АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Четверг, 28 марта 2024 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Кровавое сияние Русского Ватикана
2021-05-27 Александр Велединский
Кровавое сияние Русского Ватикана

Редактор "АПН Северо-Запад" Андрей Дмитриев беседует с режиссером сериала «Обитель» Александром Велединским о том, почему у большевиков не получилось выковать нового человека в лагерях, из-за чего не общается с Захаром Прилепиным, что думает про обвинения в «неисторичности», а также о планах съёмок фильма о Чёрном октябре 1993 года. Материал опубликован на портале konkretno.ru.

«Давно мечтал попасть в Русский Ватикан»

– Выхода на экраны «Обители» ждали несколько лет. Почему фильм, как говорят, так долго «шёл к зрителю»?

– Всё очень просто. На Соловки мы с Захаром Прилепиным слетали в мае 2011 года. Потом три года Захар писал роман. Я в это время снимал «Географа» и «Ладогу».

С 2015 по 2016 снимал «В Кейптаунском порту», параллельно с Петром Тодоровским-младшим начали писать сценарий «Обители». В 2017 провели пробы. Утвердили актёров. Снимали «Обитель» в 2018 году, с августа по ноябрь. В 2019 начали постпродакшн (монтаж, звук, компьютерная графика). Пандемия 2020 замедлила работу. Цветокоррекцию и перезапись звука заканчивали уже в феврале 2021. Всё.

– Что послужило толчком для мысли создать произведение о Соловках? Ваш семейный опыт (отец учился в местной школе юнг во время Великой Отечественной)?

– Не мне. Первоначальная идея исходила от продюсеров «Стиляг» и «Географа» Леонида Лебедева и Вадима Горяинова (вот откуда фамилия главного героя!). Они предложили Соловки как тему, и я сразу же вцепился в неё!

У меня отец был в 1942 году в Школе Юнгов (именно Юнгов тогда называли, а не Юнг!), и сам я давно мечтал попасть туда. Русский Ватикан… Я позвонил Прилепину, предложил написать рассказ.

Мы слетали на Соловки и там уже договорились, что это будут 20-ые годы. На том и порешили… Я запустился с «Географом», а Захар всё тянул и тянул с рассказом. А написал роман. Выдающийся.

– Вы с Прилепиным несколько лет не общаетесь. Почему? Говорят, его передача «Уроки русского» про Владимира Высоцкого вас рассорила?

– Я вырос на песнях и стихах Высоцкого. Теперь мои дети его слушают (детям от 35 до 9 лет)…

Высоцкий может нравиться или не нравиться – это нормально и не вызывает никаких отторжений у меня лично. Но создавать на его имени «новый миф» (цитата из «Обители»), как было сделано автором в телепередаче, мне кажется категорически неприемлемым. Это я ещё мягко выражаюсь.

«Штабеля заключенных – это фантастика»

– О лагерях и репрессиях 1920-30-х годов у нас написано и снято немало, начиная с полузабытого, удивительного «Чекиста» Александра Рогожкина. Не слишком ли избитая тема?

– Потому и были выбраны 20-ые годы. О них, в отличие от 30-х, практически нет никакой беллетристики, да и воспоминаний осталось немного. Нам показалось важным рассказать о времени, когда всё ещё только зарождалось, когда в лагере отбывали сроки настоящие враги советской власти – бывшие белогвардейцы, эсеры, анархисты и прочие каэры (контрреволюционеры). А вместе с ними – бытовики, уголовники, расхитители...

– Фильм упрекают в исторических неточностях, в частности, пишут, что быт заключённых в лагере приукрашен. Вот цитата из рецензии Анастасии Мироновой в Газете.ру: «Конечно, бросается в глаза, что в лагере очень чисто и свободно, нар в ротах мало, по кремлю почти никто не ходит, больница белая, места для пациентов много, а везут зеков на катере «Глеб Бокий» в прекрасных условиях. В реальности в те годы в лагере стояли грязь и смрад, людей там проживало так много, что трава на земле не росла – все было вымешано ногами. В ротах иногда задыхались от духоты, в храмах были нары в четыре-пять ярусов, встречалось даже упоминание шестиэтажных нар в Троицком соборе...» Что скажете?

