АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Среда, 23 сентября 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Вертикалью по вертолётам – 14
2014-01-25 Алексей Рафалович
Вертикалью по вертолётам – 14
Контора министра Мантурова получает награды за чужие разработки, а израильская разведка готовится торговать российскими военными тайнами

Ми-18 сбит на взлёте

Не имея даже свидетельства разработчика вертолётной техники, компания «Вертолёты России» ухитрилась получить награждение за разработку вертолёта Ми-38, к которой не имеет ни малейшего отношения. Потому что на самом деле Ми-38 начал разрабатываться ещё в 1987 году, то есть задолго до водворения несостоявшегося преподавателя социологии Дениса Мантурова в кресло министра и создания им же сомнительной отмывочной конторы именуемой «Вертолёты России».

После развала СССР, в условиях падения бюджетного финансирования отечественных разработчиков предпочтение было отдано российско-французскому проекту, который был призван завести в тупик одну из лучших советских разработок – вертолёт Ми-17. Эта машина могла конкурировать с зарубежными производителями и вместо запланированного производства на её базе успешно прошедшего испытания Ми-18 Московскому и Казанскому вертолётным заводам была навязана новая модель Ми-38, в работе над которой участвовали, а потом свалили франко-германская компания Eurocopter и канадский филиал американской Pratt & Whitney.

Представленный компанией Eurocopter маркетинг на вертолёты Ми-38 сулил небывалые продажи на западном рынке. При этом в процессе создания машины шло «неуправляемое» ценообразование вертолета: западная авионика, оборудование и интерьер кабин, агрегаты системы управления. В дальнейшем самые дорогие агрегаты вертолета – двигатели и сопряженные с ними системы - тоже стали импортными, а сам проект подорожал многократно.

Способствуя удорожанию Ми-38 и снижению его конкурентоспособности, франко-германцы сознательно топили чужой проект в пользу своего. К моменту начала переговоров с ОАО «МВЗ им.М.Л.Миля» по поводу своего участия в Программе Ми-38, Еurocopter уже создал консорциум NHIndustries (c 62,5%-ой долей своего участия) и капиталом €1,4 млрд. Консорциум занимался разработкой транспортного вертолета NH90 c максимальной грузоподъемностью 4.6 тонны, то есть примерно как Ми-17. Одновременно Eurocopter провел модернизацию основного конкурента Ми-17 - вертолёта Super Puma. На модернизированной модели ЕС725 были установлены новые агрегаты – несущий винт, двигатели, авионика, а грузоподъемность выросла до 5 тонн. Когда же основная цель - закрытие перспективной программы Ми-18 - была достигнута, европейцы покинули проект, вслед за ними из него сбежали американо-канадцы, и лишь недавно (через 20 с лишним лет) работу удалось довести до конца.

Если кто не верит, что можно создавать вертолёты в короткие сроки, то не зазорно вспомнить историю: разработку вертолёта Ми-4 тем же КБ, которым тогда руководил Михаил Леонтьевич Миль, а не эффективные менеджеры. Если на Ми-38 были потрачены десятилетия, то Ми-4 был создан в рекордные сроки (от постановления правительства от 5 октября 1951 года о создании вертолета до поступления в войска первых серийных машин прошло всего два года), хотя вертолётостроение было для СССР делом новым. Ми-38, разрабатывать который, как уже говорилось, начали в 1987 году, возможно, начнет производиться в 2015-ом. Его шансы вытеснить с мировых рынков уже прочно оккупировавших их конкурентов представляются крайне незначительными.

Плановые катастрофы

Пока в Министерстве по торговле промышленностью придумывают поводы для вручения наград, в авиационной отрасли происходят события, о причинах которых это ведомство очень хотело бы умолчать. Например, катастрофа ударного вертолёта Ка-52 в окрестностях Москвы 29 октября 2013 года.

Поскольку расследованием занимается комиссия мантуровского Минпромторга, официальной версии причины происшествия пока нет, и, возможно, не будет никогда. Поэтому приходится довольствоваться проскользнувшей в прессе информацией. По характеру падения вертолёта и как сообщается в некоторых источниках, причиной стало разрушение детали в системе управления верхним несущим винтом.

