим обходной кольцевой канал, году в 2025-ом, например, то и никакого Орловского тоннеля не понадобится, так мы для города сэкономим и будущих катастроф в его историческом центре избежим.

Вот этот проект и будем считать приоритетным. И ничего, что всякие там густонаселенные районы вокруг. Тут, понимаешь ли, Россия во ВТО вступает. И событие это грозит к 2015 году увеличением грузопотока по бедняжке Неве аж в полтора раза. Тем более, разве могут проектировщики из «Ленморниипроекта» остаться в стороне от распила средств на создание международного транспортного коридора «Север-Юг»? Тут уже и с Евросоюзом все оговорено. И в академии имени Макарова специально норвежских судоходов собрали и с ними возможность строительства канала оговорили. Дескать, об экологии заботимся! И, наконец, нам в Комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области радостно сообщают, что это не просто сама по себе инициатива мечтателей и прожектеров. Де, в настоящее время правительство России заказало Минтрансу разработать возможность создания проекта, по которому Ладога соединялась бы с Финским заливом, минуя Неву. Однако если так и дальше пойдет, то уж кто-то, а разработчики с проектантами без работы до пенсии не останутся.

Зря, получается, весь из себя такой прагматичный вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, отвечая на вопросы журналистов по поводу проекта, бил себя по губам, дабы чего лишнего о своих коллегах по правительству не сказать. Зря, значит, председателя областного комитета по архитектуре и градостроительству Валерия Кима друзья и коллеги сказочником называют! Выступил главный архитектор области 14 декабря минувшего года, когда уже областной вице-губернатор, глава комитета по строительству, Николай Пасяда вместе с проектантом от «Ленморниипроекта» Сергеем Ларионовым всех экологическими проблемами да пробками на Неве напугали и шквал положительных отзывов в городской прессе получили. Вот тут-то Ким вместе с главным художником области Николаем Михайловым на сцену и вышли. И поведали благодарной и падкой на сенсации журналистской братии не только про канал-дублер Невы, но и про другие столь же красивые сопутствующие проекты. Хотя до архитектурных высот монумента идей чучхе, созданного гением почти тезки Валерия Александровича великого вождя Ким Ир Сена им конечно далеко.

Лучшее – враг хорошего

Еще в середине прошлого лета, когда город еще не получил нынешних преференций на свои меганацпроекты, Морской совет при правительстве Петербурга провел совместное заседание с советом Федерального агентства морского и речного транспорта РФ. И на нем заместитель руководителя федеральной службы по надзору в сфере транспорта Михаил Суслин, отвечая на вопрос министра транспорта Игоря Левитина о целесообразности строительства водного канала в обход Невы говорил, что "максимальные возможности судоходства по Неве еще не использованы".

А вот теперь, надо полагать, времена изменились. Хотя, число противников проекта, кажется, не уменьшилось. Оно, конечно, сутками в районе Кировска торчать, дожидаясь разрешения пройти по Неве, никому неохота. Однако кто сказал, что идти в обход из Онеги в Ладогу, из Ладоги по Волхову, из Волхова и далее до Усть-Луги скорее, дешевле и спокойнее будет? Лучшее, как известно, всегда враг хорошего. Дешево и сердито, по мнению председателя Совета директоров ОАО «Северо-Западное пароходство» Виктора Олерского, как минимум поставить на суда, движущиеся по Неве резиновые отбойники, если уж не обшивать нефтеналивные танкеры двойным дном. А еще можно было бы перепоручить единую систему автоматизированной проводки судов в единое ведомство.

Но и это не главное! Если удлинить путь прохождения судов в обход Невы по территории Ленинградской области, проблемы пробок останутся в иных местах ВолгоБалта. И суда будут простаивать не меньше, чем они простаивают сейчас в преддвериях Невы, – в шлюзах на реке Свири и на территории Вологодской области. Если эти шлюзы не отремонтировать и не построить новые, то, по словам заместителя руководителя государственного бассейнового управления «Волго-Балт» Геннадия Егорова, во времени прохождении судов к Финскому заливу по Волго-Балтийскому водному пути имени В.И.Ленина ничего не изменится.