– Я читал эту статью. Автор ее просто невнимательно смотрела фильм. На теплоходе вместе с заключённым едут... киношники, снимающие пропагандистскую ленту о «чудесном» острове перевоспитания-перековки. Неужели вы думаете, что при них надзиратели стали бы свирепствовать? У нас в первой серии даже есть сцена, когда главного героя и его сокамерников приводят в красный уголок и ПЕРЕОДЕВАЮТ, чтобы снимать в кино. Sapienti sat! Но если автору статьи этого недостаточно – пожалуйста, читайте документы.

Ах, да! Она же читала воспоминания бывших заключённых…Знаете, как к этим воспоминаниям относятся люди, работающие сегодня на Соловках? Доверие к ним с бооооольшим коэффициентом. Даже существует местное слэнговое выражение – «соловецкая параша»...

Дело в том, что пережившие соловецкий ад (действительно – ад!) и пишущие об этом склонны максимально драматизировать свои и без того ужасные страдания. Например, «факт», сохранившийся, к сожалению, и в романе: якобы на Секирке, чтобы согреться ночью, заключённые ложились друг на друга штабелями 4 на 4 и через час менялись местами: нижние – наверх, верхние – вниз. Попробуйте сами!

Мы, вот, попробовали: 16 стройных молодых каскадёров улеглись таким образом и… через полторы минуты начали задыхаться – грудную клетку сдавливало так, что невозможно было дышать. А в романе – по часу так лежат! И основано на «реальных» воспоминаниях. Но это физически невозможно – у нас есть видео с молодым ребятами, могу выложить. То же самое касается и униформы заключённых. Её ввели только в 1928 году (и об этом есть текст в последнем – зимнем – эпизоде). А до этого люди ходили в том, что удалось сохранить с воли – в своём. И бороды с усами были разрешены, и парикмахерская работала.

И одновременно с этим репрессивный молох всё сильнее раскручивался: постепенно стали запрещать вечерние прогулки – расстреливали на месте за это. Но в 1927 году ещё были некоторые вольности, недаром мы и назвали первую серию «Ягодные места». Неужели никто не почувствовал здесь горькую иронию? На самом деле, очень многие почувствовали. Александр Проханов, например.

То же касается и замечаний про «упитанные лица». А если человек только что с воли? Он что, за месяц-другой исхудает до неузнаваемости? Да и упитанных у нас в фильме минимум – посмотрите внимательно. Нормально питались там те, кто был на должностях, а разнорабочие – плохо.

Вообще, подобные вопросы умиляют. Неужели кто-то реально думает, что сотня профессиональных кинематографистов не удосужилась проверить исторические фото- и кинодокументы? Мелкие неточности, конечно же, могут возникать, как и ляпы, но глобально всё проверяется.

«Скучно идти назад, интересно вперёд»

– Обычно фильмы этой тематики, как с прошедшей в прошлом году на «России-1» «Зулейха открывает глаза», приветствует либеральная публика, а левопатриоты говорят, что в очередной раз льют помои на советскую власть и товарища Сталина. Вот и про «Обитель» написали рецензию с заголовком: «9 мая кончилось, пора вспоминать, за что мы ненавидим СССР?» Правда, ненавидим?

– Проханов – разве либерал? А его предостережение в газете «Завтра»: «Этот фильм – назидание проектантам будущего: стремясь к бессмертию, не захлебнуться бы в крови». Разве только к либералам обращены эти слова? Нет – ко всем! Или точнейшая расшифровка замысла сериала у Аллы Боссарт в «Новой газете»: «Авторы превратили гимн эффективному менеджменту в метафору проклятия, тяготеющего над Россией». Именно об этом и снимали, причём тут антисоветчина?..

