АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 19 сентября 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Мировая война за Китайское море
2015-11-02 Алексей Волынец
Мировая война за Китайское море

За шумом военных конфликтов на Украине и в Сирии, где падают бомбы и пассажирские «боинги», остаётся незамеченным главный конфликт нашего времени – борьба Китая и США за Тихий океан. Эта «холодная» война идёт уже давно и с немалым ожесточением сторон, когда курс одинокого американского эсминца, только приближающегося к необитаемым рифам в Южно-Китайском море, становится предметом нервного спора на самом высшем уровне.

Посольство КНР в Вашингтоне и сам глава китайского МИДа официально предостерегают США от «игры мускулами» и «провокаций». «Рекомендуем американской стороне трижды подумать, прежде чем предпринимать какие-либо действия», – стиль китайской дипломатии уже близок к советско-американским образцам времён разгара «холодной войны».

Белый дом отказывается комментировать как действия своего ВМФ, так и беспрецедентно жёсткую дипломатическую реакцию Пекина. Лишь официальные представители Пентагона по-военному кратко заявляют, что операция началась и она соответствует «международным законам». Более многословно реагирует правительство Японии – хотя Токио отделяют от Южно-Китайского моря, куда отправился американский эсминец, более трёх тысяч км, но, по мнению японского правительства, действия Китая на далёких необитаемых рифах «вызывают рост напряжённости» и поэтому должны стать «предметом озабоченности всего мирового сообщества».

Карта Южно-Китайского моря с указанием китайских претензий на острова

Море денег и нефти

Спор США и КНР, этих сверхдержав нашего времени, становится понятен, если вспомнить, что мимо необитаемых рифов, именуемых в мире островами Спратли, а в Китае – «Наньша» (Южная отмель), проходит более половины всех торговых грузов, ежегодно перемещаемых человечеством по мировому океану! Транспортировка нефти мимо островов Спратли в 6 раз активнее, чем через Суэцкий канал, и в 16 раз – чем через Панамский.

Мировые потоки нефти, красная точка – район спорных островов в Южно-Китайском море

Именно морская торговая артерия, пролегающая у архипелага Спратли, обеспечивает 60% всей нефти для Японии и 80% всех энергетических поставок в Китай, Тайвань и Южную Корею. Без этого торгового пути невозможно развитие экономик крупнейших гигантов Азиатско-Тихоокеанского региона. И тот, кто контролирует здесь ключевые точки, неизбежно получает мощный инструмент влияния на экономики Китая, Японии, Тайваня и Кореи, со всеми вытекающими политическими последствиями.

После такой статистики о международном экономическом значении крохотных рифов Спратли напряженная дуэль геополитических гигантов вокруг их судьбы уже не кажется удивительной. Наоборот, это закономерный этап борьбы Пекина и Вашингтона за влияние во всей восточной части Тихоокеанского региона, и шире – за влияние во всём мире.

Ведь современный Китай - это не только новый экономический гигант, но еще и самый стремительно растущий и обновляемый в XXI веке военный флот. Экономика КНР критически зависит от морских артерий, соединяющих тихоокеанское побережье Китая с сырьевой Африкой, нефтеносной Азией и богатой Европой. При этом сильный военно-морской флот не только гарантирует эти жизненные интересы Пекина, но и даёт ему шанс на реальный контроль за экономиками Тайваня, Японии и Кореи. Ведь уже упомянутый самый значительный на нашей планете морской торговый путь, начинаясь в районе островов Спратли, идёт на север, вдоль берегов Китая через Тайваньский пролив, мимо районов столь же спорных островов Сенкаку (их так же скандально «делят» Тайвань, Пекин и Токио) к Японии и Корее.

Из необитаемого атолла китайцами делается искусственный остров с гаванями и аэродромом

Вспомним, что для США причиной ко Второй мировой войне стали деятельные претензии Японии контролировать политику и экономику Китая. И вряд ли современный Вашингтон радует обратная ситуация – активные попытки Китая усилить контроль за экономиками Японии и других ключевых игроков Тихоокеанского региона.

Для Вашингтона потеря контроля над ключевыми транспортными артериями планеты означает конец статуса сверхдержавы. Без такого статуса США с их фантастическим госдолгом и нарастающими внутренними проблемами,обречены на тяжелейший кризис с непредсказуемыми для жизни этой страны последствиями. Поэтому наивно предполагать, что американские элиты сдадут Пекину важнейший транспортный узел Тихого океана без боя.

