АПН
Загрузка...
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 22 февраля 2020 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
Вертикалью по вертолётам – 14
2014-01-25 Алексей Рафалович
Вертикалью по вертолётам – 14
Контора министра Мантурова получает награды за чужие разработки, а израильская разведка готовится торговать российскими военными тайнами

Ми-18 сбит на взлёте

Не имея даже свидетельства разработчика вертолётной техники, компания «Вертолёты России» ухитрилась получить награждение за разработку вертолёта Ми-38, к которой не имеет ни малейшего отношения. Потому что на самом деле Ми-38 начал разрабатываться ещё в 1987 году, то есть задолго до водворения несостоявшегося преподавателя социологии Дениса Мантурова в кресло министра и создания им же сомнительной отмывочной конторы именуемой «Вертолёты России».

После развала СССР, в условиях падения бюджетного финансирования отечественных разработчиков предпочтение было отдано российско-французскому проекту, который был призван завести в тупик одну из лучших советских разработок – вертолёт Ми-17. Эта машина могла конкурировать с зарубежными производителями и вместо запланированного производства на её базе успешно прошедшего испытания Ми-18 Московскому и Казанскому вертолётным заводам была навязана новая модель Ми-38, в работе над которой участвовали, а потом свалили франко-германская компания Eurocopter и канадский филиал американской Pratt & Whitney.

Представленный компанией Eurocopter маркетинг на вертолёты Ми-38 сулил небывалые продажи на западном рынке. При этом в процессе создания машины шло «неуправляемое» ценообразование вертолета: западная авионика, оборудование и интерьер кабин, агрегаты системы управления. В дальнейшем самые дорогие агрегаты вертолета – двигатели и сопряженные с ними системы - тоже стали импортными, а сам проект подорожал многократно.

Способствуя удорожанию Ми-38 и снижению его конкурентоспособности, франко-германцы сознательно топили чужой проект в пользу своего. К моменту начала переговоров с ОАО «МВЗ им.М.Л.Миля» по поводу своего участия в Программе Ми-38, Еurocopter уже создал консорциум NHIndustries (c 62,5%-ой долей своего участия) и капиталом €1,4 млрд. Консорциум занимался разработкой транспортного вертолета NH90 c максимальной грузоподъемностью 4.6 тонны, то есть примерно как Ми-17. Одновременно Eurocopter провел модернизацию основного конкурента Ми-17 - вертолёта Super Puma. На модернизированной модели ЕС725 были установлены новые агрегаты – несущий винт, двигатели, авионика, а грузоподъемность выросла до 5 тонн. Когда же основная цель - закрытие перспективной программы Ми-18 - была достигнута, европейцы покинули проект, вслед за ними из него сбежали американо-канадцы, и лишь недавно (через 20 с лишним лет) работу удалось довести до конца.

Если кто не верит, что можно создавать вертолёты в короткие сроки, то не зазорно вспомнить историю: разработку вертолёта Ми-4 тем же КБ, которым тогда руководил Михаил Леонтьевич Миль, а не эффективные менеджеры. Если на Ми-38 были потрачены десятилетия, то Ми-4 был создан в рекордные сроки (от постановления правительства от 5 октября 1951 года о создании вертолета до поступления в войска первых серийных машин прошло всего два года), хотя вертолётостроение было для СССР делом новым. Ми-38, разрабатывать который, как уже говорилось, начали в 1987 году, возможно, начнет производиться в 2015-ом. Его шансы вытеснить с мировых рынков уже прочно оккупировавших их конкурентов представляются крайне незначительными.

Плановые катастрофы

Пока в Министерстве по торговле промышленностью придумывают поводы для вручения наград, в авиационной отрасли происходят события, о причинах которых это ведомство очень хотело бы умолчать. Например, катастрофа ударного вертолёта Ка-52 в окрестностях Москвы 29 октября 2013 года.

