АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 2 мая 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Национализм присущ любому
2014-09-10 Сергей Кагадеев
Национализм присущ любому

9 сентября на 50-ом году жизни в Петербурге скоропостижно скончался один из основателей культовой группы НОМ, музыкант, актёр и телепродюсер Сергей Кагадеев. Выражаем соболезнования родным, близким и многочисленным поклонникам таланта Сергея, к которым редакция относит и себя, и републикуем интервью с ним. Его взял лидер петербургских нацболов и основатель "АПН Северо-Запад" Андрей Дмитриев осенью 1999 года. Текст вышел в газете "Завтра".

Коллектив НОМ существует с 1987 года. За период 1989-1996 годы было выпущено 7 альбомов, вряд ли поддающихся каким-то определенным жанровым характеристикам. Основной упор был сделан на ироничные тексты и шоу, которое зачастую воспринималось неадекватно неподготовленными слушателями. Тем не менее, музыкантам удалось завоевать достаточно широкую популярность. Постепенно они достигли хорошего уровня игры (что в России редкость): можно вспомнить хотя бы, что с группой некоторое время выступали такие мастера, как саксофонист А. Рахов и клавишник И. Соколовский. Бывший вокалист НОМа А. Ливер сейчас поет в женевской опере.

В 1997 году в группе происходит раскол. Организуются два коллектива с одинаковым названием НОМ, но абсолютно разные по сути. Это интервью взято у вокалиста "Euro-НОМ" Сергея Кагадеева, при участии бессменного (с 1989 года) звукорежиссера Андрея Новожилова и автора НОМовских клипов ("Укрблюз", "Жаба") Дениса Ларионова. Как у всех русских людей, в эти дни разговор у нас сначала зашел о Чечне, Дагестане и исламе.

Сергей КАГАДЕЕВ. Ввиду сложившейся обстановки с мусульманством, мы решили отдать дань исламу в своем творчестве. Наш следующий альбом, предположительно, будет называться "Меджун и Лейли". Это такие восточные персонажи вроде Ромео и Джульетты, постоянно присутствующие в народных восточных эпосах и лирике средневековых арабских потов. Их тексты, положенные на нашу музыку, и составят этот альбом, который будет логическим продолжением грузинских римейков. Можно воспринимать обращение к мусульманской теме как поддержку федеральных сил в чеченской операции.

- Как ты вообще относишься к кавказцам?

Сергей КАГАДЕЕВ. Разные люди на Кавказе живут. Дагестанцы, например, отлично показали себя в последних событиях. Что касается чеченцев, могу рассказать следующую историю: когда я был в стройотряде, были у нас в части украинцы, азербайджанцы, — словом, люди разных национальностей, в том числе и чеченцы. Все вели себя нормально, но только чеченцы пытались наводить свои порядки, доставали всех ужасно. А когда их стали мочить, они убежали в отделение МВД под защиту ментов. У меня был друг, с которым один из этих чеченов побратался. И когда они в драке встретились, он решил дипломатично обойти "брата", за что чуть не поплатился жизнью, получив от него сильный удар сзади по голове.

- Что ты думаешь о национализме?

Сергей КАГАДЕЕВ. Есть такое понятие "национализм". Оно присуще в какой-то степени каждому человеку, и подавлять его не надо. По крайней мере, когда чувство принадлежности к своей нации у человека отсутствует, это полная фигня.

Денис ЛАРИОНОВ. Я видел несколько раз новые паспорта, где нет графы "национальность". Зато там зачем-то есть пол. Стыдно ходить с этим паспортом, хочется маркером там жирно написать "русский".

- После выхода альбома "Еuro", где вы наплевали на всякую политкорректность, о которой так заботятся наши музыкальные журналисты, к вам изменилось отношение со стороны масс-медиа и музыкальной среды?

Сергей КАГАДЕЕВ. У нас толком нет ни музыкальной среды, ни масс-медиа. Есть какая-то группа лиц со своими интересами. Журналисты сидят в ожидании того, что придет их звездный час, и они будут получать много денег, как Отар Кушанашвили и прочее дерьмо, которое из себя вообще ничего не представляет, а почему-то является популярным. Культура музыкальной журналистики у нас отсутствует. Особого изменения отношения с их стороны мы не заметили, мы ведь и раньше не думали о политкорректности и нас всегда спрашивали о национализме... Клип "Жаба" почему-то признали политнекорректным и не взяли на некоторых каналах, крутят его мало, в отличие, скажем, от "Убили негра"...

- Не возникало желания стать более доступными для массового слушателя, попытаться завоевать всенародную популярность, как "Запрещенные барабанщики"?

Сергей КАГАДЕЕВ. Придет популярность, и хорошо. Но чем-то для этого жертвовать, изучать конъюнктуру, формат музыкальных радиостанций не будем. Кому надо — тот придет на наш концерт, купит кассету. А остальное не от нас зависит.