Шесть претендентов на один архипелаг

По оценкам американских военных аналитиков, флот и авиация КНР уже сильнее US Navy в районе Тайваньского пролива. В остальной тихоокеанской акватории превосходство США пока бесспорно, но баланс сил стремительно меняется. Китай уже имеет свой учебный авианосец, купленный в бывшем СССР, и не за горами собственные китайские авианосные соединения, потенциально способные бросить вызов Вашингтону и его контролю за мировым океаном.

Пока же КНР ударными темпами укрепляет свои флот и ключевые позиции на морских коммуникациях. В частности, с 2014 года Китай строит искусственные насыпные острова на рифах Спратли. Ранее эти 150 необитаемых скал и коралловых островков по международным законам (Конвенции ООН 1982 года по морскому праву) не рассматривались как собственно острова, дающие их владельцам право на исключительную экономическую зону и границу шельфа.

Помимо уникального торгово-транспортного значения проходящих мимо него морских путей, архипелаг Спратли уникален тем, что на его островки и рифы претендуют сразу шесть государств! Это КНР, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Бруней и Малайзия. При этом свои интересы в установлении чёткого юридического режима данных островов имеют и постоянно заявляют два значительных государства региона – Япония и Индонезия. Отдельно имеется позиция США, которые готовы сотрудничать по спору за архипелаг Спратли с кем угодно, даже с давним противником Вьетнамом, лишь бы остановить рост влияния Пекина в Южно-Китайском море.

Отсюда понятно стремление Вашингтона демонстративно направить свой эсминец и разведывательные самолёты к тому рифу архипелага, где Китай строит военный аэродром. Это открытая демонстрация силы, которая показывает, что Вашингтон никогда не признает исключительную зону Китая вокруг спорных островов Спратли и не даст Пекину усилить контроль за самой оживлённой морской трассой планеты.

Китайский аэродром против Тихоокеанского партнёрства

Обострение в архипелаге Спратли 26-27 октября 2015 года - это прямое следствие подписанного тремя неделями ранее, 5 октября, соглашения о «Транстихоокеанском партнёрстве». Дюжина тихоокеанских стран (США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Австралия и Новая Зеландия) по инициативе Вашингтона заключили соглашение о свободной торговле.

Китайские посты и базы посреди моря на рифах

Это самое масштабное экономическое и политическое событие в регионе. И показательно, что такой экономический гигант Тихого океана, как Китай, демонстративно исключён из «Транстихоокеанского партнёрства». Фактически, мы видим настоящую коалицию США и его тихоокеанских союзников и сателлитов, направленную против роста значения и влияния Пекина в регионе.

Но военный аэродром КНР в центре Южно-Китайского моря на островах Спратли, в ключевой точке мирового судоходства на западе Тихого океана - это потенциально большая «торпеда» под всю антипекинскую коалицию «Тихоокеанского партнёрства» во главе с США. Если Китай демонстративно усиливает своё физическое влияние на ключевые для Японии и других стран региона торговые артерии, то на этом фоне меркнут любые экономические соглашения.

Именно поэтому Вашингтон вынужден непосредственно у спорных рифов демонстрировать военную силу, показывая её не только Пекину, но и, прежде всего, своим союзникам по «Транстихоокеанскому партнёрству» от Токио до вьетнамского Ханоя и австралийской Канберры. И не случайно, что 26 октября 2015 года, когда американский эсминец под гром дипломатических баталий вошёл в архипелаг Спратли, власти Индонезии официально заявили о своём желании войти в «Транстихоокеанское партнёрство».

В ответ на американскую демонстрацию силы, 29 октября главком китайского флота адмирал У Шенли, фактически впервые со времён Мао пригрозил США опасностью войны: «Подобные действия США поставили под угрозу суверенитет и безопасность Китая… Если американская сторона продолжит совершать такие опасные и провокационные действия, ВМС и ВВС двух государств могут оказаться в экстренной ситуации, вплоть до непроизвольных выстрелов…»

Адмирал У Шэнли, не только главнокомандующий ВМФ Китая, но и член ЦК КПК. Его отец еще в 30-е годы был бойцом в партизанских отрядах Мао Цзэдуна.

