АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Понедельник, 4 августа 2025 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Финская война Ататюрка
2007-09-26 Вадим Штепа
Финская война Ататюрка

В предисловии к малоизвестной у нас книге Григория Петрова «Финляндия: страна белых лилий», которая вышла в начале ХХ века, приводятся неожиданные исторические факты:

«Изданная на сербском языке, она была переведена на болгарский, переиздавалась 14 раз, считалась учебником, с которым должен ознакомиться каждый гражданин. Ее перевели на турецкий, и Кемаль Ататюрк, прочтя ее, пришел в такой восторг, что приказал включить ее в программу учебных заведений страны, и особенно армейских училищ. Турецкие офицеры обязательно изучали книгу как руководство к "обновлению жизни" в своей стране».

На первый взгляд, действительно странная параллель… Казалось бы, что общего может быть у Финляндии, стремившейся к независимости от Российской империи, с Болгарией, которая как раз и была освобождена российской армией? И уж тем более – с Турцией, которая сама была экспансивной империей?

Разгадку этого парадокса надо начать указанием на одну широкораспространенную ошибку в отечественной историографии. Все многочисленные войны XVIII-XIX веков в ней привычно именуются «русско-турецкими», хотя их правильно было бы называть по имени враждовавших империй – «российско-османскими». Дело в том, что в Османской империи слово «турок» носило сниженный, почти ругательный оттенок. Османы числили себя защитниками «Блистательной Порты», и все национальные особенности (вспомним формирование янычарского войска из захваченных детей балканских народов) там стирались перед всевластием магометанской «фофудьеносности»…

Фактически турки как нация появились лишь с крушением Османской империи и приходом к власти первого президента Республики Мустафы Кемаля. Который и получил титул «Ататюрк» – «отец турок».

Задача строительства новой, подчеркнуто европейской нации, видимо, и вызвала его особенный интерес к финскому опыту. Ведь Финляндия, как это подробно и проницательно описано в книге Петрова, как раз и прославилась в XIX веке созданием своего нового национального мифа, который разрабатывался в ее интеллектуальных и творческих кругах. Особенно знаменита была этим школа поэта и философа Юхана Снельмана, памятник которому стоит в центре Хельсинки. Причем «национальный миф» не следует воспринимать как некую выдумку – это был живой синтез древних легенд, региональных культур и стремления стать неотъемлемой частью современной, развитой Европы…

Ататюрк навсегда упразднил монархическую, султанскую традицию – и с тех пор в Турции не существует понятия «наследников» или «преемников», но власть избирается на свободных выборах.

Далее, он развернул решительную борьбу за светское общество и государство. Первый президент Турецкой республики напрочь ликвидировал ношение таких религиозных атрибутов, как чалма, феска, паранджа, хиджаб, открыл европейские университеты вместо медресе, изгнал голосистых муэдзинов со стамбульских минаретов… А со знаменитым храмом Святой Софии, за который яростно соперничали христиане и мусульмане, поступил подобно Александру Македонскому с гордиевым узлом – приказал превратить его в музей обеих религий.

Именно с Ататюрка начинается и новая турецкая азбука, построенная на основе латиницы, которая на удивление быстро вошла в массовое употребление и вытеснила навязанную некогда туркам арабскую вязь…

…В сентябре мне довелось провести пару дней в Стамбуле – и, честно сказать, я был весьма удивлен очень европейским обликом этого города, и заодно – рад крушению каких-то былых стереотипов. Достаточно указать, что дамы в хиджабах встречаются на его улицах даже реже, чем в Париже!

Этот космополис на Босфоре ныне, пожалуй, остается главным оплотом светских и республиканских идей Ататюрка. Водители автобусов и такси, владельцы магазинов и офисные клерки охотно вывешивают его портрет в окнах. Недавно здесь прошли миллионные демонстрации против происламского курса нового правительства Гюля-Эрдогана. Очень резкий контраст со стремительной клерикализацией российского общества (о ситуации на Валааме я уже писал на АПН-СЗ). Странно, что у нас Турцию многие еще считают «менее европейской», чем родную Евразию…

Но все же у турков со времен их первого президента армия остается основным гарантом светских основ жизни. Аналог института «военных священников», который продавливается российскими клерикалами, там совершенно невозможен. Не говоря уж об аналоге ОПК – все религиозное образование там решительно вынесено за пределы общеобразовательных школ.

И это – ярчайший критерий появления там новой нации. Османа вековой давности и современного турка практически невозможно сравнить – в отличие от России, в которой напротив ныне «возрождается» религиозно-имперская реакционность начала прошлого века. Словно бы время здесь пошло по замкнутому кругу…

Таков парадоксальный «урок Ататюрка» для нашего оппозиционного сообщества, называющего себя «национально-демократическим» – создавать новую нацию, а не консервировать ветхую империю. Причем эта новая русская нация должна отличаться именно богатством региональных особенностей – ингерманландских, карельских, поморских, уральских, сибирских, поволжских, кубанских… Без этого цветущего многообразия нас ожидает лишь новая имперская унификация. А империи, кстати, как раз и заселяются мусульманскими мигрантами. Урок «второго Рима» видимо, не пошел «третьему» впрок… Мехмет-завоеватель в свое время вовсе не «разрушал» Византийскую империю – но лишь заменил в ней одну идеологическую монополию (православие) на другую (ислам). Так что если не Ататюрк – то превед, Москвабад!