Может быть, кто-нибудь из разработчиков и чиновников, вместо того, чтобы заняться насущными проблемами, на уровне какого-нибудь шестого чувства и шестого варианта мечтает пойти другим путем – поскольку «южный» вариант обхода Невы, если руководствоваться одними только чувствами, так и напрашивается на соединение с Волго-Балтом прямиком по Валдайской возвышенности. Так чтобы уже не только Неву обойти, но и Ладогу, и всю северную часть этого канала от Рыбинского водохранилища до Невы? Хотя этот проект был бы самым фантастическим из предыдущих пяти. Но, когда имеешь в руководстве страны и региона облака в пиджаках, ничего исключать не стоит.

Иначе бы, эти господа остановились бы еще на первом, сто и двести лет назад планировавшемся проекте с проходом судов по Карельскому перешейку в бассейне Вуоксы. И даже страшно подумать, они бы тогда, возможно потратились на реконструкцию Волго-Балта! А так – баржа туда, баржа сюда… и все исключительно по карте и в просветленно-вскруженных головах.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Стройки века
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
1.7.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Показ сериала "Обратная сторона луны" на Первом канале в 2016 году прервали по официальной версии из-за низкого рейтинга, однако затем сериал показала «Пятница» и там он внезапно вошёл в пятёрку лидеров. Очень странная история, если знать, что перед нами единственный российский сериал, где показано общество, переходящее к коммунизму. Вопрос: насколько оно получилось привлекательным?

25.6.2025 Андрей Дмитриев
Война и мир. В ходе СВО не раз звучали сравнения с Корейской войной, которая началась ровно 75 лет назад. С одной стороны, конфликты совершенно разные. С другой, есть и определенное сходство как в чисто военном, так и в политическом, и в историческом отношении, есть и славные традиции боевого товарищества. Прикинем топ-7 «актуалочек».

21.6.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Об участии солдат Корейской Народно-Демократической республики в операции под Суджей было официально заявлено 26 апреля 2025 года. Спустя почти 75 лет после начала войны в Корее – одного из самых кровавых конфликтов второй половины XX века.

16.6.2025 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. В глухих лесах республики Коми водится немало чудовищ. Особенно страшны грозный многоголовый великан Гундыр, злобный зеленоволосый водяной Вакуль и коварная носатая ведьма Ёма. Однако есть монстр и похуже – глава республиканской организации КПРФ и депутат Государственной Думы Олег Михайлов.

11.6.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Представительный русский мужчина, благородного аристократического вида с бородкой-эспаньолкой одинаково хорошо смотрелся и в маршальском мундире (хотя в военном деле мало что понимал), и в гражданском костюме, и особенно во фраке. А у многих и вовсе возникали ассоциации с императором – Булганина за глаза звали Николаем Третьим.

11.6.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Сообщается об изменении школьной программы внеклассного чтения по литературе. Вместо романа «Санькя» члена запрещённой Национал-Большевистской партии Захара Прилепина в неё включён сборник рассказов «Собаки и другие люди» сопредседателя прокремлёвской партии «Справедливая Россия» Захара Прилепина.

31.5.2025 Юрий Нерсесов
Национал-предатели. Советник председателя Комитета воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ Вячеслав Некрасов рассказал, как замечательно идут дела у его подопечного – бывшего советского военнослужащего Сергея Краснопёрова, ныне Нура Мухаммада. Некрасов настаивает, что все бывшие советские военнопленные в Афганистане амнистированы. И вообще «против своих не воевал, поэтому ущерба Советскому Союзу и России он не наносил».

31.5.2025 Алексей Рафалович
Евразийское братство. Одно только вынесение на рассмотрение возможного принятия мер по проверке законности получения этническими азербайджанцами гражданства России, скажем, за последние десять лет, с последующим выдворением нарушителей из России, сразу же наведёт такой «шорох», что Ильхам Алиев мигом вспомнит заветы своего отца и примчится в Москву быстрее собственной тени.

6.5.2025 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Одним из первых в Москве отличился по части многократного раздувания подвигов нужного народа человек по фамилии Маршак. Только не Самуил Яковлевич, а его младший брат Илья, публиковавший подростковые научно-популярные книги под псевдонимом М. Ильин. Одна из них – «Как человек стал великаном» – издана в 1940 году и описывает историю хомо сапиенсов от австралопитеков до инквизиторов.

6.5.2025 Андрей Дмитриев
Дружба народов. Показателен тот факт, что даже Коммунистическая партия Японии, которая в теории могла быть наиболее дружественной к Москве силой, на деле всегда требовала передачи островов. А после начала СВО и вовсе обозначила: «Оккупация Советским Союзом островов Чисима (Курильские острова) является результатом той же гегемонистской позиции, что и нынешняя агрессия России на Украине».