АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 24 августа 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Блокбастер Джексона для Си Цзиньпина
2018-12-13 Юрий Нерсесов
Блокбастер Джексона для Си Цзиньпина
Фантастический боевик «Хроники хищных городов» должен особенно понравиться китайским зрителям

Мир британского фантаста Филиппа Рива столь мрачен и жесток, что показ всех его красот сделал бы фильм запретным для подростков. Продюсеру Питеру Джексону и режиссёру Кристиану Риверсу пришлось изрядно порезать роман «Смертные машины» при экранизации. Но читать его не менее интересно, чем смотреть картину от создателя «Хоббита».

Хотя мировая война длилась всего час, ядерное, лучевое и сейсмическое оружие успело истребить почти всё человечество и жестоко изуродовать Землю. Часть её поверхности превратилась в радиоактивные пустыни, а уцелевшие куски страдают от постоянных землетрясений. Чтобы спасти от них последние города, гениальный учёный Куирк изобрёл двигатели, позволяющие им передвигаться на колёсах и гусеницах, плавать и летать.

Жестокая борьба за остатки ресурсов породила законы муниципального дарвинизма. Любой город имеет право захватить и утилизировать конкурента, включив его жителей в свои низшие касты. Тяжела жизнь таких неудачников, ещё страшнее участь рабов, а некоторых от мучений не спасает и смерть. Их превращают в сталкеров – лишённые памяти и чувств человеко-машины. Мэру Лондона Магнусу Крому и его правой руке – авантюристу Таддеусу Валентайну сталкеров мало. Они хотят восстановить довоенное оружие массового поражения и с его помощью уничтожить всех конкурентов.

Хищным городам вроде Лондона, Марселя и Архангельска противостоит засевшая в Тибете и Гималаях Лига противников движения. Столицу миролюбивой Лиги – Батманкх-Гомпу прикрывает мощная стена, но захватившая в ней власть экстремистская группировка «Зелёная гроза» не желает прозябать в горах. Гремучая смесь самураев и радикальных экологов объявляет войну городам до их полного уничтожения. В хаос битвы всех против всех попадают девушка-бродяга Эстер Шоу и юный лондонский историк Том Нэтсуорти. Эстер и Том поневоле запускают цепь событий, которые снова изменят мир, но погубят их самих...

Автор серии романов о движущихся городах Филипп Рив стал единственным писателем в мировой истории, предсказавшим судьбу своей героини в массовой культуре. Получив в детстве тесаком по голове от Валентайна, мисс Шоу лишилась глаза и половины носа, а её рот навсегда перекосился в жуткой гримасе. Однако в бульварном романе местного прохвоста Эстер – гламурная куколка с аккуратным шрамчиком на щёчке. В экранизации первой части «Хроники хищных городов» шутка Рива стала реальностью. Нос, рот и глаза исландской актрисы Геры Хилмар сохранены в первозданном виде, а царапина лишь придаёт пикантности милому, но невыразительному личику. Отличный от оригинала образ тянет за собой перемену характера. Злобная молчаливая оторва становится плаксивой и болтливой, а главное – лишается жесточайшего комплекса неполноценности от своего уродства, который постепенно съедает её изнутри.

Продюсера фильма Питера Джексона трудно осуждать. Ранее ему пришлось вырезать 23 минуты из финального сражения фильма «Хоббит. Битва пяти воинств», чтобы подросткам разрешили показывать картину. Одноглазое, косоротое страшилище в качестве главного персонажа цензура не допустила бы, да и старшеклассников таким не возбудить. Пришлось девицу пригламурить, а заодно и прочим героям добавить сахарного сиропа. Безжалостный сталкер Шрайк духовно просветляется. Не менее свирепый мэр Кроум гибнет, пытаясь предотвратить применение древнего супер-оружия. Главная диверсантка Лиги Анна Фанг не пускает на дно Марсель со всем населением. Исчезли сцены издевательств над заключёнными в Лондоне и рабами в пиратском городе Танбридж-Уэллсе (реальный район британского графства Кент).