На самом деле это не единичный случай. Эксплуатанты российской вертолётной техники уже давно отмечают системное падение качества комплектации при одновременном удорожании продукции в разы, и, как следствие, засилье контрафакта. Иного и быть не может. Выстроенная Мантуровым система управления вертолётными активами страны преследует одну цель – управление финансовыми потоками с целью обогащения участников этого процесса, а производителям остаются жалкие крохи.

Налицо та же порочная логика, что и продемонстрированная в Казани, где катастрофа пассажирского авиалайнера компании «Татарстан» 17 ноября прошлого года унесла жизни 50 человек. Ситуация в авиакомпании «Татарстан» до отвращения напоминает ситуацию в ОАО «ОПК Оборонпром», только регионального уровня. Особенно по части кадров: на тот момент во главе авиакомпании находился не авиационный профессионал, а типичный «эффективный менеджер», специалист по ирригации и механизации Аксан Гиниятуллин. Из биографии директора авиакомпании можно заключить, что он является ставленником компании ОАО «Холдинговая компания Ак Барс», которой, подобно ОАО «ОПК Оборонпром», руководят высокопоставленные чиновники во главе с вице-премьером-руководителем аппарата правительства Татарстана Шамилем Гафаровым. Одновременно Гиниятуллин числился советником руководителя компании «СвязьИнвестНефтеХим» и бывшего помощника президента Татарстана Минниханова Валерия Сорокина.

Устоять перед просьбами столь уважаемых людей было трудно, и президент, некогда променявший закреплённые в собственности республики акции ОАО «Казанский вертолётный завод» на место в мантуровской шарашке, согласился с назначением Гиниатуллина. Результат оказался предсказуемым: за два года правления этого эффективнейшего из менеджеров совокупный долг компании вырос с 1,5 до 2,8 миллиардов рублей, а потом произошла катастрофа, стоившая «Татарстану» лицензии, а президенту летевшего на разбившемся самолёте старшего сына. Круг безответственности замкнулся.

Совершенно секретно, только для Израиля

Было бы непростительной ошибкой считать, что эффективные менеджеры от оборонки ограничиваются только пилотируемыми летательными аппаратами. В начале текущего года в российские вооружённые силы начали поступать выпускающиеся на Уральском заводе гражданской авиации (УГЗА) беспилотные летательные аппараты «Форпост» и «Застава».

Вы спросите: что же тут плохого? Дело в том, что производство этих БЛА, как и вертолётов AW139, о которых мы уже писали, - не более чем отвёрточная сборка из импортных деталей, в данном случае - израильских, от нашей любимой фирмы Israel Aerospace Industries LTD (IAI), прославившейся своим интересом к российским ноу-хау. Как и в истории с AW139 проект организован при активном участии постоянного спонсора еврейской культурно-образовательной конференции Лимуд, Всемирной сионистской организации и Всемирного еврейского конгресса Аарона Френкеля.

Что особо интересно в свете недавнего скандала в Польше, также связанного с закупкой израильских беспилотников. Оставив в стороне взятки, получаемые варшавскими чиновниками, выбиравшими между аппаратами IAI и другой израильской фирмой Elbit System, стоит обратить внимание на интервью бывшнго замминистра обороны Польши Вальдемара Скшипчака, признавшего, что в оснащение БЛА входят и «коды каналов передачи данных».

Поскольку бывший ремонтный завод УЗГА совершенно не является глубоким научным предприятием, которое может проанализировать и, соответственно, проверить поступающую комплектацию на предмет встроенных чипов передачи данных, израильским поставщикам сам Иегова велел использовать свой шанс. То есть информация, полученная после разведывательных полётов российских беспилотников израильского происхождения, может запросто лечь на стол не только министру Шойгу, но и руководителям «Моссада». Которые в свою очередь не замедлят перепродать полученное хоть в США, хоть в Саудовскую Аравию, а через них и весёлым бородатым ребятам, что взрывают сейчас бомбы в Волгограде.

