АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Понедельник, 18 февраля 2019 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Заонежье и ЗАО "РФ"
2008-03-13 Вячеслав Агапитов
Заонежье и ЗАО "РФ"

Максимилиан Волошин, создавший миф Коктебеля и Киммерии, обрел в свое время славу тамошнего «гения места». Таким же многомерным «genius loci» северного Заонежья можно назвать Вячеслава Агапитова – историка, этнографа, поэта, писателя, художника. Сегодня в «карельском Баден-Бадене» – Марциальных Водах – он ведет интереснейшие творческие вечера на темы от традиционной культуры Севера до истории рок-н-ролла. И кроме того, является сопредседателем Карельской региональной общественной организации «Русский Север». Вот с нее мы и начали наш диалог:

- Вячеслав Алексеевич, что представляет собой ваша организация? Это какая-то прото-партия или очередной кружок любителей старины?

- «Русский Север» мы создали весной прошлого года. Основной наш контингент составляют люди творческих профессий – литераторы, музыканты, художники, журналисты… Необходимость в таком объединении мы ощутили после печально известных кондопожских событий. Усилиями официальных СМИ эти события до сих пор изображаются как некий «антикавказский погром» – хотя жертвами их оказались именно местные жители.

Эти события, помимо прочего, показали странную избирательность нынешнего законодательства. Так, вы при желании можете легко зарегистрировать и вести работу любого национального землячества. Но стоит вам заговорить о русской культуре, история которой в наших краях насчитывает тысячелетие, на вас посмотрят как на какого-то «экстремиста». В Карелии широкой государственной поддержкой пользуются карельские и финские культурные инициативы – и это замечательно! – но богатейший пласт олонецко-заонежско-поморской культуры Русского Севера остается как бы в тени. Вот мы и хотим нашей организацией исправить этот перекос.

- Но от лица русской культуры обычно «говорит Москва»…

- На самом деле, русская культура чрезвычайно многообразна. К примеру, наша, заонежская культура, где происходило вековое сближение и взаимодействие с другими северными народами, весьма отличается от культуры, скажем, Кубани или Сибири. Нашу русскость надо бы выводить из традиции Новгородской республики – где всегда особенно ценилось гражданское самоуправление, да и впоследствии здесь никогда не было крепостного права, которое оказало существенное влияние на среднерусский, «московский» менталитет…

При этом хотел бы подчеркнуть – моя критика никак не направлена на обычных москвичей, среди которых у меня много давних друзей. Это касается лишь унификаторской государственной политики. Кстати, настоящие, коренные москвичи, которые ценят уникальность своего города, как правило, хорошо понимают и наши краеведческие интересы.

- Словом, настоящую русскую культуру, видимо, можно уподобить нынешнему англоязычному миру? Он устойчив именно за счет своего глобального многообразия, когда его не пытаются подверстывать под какие-то общие имперские стандарты…

- Да, а у нас местная специфика, к сожалению, пока подавляется. Многие столичные структуры, разбогатевшие за счет перепродажи сырья, сейчас интенсивно вторгаются в Карелию, пытаются и здесь вести свои разработки – не обращая никакого внимания ни на социальные интересы местных жителей, ни на хрупкую экологию Севера. Массово скупаются и земельные участки, где затем возводятся дачи в «рублевском» стиле – с вооруженной охраной и огромными заборами. А ведь в заонежских деревнях было принято даже не запирать двери… Это типично колониальное отношение, криминально-корпоративная психология. Недавно жителям Марциальных Вод с помощью профсоюзов все-таки удалось отстоять свое поселение от захвата какими-то олигархическими структурами. По всей видимости, и Заонежье с его уникальной культурой можно спасти лишь придав ему статус национального парка. Но правительство Карелии (которое мы в условиях «вертикали» лишены возможности избирать), увы, более чутко не к интересам местных жителей, а к хрусту московских купюр…

- Давайте поговорим именно об уникальности заонежской культуры. Насколько мне известно, у Вас есть целый цикл стихов на заонежском диалекте. Как они у Вас рождаются? Вы чувствуете какие-то голоса предков? И находят ли они понимание у современных жителей Карелии?

- Я сам родился в заонежской деревне Ламбасручей – где на этом диалекте местные жители говорят до сих пор. Потом работал 10 лет в Кижах – не забывайте, кстати, что практически весь кижский архитектурный ансамбль свезен именно из Заонежья. Это действительно особая культура, где произошел очень органичный сплав северно-славянских и карельских корней. А из меня эти стихи просто «выливаются» – специально я их не «сочиняю». Быть может, действительно мне удалось прикоснуться к этим историческим энергиям – и они заговорили через меня…

- Задумывались ли Вы о музыкальном сопровождении этих стихов? С ним, на мой взгляд, они звучали бы более «объемно». Вот, к примеру, томский филолог Ярослав Золотарёв уже несколько лет реконструирует язык сибирских старожилов – и в последнее время появились молодежные музыкальные команды, которые на нем запели. Эффект получился неожиданный, но довольно сильный, что очень помогло популяризации этих краеведческих изысканий. В Петербурге признанным певцом ингерманландских краеведов стал Вадим Курылёв

-…Кстати, руну с обложки его альбома – и подобные рунические знаки – мы с коллегами недавно обнаружили в Кижах. Эти символы вырезаны на шунгите – а это очень древний и прочный минерал. Так что, возможно у нас в Заонежье была варяжская стоянка – да и вообще это свидетельствует о глубоком культурном родстве регионов Северо-Запада.