Добрая половина погибших главных героев остаётся жива. Среди них влюблённый в дочь Валентайна подмастерье Бивис Под и сама Кэтрин, которая даже заменяет убитого мэра. Скорее всего, выживает и Таддеус, ну а финал картины столь благостный, что аж экран от сиропчика сочится. Только что аплодировавшие разрушению оборонительной стены Тибета жители подбитого Лондона смиренно просят о пристанище жертв агрессии и, разумеется, его получают!

Превращая мрачноватую антиутопию в добрую сказку, команда Джексона второпях не успевает свести концы с концами. Персонажи регулярно поминают «Великого Куирка», но кто это такой, зрители так и не узнают. Анна Фанг приказывает Тому и Эстер бежать «на Дженни», не удосужившись разъяснить, что «Дженни Ганивер» – её воздушный корабль. Скромный музейный работник Том неожиданно прыгает, как ниндзя, а затем снова превращается в неуклюжего домашнего мальчика. Кэтрин Валентайн становится врагом властей Лондона, не удосужившись убедиться в их зловредности, потому что не может этого сделать. Ужасы местного Освенцима и уничтожение немецкого города древним мега-лазером из сценария выкинуты.

Отсылы к «Звёздным войнам», особенно к знаменитой сцене «я твой отец», скорее раздражают, чем умиляют. Понимаю: жанр обязывает, но постмодернистские приколы Рива куда изящнее. Начиная со второй книжки, он обыгрывает Библию (намекая, что Христос давно покинул этот мир), скандинавскую мифологию и сказки Андерсена (маркграфиня Анкориджа не зря носит имя богини любви Фрейи, а Эстер обзывает её Снежной Королевой), и сюжеты своего земляка Чарльза Диккенса (хозяин подводного города малолетних воришек, коварный Дядюшка очень похож на злодея Фейгина из «Оливера Твиста»). Надеюсь, во второй части Фрейя и Дядюшка появятся. Даже если оценят немногие, оба хороши и без подтекста.

Пока же ценители неоднозначных и ярких героев скорее разочарованы. Хорош только Хьюго Уивинг в роли Валентайна, хотя его образ и примитивнее, чем в книге. Звезде сериала «Отбросы» Роберту Шиэну пришлось ещё хуже. Том Нэтсуорти засахарен до предела. Его неоднозначные поступки – прежде всего убийство только что пощадившего юношу Шрайка – вырезаны. Стивен Лэнг, играющий Шрайка, настолько загримирован, что его собственного лица зрители так и не увидят.

Особо пострадала от перелицовки первоисточника Анна Фанг. У Рива она талантливая разведчица и безжалостная убийца, но, сверх того, успешно очаровывает объекты разработки, да и в свободное от работы время – милая добрая девушка. Звезда «Убить Билла» Тияки Курияма или её напарница по «Королевской битве» Ко Сибасаки сыграли бы такую с блеском, но Джексон решил, что школоте надо попроще. Его Анна решает проблемы исключительно стрельбой и мордобоем, а в перерывах толкает пафосные речи. Тут сойдёт и южнокорейская певица Джихе, в экзотической, но неприятной физиономии которой обаяния меньше, чем в маске папуасского идола.

Стоит ли, зная всё это, смотреть «Хроники хищных городов»? Без сомнения, стоит, причём исключительно в аймаксе или, в крайнем случае, в 3D. Их видеоряд по красоте сравним с «Аватаром», и можно просто отключить мозги, наслаждаясь каждым кадром прекрасного и безумного мира. Ну, а чтобы фильм с гарантией окупился и подвиг Джексона на продолжение, ему просто обязан помочь китайский лидер Си Цзиньпин. Идеология фильма самая на то подходящая: преисполненная добротой и мудростью Батманх-Гомпа против злобного жадного Лондона, бьющего по ней адской машиной с клеймом «Made in USA»! Товарищ Си должен закупить картину для проката, а от партийных комитетов потребовать организовать массовый просмотр школьниками и солдатами. Чтобы знали, где расположен мировой центр цивилизации, а где – рвущиеся уничтожить его западные варвары.