Алексей Рафалович

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Дефективный менеджмент
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
8.9.2020 Юрий Нерсесов
Война и мир. Быстрое подчинение просвещённой Европы и последующий разгром Гитлера в дикой Совдепии до сих пор травмирует истинных либералов. Последний их трюк — винить в провале любимого фюрера бескрайние российские просторы. Что же, попробуем сравнить: чего достигла Германия в Европе и сколько она захватила в СССР, пока стремительный прорыв к Москве не сменился поспешным отходом от столичных пригородов. Ну и заодно сопоставим потери.

4.9.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Посетив музей Варшавского восстания 1 августа - 2 октября 1944 года, я завис в нём на четыре с лишним часа и ушёл в полном восторге. Помимо великолепной экспозиции, особенно понравилась ювелирно выверенная система промывания мозгов. Но, придя на «Радио «Свобода», директор музея Ян Олдаковский расслабился и стал просто тупо врать.

25.8.2020 Юрий Нерсесов
Заря в сапогах. Путину стоило большого труда убедить Лукашенко, что никто в Кремле его свергать не собирается, но вряд ли это последнее приключение с «Вагнером». Думаю, президента ещё не раз попытаются убедить, что частные военные компании России конечно нужны. Но только находящиеся под контролем проверенных генералов, а не работников общественного питания с криминальным прошлым.

14.8.2020 Владимир Квачков
Интервью. Я думаю, что Ходорковский у власти был бы опаснее Путина, потому что он более умный человек. Путин считает, что схватил бога за бороду в ходе своего президентства. Ходорковский же полагал, что может построить общество с левым поворотом. То есть хотел большую часть наворованного отдать, чтобы подкармливать общество. В этом смысле Ходорковский опасен, потому что его капитализм был бы прочнее, чем то, что сейчас есть.

4.8.2020 Юрий Нерсесов
Россия и Кавказ. Если армянские власти действительно заботятся о своей стране, им стоит не только Крым российским признать, но и оплачивать содержание базы в Гюмри целиком, а не наполовину, как сейчас. Отправка добровольцев в Сирию и Донбасс не обязательна, но приветствуется.

17.7.2020 Юрий Нерсесов
Политический портрет. Президент пока молчит и, если уже и распрощался с Рогозиным, то уберёт его не в разгар обличений, а когда они утихнут. Очевидно, что глава «Роскосмоса» не разделит судьбу Канариса и Тухачевского — смертная казнь у нас не применяется. Однако его политические перспективы стать секретарём Совета безопасности или премьером практически обнулены.

14.7.2020 Юрий Нерсесов
Политический портрет. Получается, что власть боится похода Анатолия Быкова в политику. Вопрос же о его роли в убийстве Войтенко и Наумова тут послужил исключительно поводом. Главное, чтобы не размахивал бело-зелёным флагом сибирского сепаратизма, который особенно ярко выделяется на фоне залитого чёрным смогом неба Красноярска.

8.7.2020 Андрей Дмитриев
Расследование. Помощника капитана Юрия Скока «выживают» с учебного парусного судна судна «Юный Балтиец». Он подает к руководству иск о защите чести и достоинства. Неужели причиной стала готовящаяся к выходу книга о прошлых деяниях двух Владимиров Владимировичей – президента Путина и вице-губернатора Кириллова?

7.7.2020 Юрий Нерсесов
Щупальца олигархии. Британский философ Сэмюэль Джонсон назвал патриотизм последним прибежищем негодяя, имея в виду дельцов, прикрывающих свои гешефты патриотической демагогией. Похоже, некоторые отставные подруги олигархов идут тем же путём.

29.6.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. С присоединением Крыма РВИО особенно охотно рожает монстров в области его истории. От больших и вонючих, как фильм Первого канала «Нулевая мировая война», который я разбирал два года назад. До маленьких и бесцветных, типа статьи «Балаклавская битва», опубликованной на сайте РВИО в нынешнем году. Переврано в ней всё возможное, причём по-разному.