- Каковы впечатления от совместного концерта с Laibach? (НОМ выступал в качестве разогревающей группы на концерте словенцев в Питере 11.10.97 г.)

Сергей КАГАДЕЕВ. Ощущение от Laibach — разочарование. Изначально они выступали как расшатывающий фактор в системе мирового шоу-бизнеса. В конечном итоге они в эту систему были приняты, и очень довольны, что находятся там. Концерт — практически стопроцентная фонограмма. Вообще этот концерт напоминал выступление доктора Копперфильда по уровню одурачивания публики. "Страна во времени" NSK, которую Laibach активно пропагандирует, открыта для всех, у кого есть 20 долларов. Никаких критериев к новым гражданам не предъявляется. В конечном итоге получается, что все это — обман. К тому же мне очень не понравилось отсутствие самоиронии и чувства юмора.

- Для НОМа ирония, провокация — это самое главное?

Андрей НОВОЖИЛОВ. Провокация — основной принцип нашего творчества, мы провоцируем людей на какие-то чувства.

Сергей КАГАДЕЕВ. Например, сейчас у нас выходит серия футболок с карикатурами на Гитлера, Геринга, Гиммлера и Муссолини работы Кукрыниксов. Это здоровый советский юмор, крайне актуальный в нынешних условиях.

Андрей НОВОЖИЛОВ. Люди смотрят — портрет Гитлера на футболке, с другой стороны, это известная карикатура Кукрыниксов. То есть непонятно: то ли ты фашист, то ли наоборот, против фашистов, и как на это реагировать. Вот как мы их провоцируем.

- Как у вас складываются отношения со вторым НОМом — это здоровая конкуренция или вражда?

Сергей КАГАДЕЕВ. История единого НОМа закончилась с альбомом "Во имя разума". Теперь существует два разных коллектива, и никакой конкуренции между ними нет и быть не может. В истории НОМа было восемь альбомов, каждый из них не имел ничего общего с предыдущим. НОМ-"Жир" имеет сходство с ранним НОМом, с альбомом "Брутто". Он, скорее, ностальгический. А мы продолжаем работать в том же духе, пропагандируя новые идеи на новом музыкальном уровне. В последнем альбоме использовали больше электроники, звук стал более жестким.

- Какая музыка вдохновляет группу НОМ на создание новых композиций?

Сергей КАГАДЕЕВ. Начиналось все когда-то с Led Zeppelin, Deep Purple, а сейчас слушаем KMFDM, UNDERWORLD, разную электронную музыку.

- НОМ — достаточно популярный коллектив. Продажа пластинок приносит хорошую прибыль?

Сергей КАГАДЕЕВ. Никаких денег мы с продаж нашей продукции не получаем — все держится на голом альтруизме. При этом работать становится все тяжелее. Раньше мы хотели снять фильм — шли на студию, брали камеру и делали это. После того, как все студии были приватизированы, съемка стала стоить таких денег, которых у нас нет. И все — больше ничего снять мы не можем.

- Насколько мне известно, ваш барабанщик принимал участие в конференции питерских хакеров, развернувших настоящую информационную войну против США во время американской агрессии в Югославии. Что вы думаете по поводу этих событий?

Сергей КАГАДЕЕВ. Наша позиция по этому поводу такая же, как у всех нормальных людей, мы абсолютно согласны с тем, что писала тогда газета "Завтра", и внесли свой посильный вклад в борьбу с америкосами.

Денис ЛАРИОНОВ. Я ходил на пикеты к американскому консульству в Москве.

- Существует устойчивое представление, что в русском роке всегда на первый план выходит текст, музыка вторична. Что для вас важнее — музыка, тексты, шоу?

Сергей КАГАДЕЕВ. Мы по отдельности все это не рассматриваем, мы выдаем готовый продукт. В конечном итоге важнее всего нам реакция. То есть у нас не было проходных альбомов. Любой альбом будоражил общественность, был так или иначе костью в горле.

- Группа НОМ имеет свою устойчивую аудиторию в некоторых странах Запада: Германии, Франции... Там слушатели текстов, конечно, не понимают. Что их привлекает?

Сергей КАГАДЕЕВ. Привлекает общая концепция, многим нравится само звучание русской речи, ее мелодика. На Западе русский язык традиционно связывается с романсами, эмигрантским шансоном, лирикой. От русских музыкантов ждут самобытности, а ее нет. В нашей современной музыке все подражательно. С другой стороны — совершенно омерзительный опопсованный фольклор (Бабкина, "Золотое кольцо" и др.), в котором из русского народа делают каких-то индейцев и ряженых.

В последнее время в силу огромного количества информации человеку не дают опомниться, задуматься о том, что происходит. Он как будто постоянно стоит у конвейера. Безусловно, что все это плоды так называемой "демократии" во всех ее гадостных проявлениях. При нашей "демократии" во всех областях жизни наверх всплывает дерьмо и составляет наверху толстый слой, которое ничем не прошибить. Так в политике, так в шоу-бизнесе. Достаточно взглянуть на наши топ-листы, чтобы проблеваться.