Еще одно любопытное отличие – если нынешнюю Европу исламизируют преимущественно арабские мигранты, то турки со времен Ататюрка совсем не консервативны. Это особо подчеркивает писатель Орхан Памук в заслужившей Нобелевскую премию книге «Стамбул: город воспоминаний», прослеживая в своих соотечественниках «страсть ко всему новому»

Напротив, совершенно нелепо бороться с магометанской экспансией консервативными потугами «защитить православную цивилизацию». Дело в том, что христианство и ислам находятся в одном, авраамическом ценностном поле, и на нем, как давно и справедливо указывал Гейдар Джемаль, ислам выглядит гораздо логичнее и убедительнее. Он спокойно встраивает всех библейских пророков в свою обойму, апеллирует к Корану как непосредственному «богоданному откровению» – взамен «евангельских пересказов», в общем, открывает «прямой путь» для тех, кому близки эти ценности. Неслучайно даже самые крупные европейские традиционалисты, вслед за Рене Геноном, поддались его обаянию… И вполне закономерно, что в условиях нынешней российской клерикализации с трибуны Академии госслужбы раздаются речи об исламе как «третьем Завете» и магометанах как «самых коренных россиянах»… Фофудью фофудьей не перешибить!

Так что главный нынешний (и самый парадоксальный) вопрос, видимо, в том, появится ли у русских свой – светский, республиканский, демократический Ататюрк?

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Эхо истории
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
2.8.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Когда Михаил Горбачёв начал второе после Никиты Хрущёва разоблачение Иосифа Сталина, к процессу подключилось и множество писателей, ранее послушно колебавшихся вместе с линией партии. Некоторые обличители считались ветеранами Великой Отечественной войны, что придавало их гневным речам особый вес. Пока архивы были закрыты, лгунам всё сходило с рук, но затем они стали открываться. И рассказы многих фронтовиков-антисоветчиков о своём героическом прошлом обернулись дешёвыми фальшивками.

28.7.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Запомнился именно белоснежный китель, такие и сейчас в ходу у флотского руководства. Не зная фактуры, можно подумать, что адмирал германских корней. Однако нет, Владимир Филиппович Трибуц происходил из крестьян Минской губернии. А фамилию такую дал всему селу ещё во времена крепостного права барин по своей прихоти.

27.7.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. Поздравляя российских моряков в их праздник, Владимир Путин на сей раз избежал экскурсов в историю, по части которой он не слишком силён. Однако именно сейчас есть смысл перечислить успехи нашего флота, многие из которых так и просятся на киноэкраны.

22.7.2025 Андрей Дмитриев
Эхо истории. Присоединение к СССР Эстонии, Латвии и Литвы вовсе не было принесено на штыках советской армии. То есть штыки имели место, но носили сугубо вспомогательный характер. Крови пролито почти не было. Основным оружием были политические технологии, грамотно использованные руководством СССР. Тогда это называлось «солнечные революции».

17.7.2025 Юрий Нерсесов
Война и мир. На Украине вслед за переворотом последовала война в Донбассе, где на помощь восставшим против нового режима пришли российские добровольцы. В Сирии друзы тоже вступили в борьбу с новым режимом и рядом с ними сражаются граждане Израиля. Может, среди них и какой-нибудь Изя Стрелковкер арабов крушит...

14.7.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Обличая оскорбившую коммунистов документальную картину про мавзолей Ленина, мэр Новосибирска и член ЦК КПРФ Анатолий Локоть объявил, что Московская патриархия не виноватая. Ему вторит гуру фан-клуба себя, любимого, Сергей Кургинян. Киношка вышла лживая и тупая. Однако «Мумия» сляпана именно на принадлежащем РПЦ телеканале, при поддержке первого лица Церкви.

12.7.2025 Вячеслав Всеволжский
Занимательная конспирология. Правящая верхушка России до тех пор, пока она существует в нынешней конфигурации связей и элитарных кланов, обречена как мотылек воспроизводить самоубийственное стремление к ложной цели – пытаться быть равноправной частью коллективного Запада. Да и какие у неё варианты?

1.7.2025 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Показ сериала "Обратная сторона луны" на Первом канале в 2016 году прервали по официальной версии из-за низкого рейтинга, однако затем сериал показала «Пятница» и там он внезапно вошёл в пятёрку лидеров. Очень странная история, если знать, что перед нами единственный российский сериал, где показано общество, переходящее к коммунизму. Вопрос: насколько оно получилось привлекательным?

25.6.2025 Андрей Дмитриев
Война и мир. В ходе СВО не раз звучали сравнения с Корейской войной, которая началась ровно 75 лет назад. С одной стороны, конфликты совершенно разные. С другой, есть и определенное сходство как в чисто военном, так и в политическом, и в историческом отношении, есть и славные традиции боевого товарищества. Прикинем топ-7 «актуалочек».

21.6.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Об участии солдат Корейской Народно-Демократической республики в операции под Суджей было официально заявлено 26 апреля 2025 года. Спустя почти 75 лет после начала войны в Корее – одного из самых кровавых конфликтов второй половины XX века.