Итак, коалиция новой войны на Тихом океане окончательно сложилась. Ближайшие десятилетия покажут – станет ли эта война новой «холодной» или новой мировой.

Алексей Волынец

Вверху - Патриотический концерт для китайских моряков на спорных островах «Наньша»

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Третья Мировая
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
17.9.2018 Николай Коняев
In memoriam. Немного не дожив до 70-летия, скончался председатель Православного общества писателей Петрбурга Николай Коняев. Редакция «АПН Северо-Запад» приносит свои соболезнования друзьям и близким Николая Михайловича и в этот печальный день вновь публикует те мысли, которыми он делился с нами.

11.9.2018 Юрий Нерсесов
Гримасы либерализма. Директор Института национальной памяти Украины Владимир Вятрович объявил Пушкина и Булгакова опасными щупальцами русского мира. Могли ли российские либералы не поддержать киевских побратимов? Конечно, нет! И в Москве знамя Вятровича подхватил фантаст Леонид Каганов.

10.9.2018 Андрей Балканский
Эхо истории. 9 сентября 1948 года на первой сессии ВНС было провозглашено создание Корейской Народно-Демократической Республики. Название страны было предложено представителями советской военной администрации, автором гимна и герба республики стал Ким Ду Бон. Он же был избран председателем Верховного Народного Собрания. Главой кабинета министров КНДР стал Ким Ир Сен.

4.9.2018 Сергей Аксенов
Русская весна. «Сергей, эти умники украли у нас победу! - Написал мне как-то мой товарищ Олег Шаргунов. - Где, бл..дь, все они были: поклонские, аксеновы?» Затем следовали другие злые ругательства. Уральский парень Олег выражался брутально. «Есть такое. Поэтому и надо фиксировать историю», - ответил я тогда.

1.9.2018 Либор Дворжак
Интервью. Не зря же нас называют «нацией Швейков». Чехи действительно, в отличие от венгров и поляков, склонны приспосабливаться. Может, со стороны такое поведение смотрится не слишком героически, но оно помогло нам пережить катаклизмы последнего века с куда меньшими потерями, чем у соседей.

30.8.2018 Борис Костин
Эхо истории. Командующий ВДВ сдерживал себя с трудом. Его солдат на улицах чешских городов поносили на чем свет стоит, разъяренные толпы лезли на десантников с кулаками, забрасывали их камнями, стреляли исподтишка. Захваченные радиостанции, вещавшие на частотах советских войск, исчислялись десятками. Гвардейцы же в ответ только крепче стискивали зубы.

28.8.2018 Сергей Среднин
Свидомиты. После нескольких лет воздержания от телевизора меня угораздило посмотреть таки на день незалежности парад незалежности на майдане Незалежности. Все это вылилось в психо-лингвистический разбор Киевского парада и нашей действительности. Сразу зачёт Петру Алексеевичу Порошенко за его чудесный спич.

26.8.2018 Максим Калашников
Незалежная. Кремлевская отговорка-14 «Нам нужна вся Украина», которой оправдывали предательство Новороссии, теперь вызывает только издевательский смех. Не видать Кремлю «всей Украины», особенно после того как он устроил из ЛДНР криминальное, им самим не признанное гетто. Гетто социального ада. Ибо как бы ни было плохо на Украине, в ЛДНР – еще хуже и кошмарнее.

21.8.2018 Борис Костин
Эхо истории. В день полувековой годовщины ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию для подавления антисоветского прозападного мятежа публикуем главу из книги Бориса Костина и Александра Маргелова "Генерал армии Василий Маргелов" о тех горячих днях. Костин - историк и ветеран ВДВ - сам принимал участие в операции "Дунай" и гордится фактом сопричастности к этому славному историческому событию.

18.8.2018 Юрий Нерсесов
Пропагандоны. «Московский Комсомолец» нашёл себе духовно близкого подзащитного. Им стал обладатель навороченного джипа Ренат Булатов. Выехав на встречную полосу, он убил двух девочек 6 и 7 лет вместе с родителями, но, по мнению газеты, заслуживает сочувствия. Как выдавить слезу из почтеннейшей публики? С помощью стандартных психологических манипуляций.