Юрий Нерсесов

Источник - Версия на Неве

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Общество зрелищ
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
19.8.2019 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Клип «Архангел Михаил» вполне пригоден для переработки в крутой блокбастер, финальные титры которого пойдут под замечательную фронтовую песню «Огонёк» со слегка изменёнными словами: «И спецназовца русского/Чайкин сын продаёт/За швейцарскую родину/И за банковский счёт». Идеальный исполнитель - звезда русского шансона Вика Цыганова.

18.8.2019 Андрей Дмитриев
Дружба народов. Складывается впечатление, что при наличии хороших отношений с Финляндией, особенно сравнительно с другими западными «партнёрами», российские официальные лица в СМИ периодически заискивают перед северными соседями, зачастую прямо искажая историю в угоду текущей политической конъюнктуре. Получается этакий застенчивый патриотизм с мазохистским уклоном.

15.8.2019 Андрей Дмитриев
Протест. Поколение конца девяностых – середины нулевых годов рождения, которое выросло при Путине и другой власти не видело, для этой самой власти фактически потеряно. В общем, при сохранении текущих тенденций лужа, в которую село в ходе протестов московское начальство, к моменту транзита власти в 2021 и 2024 годах может существенно разрастись, поглотив Смольный, а то и Кремль.

30.7.2019 Юрий Нерсесов
Путин и народ. После путинского поздравления с главным флотским праздником впору только с камнем на шее в море кидаться или на мачте вешаться, однако лучше всё же изучить историю. Тогда окажется, что как раз в текущем и будущем году у президента масса поводов поздравить моряков с юбилеями побед над членами НАТО и Евросоюза.

28.7.2019 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Помимо практической стороны дела в решении «морского вопроса» немаловажен был и аспект идеологический. А именно вопрос преемственности фактически создаваемого заново флота советского к русским морским традициям. В итоге нарком Кузнецов предложил приурочить день ВМФ к победе Петра Первого в 1714 году над шведами у мыса Гангут.

24.7.2019 Юрий Нерсесов
Правильные выборы. Если сравнить итоги выборов Верховной Рады с кучей фекалий, то Чеснаков щедро поливает сурковский продукт духами. Глядишь, политический папа понюхает, одобрит и не станет строго спрашивать за выделенные на кума ресурсы. Типа проплаты срочно сляпанного рекламного фильма Оливера Стоуна. И субсидий российскому бизнесу команды Медведчука, скупившей на чьи-то деньги почти все нефтеперерабатывающие заводы в Ростовской области.

20.7.2019 Елена Прудникова
Властители дум. Православная жизнь в конце XIX века находилась в таком же застое, как и социализм в 70-е, официозная идеология государства была такой же выморочной, как марксизм-ленинизм при товарище Суслове, а душа хотела чего-то большого и светлого, и на этой почве российская мысль принимала самые экзотические формы.

19.7.2019 Андрей Дмитриев
Политический портрет. Визит Александра Лукашенко в Петербург и Ленинградскую область стал продолжением цепи его участившихся контактов с Владимиром Путиным, фрустрирующих общественность: уж не готовится ли слияние стран с выборами одного президента в 2024 году? Однако это не в характере Александра Григорьевича, да и дрейф его политики направлен в противоположном от России направлении.

18.7.2019 Елена Прудникова
Властители дум. Это хорошо, что российский историк Александр Дюков обратил внимание на доклад бывшего заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС, а в молодости стажёра Колумбийского университета США Александра Яковлева на II съезде народных депутатов 23 декабря 1989 года. Сей ныне забытый документ очень показателен по части методов, которыми делалась у нас «перестройка».

15.7.2019 Игорь Пыхалов
Интервью. Когда во время Перестройки пошли потоком разоблачения, то я вполне поверил, что Сталин – злодей, тиран и кровавый убийца. Но уже в 90-е годы всё чаще стал замечать: то или иное разоблачение оказывается неправдой. И в итоге пришёл к принципу презумпции лживости.