- Безрадостная картина...

Сергей КАГАДЕЕВ. Это картина с позиций здравого смысла. Когда ты точно знаешь диагноз, можно определить метод лечения. Я надеюсь, что людей, не переваривающих то, что происходит, с каждым днем становится все больше. Когда-то это недовольство разорвется, как нарыв, и сметет существующие порядки. С другой стороны, я надеюсь, что люди вспомнят, что был у нас и свой кинематограф, и своя литература, и свое искусство. Пока что 90 % фильмов в нашем прокате — американские, а современные русские — хилый закос под Тарантино и Копполу. Все это — копание в мусорных кучах, не назову это искусством.

Мы же занимаемся своим делом, у нас, у НОМа-Еuro, есть уверенность в том, что мы делаем, уверенность в своих силах. И мы не одиноки. То есть никакого пессимизма. НОМ-Еuro смотрит в будущее с оптимизмом, так же, как в прошлое и настоящее.

Андрей Дмитриев

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
In memoriam
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
1.5.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. Когда начались бои в Донбассе, «пророссийский» предшественник Пашиняна Серж Саргсян имел отличный шанс сделать именно то, что сейчас сделал товарищ Ким Чен Ын. Повод имелся: многочисленные обстрелы российской территории с украинской стороны.

22.4.2025 Андрей Дмитриев
Наш Ильич. Одной из важных черт Владимира Ленина как интеллектуала (в отличие от множества последователей) было отсутствие догматизма. Уже находясь у власти, он был готов признавать ошибки и при необходимости резко менять повороты руля государственно-идеологической машины. Так произошло с идеей мировой революции.

19.4.2025 Юрий Нерсесов
Их нравы. При национальном центре «Россия» создана новая структура - Совет по формированию нового российского стиля. Его возглавила советник президента Елена Ямпольская. Дорогую редакцию привлекла эротическая проза Ямпольской и её оригинальные идеи, например, о том, что вторжение Гитлера сохранило Россию.

15.4.2025 Андрей Дмитриев
Эхо истории. С землями и людьми, приобретенными после Советско-финляндской войны, надо было что-то делать, а кроме того – показать финнам: несмотря на то, что в поход на Хельсинки РККА не пошла, в случае необходимости у Москвы есть собственная красная Финляндия, которая может поглотить буржуазную. Выход был найден масштабный, в духе сталинского нацбилдинга.

12.4.2025 Юрий Нерсесов
Властители дум. Вы таки будете смеяться, но любимая вертикаль власти опять смачно харкнула в благостные физиономии патриотической общественности. Программа «Время покажет» Первого канала устроила телемост с литератором-эмигрантом Максимом Кантором, которому сейчас позарез нужна реклама очередного творения – людишки-то покупать не желают, твари неблагодарные!

12.4.2025 От редакции
ЖЗЛ. За весь период руководства революцией великий Ким Ир Сен всегда составлял все политические линии и курсы, учитывая реальные условия страны и чаяния народа, и осуществлял их при опоре на силы народа. И в строительстве экономики он стремился к самостоятельной экономике, опирающейся именно на собственные ресурсы и технологии, а не на чужие.

11.4.2025 Сергей Кокорин
Дефективный менеджмент. Возникает резонный вопрос к компетенции сотрудников Росавиации и её руководителя, ведь самолёт Ан-2 эксплуатируется с конца 1940-х годов. Зачем же в 2025 году сертифицировать самолет, который летает в гражданской авиации уже 76 лет?!

2.4.2025 Юрий Нерсесов
Политическая проституция. Президент Сербии решил переписать историю Второй мировой войны и заявил: «Да, мы получили помощь Красной Армии, но в основном это была наша армия. Помощь была ограниченная». Поневоле приходится вспомнить о связанных с Белградом эпизодах войны на Украине.

27.3.2025 Николай Волынский
Общество зрелищ. Фильм этот якобы о Пушкине Александре Сергеевиче. Так было объявлено. И нужно сказать сразу: фильм – знаковый для нашего времени. И весьма замечательный. Как замечательной может быть граната с выдернутым кольцом, но в яркой конфетной упаковке. Вам говорят: «Вкусно, угощайтесь». Вы доверчиво берете и в течение 12 сеансов так же доверчиво, как последний олух, ее разворачиваете. И бум! – мозги набекрень

24.3.2025 Андрей Дмитриев
Наследие предков. Кумарская битва, случившаяся в 1655 году на берегах реки Амур, – событие, которое вспомнит далеко не каждый даже из знатоков отечественной истории. Если произошедшие тогда же, в царствование Алексея Михайловича, войны с Польшей и Турцией из-за Украины подробно описаны в учебниках, то события на далекой восточной «украине» (то есть окраине) вниманием обойдены. И совершенно напрасно.