Что же до музыкальных обработок моих стихов, то ими иногда занимаются барды Алексей Жидков и Федор Кузьмин. Также одну песню включила в свой последний альбом известная карельская фолк-группа «Sattuma»…

В заонежском диалекте ударения обычно падают на первый слог. В данном примере они выделены курсивом:

Сижу в кухне тесной,
С краю звучит джаз,
Калайдаат Джексон,
Льюис с парой фраз.

Удновать мни... или
Налить свежий чай.

«Маяк» баял: в Чили
В эту пору май.

Клонит втемнях ко сну.
Воздух к ночи стыл.
Пораскрою окна,
В окне каждом - ты.

Книга Вячеслава Агапитова «Круг северных песен» - http://eleset.onego.ru/?razdel=poems&menu=agapitov

Беседу вел Вадим Штепа

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Ориентация - Север
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
4.2.2019 Александр Сивов
Сопротивление. То, что творилось в Париже в эту субботу, 2 февраля, на так называемом «Акт 12» (двенадцатая суббота протестов), - беспрецедентно. И это при том, что последние три субботы протестных акций происходили относительно спокойно по сравнению со столкновениями 5 января. Но всё по порядку.

24.1.2019 Андрей Дмитриев
Эхо истории. 75-летие полного снятия блокады – хороший повод вспомнить о тех, кто руководил в те годы жизнью города и его обороной. Речь пойдёт об одном из ближайших соратников главы Ленинграда Андрея Жданова – втором секретаре обкома партии, генерале Терентии Штыкове. Личность весьма примечательная, оставившая немалый след не только в отечественной, но и в мировой истории.

23.1.2019 Владислав Шурыгин
Социал-дарвинизм. Всячески поддерживая и одобряя (а как иначе!?) всё задумки «ОнВамнеДимона», я предлагаю назвать этот год работы в правительстве, годом Спасения и Сохранения электроэнергии (сокращённо СС). Медведеву присвоить звание почётного рейхсфюрера СС. А к названию страны Российская Федерация, если всё у них получится, добавить гордое Konzentrationslager…

21.1.2019 Юрий Нерсесов
Властители дум. С точки зрения левых тараканов Сёмина, Фридрих Энгельс на вопрос «Наш ли Шлезвиг-Гольштейн?» должен был ответить «Наш ли Крупп?», а затем разоблачить захватническую позицию прусского империализма. Он его и разоблачал, но строго по делу.

13.1.2019 Юрий Нерсесов
Властители дум. Быков-Зильбертруд, Дымарский и Венедиктов имеют полное право сожалеть о Гитлере-освободителе. Не понятно только, с какого перепугу их оплачивает владелец «Эха Москвы» «Газпром». Не потому ли, что многие столпы этого государства сами испытывают слабость к фюреру и его приспешникам? Или, по крайней мере, считают их более позитивными историческими фигурами, чем советские лидеры.

6.1.2019 Александр Сивов
Протест. Ну и вишенка на торте: жёлтые жилеты взломали, с использованием автопогрузчика, дверь государственного секретариата, управляемого Бенжамином Гриво, и проникли внутрь двора секретариата «с целью повреждения автотранспорта». Нападавшие успешно отступили без задержания, кто они – неизвестно, лица их были прикрыты респираторами и шапочками.

28.12.2018 Сергей Лебедев
Эхо истории. Одна из самых кровавых войн XX столетия - Алжирская 1954-62 годов - строго говоря, была не колониальной, а гражданской, поскольку Алжир юридически не был колонией, а считался тремя департаментами Франции. Не случайно тогда французы говорили: «Как Сена пересекает Париж, так Средиземное море пересекает Францию».

23.12.2018 Александр Сивов
Протест. По поводу Макрона жилеты уже говорят не об отставке, а о тюрьме. В Интернете по поводу и без повода везде появляются изображения гильотины. Ситуация в стране сравнивается с 1934 годом (попытка правого путча) и 1958 годом (фактически военный переворот, приведший к власти де Голля на фоне неудачной войной в Алжире).

18.12.2018 Михаил Трофименков
Общество зрелищ. Кто-кто, а Сталин не смешон. Проблема «Смерти Сталина» в том, что её герой не Сталин, а его смерть. Физиология смерти не может быть аргументом в политическом споре. Это табу нарушал Сокуров в «Тельце». Но это табу, как инцест или педофилия. Если против Сталина нет аргументов, кроме его предсмертных мучений, авторы фильма расписались в собственном бессилии.

14.12.2018 Александр Сивов
Протест. То, что во франкоязычном Брюсселе собственные жёлтые жилеты уже попытались ворваться в здание Европарламента, особого удивления не вызывает. Но свои жёлтые жилеты объявились в иракском городе Басра и в знак протеста проблем с поставками электричества и питьевой воды они уже взяли штурмом бюро управляющего этим городом.