В Гражданской войне, которая по точному замечанию Шолохова до сих пор не кончилась, нет правых – все виноваты! Как и сейчас, когда наши талантливейшие люди готовы насмерть биться не только на перьях, но уже и на шпагах.

Моё отношение к СССР? Не ругаю, но и хвалить никогда не стану, возвращаться туда мне совсем не хочется – я уже там был: скучно, душно, окостенело... Скучно идти назад, интересно вперёд.

– И ещё интересно, откуда у нас могут взяться проектанты будущего, подобные тем же большевикам? Сейчас ведь одни эффективные менеджеры с идеологией распила и отката во власти на разных уровнях сидят…

– Им тоже наступит конец рано или поздно.

– В «Обители» мы видим, что и главный герой Горяинов, и позже начальник лагеря Эйхманис сгинули без какой-то пользы и для себя, и для страны... То есть все планы по созданию нового человека, которые пытались воплотить в 20-е годы, оказались бессмысленными? Или нет?

– То, что человек лишь расходный материал, так это для ЛЮБОЙ власти и в ЛЮБОЙ стране так. Какими бы лозунгами власть не прикрывалась. К сожалению, история мира – это история войн. Истина же только у Бога, нам не дано понять Его замысла.

Человека нельзя силком заставить быть счастливым. Абсолютно счастливы только безумцы, которых надо жалеть. Силком в рай – это уже ад… Вообще фраза «создание нового человека» отдаёт нацистскими концлагерями… Человек воспитывается и формируется на примерах. Родителей, учителей, искусства... на примере Истории, даже если она горька и трагична, как история нашей страны. Так что надежда на «нового» человека есть. Но только не силком!

«Ночь с 3-его на 4-ое октября в прах развеяла мои надежды на «хорошую» власть»

– Следующая ваша задумка – экранизация по мотивам «1993» Сергея Шаргунова о Чёрном октябре в Москве. Об этом важнейшем событии в современной российской истории у нас ещё никто не снимал... А что делал Александр Велединский в октябре 1993 года? Какой из сторон сочувствовал?

– Мы начали учиться на Высших Режиссёрских Курсах 1 октября 1993 года. А 3-го по Проспекту Мира (вот ирония-то!) прошли бронетранспортеры к Останкино. Мы с Лёшей Сидоровым и Игорем Порублёвым (это будущие создатели «Бригады», Сидоров – режиссёр, все трое мы – соавторы сценария) тоже пошли туда.

Любопытство? Не совсем. Нам, будущим кинематографистам, хотелось своими глазами увидеть всё, разобраться, но главное – понять. Ночь с 3-его на 4-ое октября (как и последующие дни) в прах развеяли мои идеалистические взгляды на «хорошую» власть – любая власть готова расправится со своим народом!

Язык орудий и тюрем для неё понятнее, чем человеческий язык... И когда повторяют к месту и не к месту библейское «Всякая власть от Бога», забывают, что власть даётся Богом не за какие-то заслуги, а только лишь как Испытание. Вот его-то никто и не выдержал пока. Никто и Нигде.

– В каком состоянии работа над проектом? Есть ли прикидки насчёт главных ролей и актёров? Это будет тоже сериал или художественный фильм?

– Это будет полнометражный фильм. Пока об этом всё.

– Легитимность современной российской власти парадоксальным образом (поскольку в обществе сейчас склонны скорее поддерживать Верховный Совет) держится на именно на 1993-ем, ведь Борис Ельцин тогда окончательно утвердил свою власть, а затем передал её Владимиру Путину. А что если бы победила противоположная сторона? Мы бы жили сегодня в другой стране? Будет ли в фильме рефлексия на эту тему?

– Отвечу заезженной цитатой: «История не терпит сослагательного наклонения». Хотя, в искусстве, наверное, можно было бы сделать альтернативную версию. Тарантино в этом преуспел, сняв выдающийся фильм «Однажды в Голливуде». Но там, всё-таки, частная история. А 93-й год – это История целой страны и даже всего мира. Думаю, пришли бы в итоге к тому же, что сейчас. Как у Салтыкова-Щедрина – пьют и воруют!

На фото вверху - режиссер и автор интервью

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
22.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Не знаю, что видится Мединскому в бреду, но в реальных сказаниях о богатырях имеются и пьянки, и мордобой. Например, Илья Муромец, сочтя, что князь Владимир его не уважает, учинил в Киеве разнузданный дебош. И вообще в русских былинах богатыри могут и напиться, и накуролесить, и поругаться из-за ерунды, однако в решающий момент идут в бой и стирают с земли очередного захватчика.

20.3.2024 Анатолий Кантор
Правильные выборы. Нынешние «пляски» бывших партнёров Кремля вокруг признания/непризнания итогов голосования настолько не состоятельны, что даже нет смысла их комментировать. Но всё же следует заметить, что именно так называемый «коллективный Запад» выступил главным рекламным агентом Владимира Путина на этих выборах.

9.3.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Подтекст спича президента, с учётом антироссийской позиции Бельгии в украинском конфликте, очевиден. Налицо традиционное для россиянской духоскрепной интеллигенции тоскливое нытьё: "Мы вас освободили, а вы - свиньи неблагодарные!" Скулёж этот не только жалок, но и лишён малейшего смысла.

29.2.2024 Вячеслав Всеволожский
День грядущий. Брошюра Андрея Песоцкого «Программа «Другая экономика» заслуживает пристального внимания как интересное явление. При этом нужно иметь в виду - даже такую небольшую брошюру по экономике осилят далеко не все из партактива. Для масс по итогам внутрипартийной дискуссии должны быть выработаны политико-экономические лозунги.

29.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. «Талибану» Кремль действительно не помогал. Зато по части поддержки американских марионеток его обитатели на радость Вашингтону аж из трусов выпрыгивали! Хотя эти самые марионетки, едва придя к власти, тут же начали джихадить на постсоветском пространстве.

28.2.2024 Джураб
Интервью. Информация британской телерадиокомпании ВВС о гибели в результате артобстрела в районе Артёмовска (Бахмута) россиянина Дмитрия Петрова появилась 28 апреля прошлого года. По данным проукраинских тг-каналов, в том бою вместе с Петровым погибли ещё два анархиста из Ирландии и США. Мы взяли интервью у российского анархиста, одного из активных участников их ликвидации, воющим под позывным «Джураб».

14.2.2024 Юрий Нерсесов
Игры патриотов. Прилепин бодро повторяет слухи, предлагая восхититься проницательностью наших штирлицев. На самом деле налицо либо ошибка, либо намеренная дезинформация вражеских спецслужб, и в любом случае она оказалось роковой. Советские войска на радость Картеру с Бжезинским вошли в Афганистан, начав операцию с убийства призвавшего их Амина.

12.2.2024 Дмитрий Селезнев
Интервью. Дмитрий Селезнев - военкор, с первых дней работающий на СВО. Недавно у него вышла книга «Беспокоящий огонь», где собраны впечатления и размышления о текущих боевых действиях. Интервью о принципах проекта WarGonzo, где он работает, эмоциях и амбициях Пригожина и Стрелкова, а также о комбайне войны и пределе устойчивости неприятеля.

11.2.2024 Иван Сидельников
Общество зрелищ. Как связаны созданная 90 лет назад студия «Леннаучфильм» с актуальным интервью Владимира Путина Такеру Карлсону? Она могла бы помочь президенту России нагляднее изложить свою позицию в интервью самому популярному телеведущему США. Однако существовавший в блокаду «Леннаучфильм» был ликвидирован в 2015 году из-за отсутствия финансирования.

9.2.2024 Юрий Нерсесов
Путин и Запад. Беседу с американским телеведущим Такером Карлсоном Владимир Путин начал с продолжительной лекции по истории. Как и ожидалось, она оказалась альтернативной.