Поскольку расследованием занимается комиссия мантуровского Минпромторга, официальной версии причины происшествия пока нет, и, возможно, не будет никогда. Поэтому приходится довольствоваться проскользнувшей в прессе информацией. По характеру падения вертолёта и как сообщается в некоторых источниках, причиной стало разрушение детали в системе управления верхним несущим винтом.

На самом деле это не единичный случай. Эксплуатанты российской вертолётной техники уже давно отмечают системное падение качества комплектации при одновременном удорожании продукции в разы, и, как следствие, засилье контрафакта. Иного и быть не может. Выстроенная Мантуровым система управления вертолётными активами страны преследует одну цель – управление финансовыми потоками с целью обогащения участников этого процесса, а производителям остаются жалкие крохи.

Налицо та же порочная логика, что и продемонстрированная в Казани, где катастрофа пассажирского авиалайнера компании «Татарстан» 17 ноября прошлого года унесла жизни 50 человек. Ситуация в авиакомпании «Татарстан» до отвращения напоминает ситуацию в ОАО «ОПК Оборонпром», только регионального уровня. Особенно по части кадров: на тот момент во главе авиакомпании находился не авиационный профессионал, а типичный «эффективный менеджер», специалист по ирригации и механизации Аксан Гиниятуллин. Из биографии директора авиакомпании можно заключить, что он является ставленником компании ОАО «Холдинговая компания Ак Барс», которой, подобно ОАО «ОПК Оборонпром», руководят высокопоставленные чиновники во главе с вице-премьером-руководителем аппарата правительства Татарстана Шамилем Гафаровым. Одновременно Гиниятуллин числился советником руководителя компании «СвязьИнвестНефтеХим» и бывшего помощника президента Татарстана Минниханова Валерия Сорокина.

Устоять перед просьбами столь уважаемых людей было трудно, и президент, некогда променявший закреплённые в собственности республики акции ОАО «Казанский вертолётный завод» на место в мантуровской шарашке, согласился с назначением Гиниатуллина. Результат оказался предсказуемым: за два года правления этого эффективнейшего из менеджеров совокупный долг компании вырос с 1,5 до 2,8 миллиардов рублей, а потом произошла катастрофа, стоившая «Татарстану» лицензии, а президенту летевшего на разбившемся самолёте старшего сына. Круг безответственности замкнулся.

Совершенно секретно, только для Израиля

Было бы непростительной ошибкой считать, что эффективные менеджеры от оборонки ограничиваются только пилотируемыми летательными аппаратами. В начале текущего года в российские вооружённые силы начали поступать выпускающиеся на Уральском заводе гражданской авиации (УГЗА) беспилотные летательные аппараты «Форпост» и «Застава».

Вы спросите: что же тут плохого? Дело в том, что производство этих БЛА, как и вертолётов AW139, о которых мы уже писали, - не более чем отвёрточная сборка из импортных деталей, в данном случае - израильских, от нашей любимой фирмы Israel Aerospace Industries LTD (IAI), прославившейся своим интересом к российским ноу-хау. Как и в истории с AW139 проект организован при активном участии постоянного спонсора еврейской культурно-образовательной конференции Лимуд, Всемирной сионистской организации и Всемирного еврейского конгресса Аарона Френкеля.

Что особо интересно в свете недавнего скандала в Польше, также связанного с закупкой израильских беспилотников. Оставив в стороне взятки, получаемые варшавскими чиновниками, выбиравшими между аппаратами IAI и другой израильской фирмой Elbit System, стоит обратить внимание на интервью бывшнго замминистра обороны Польши Вальдемара Скшипчака, признавшего, что в оснащение БЛА входят и «коды каналов передачи данных».

Поскольку бывший ремонтный завод УЗГА совершенно не является глубоким научным предприятием, которое может проанализировать и, соответственно, проверить поступающую комплектацию на предмет встроенных чипов передачи данных, израильским поставщикам сам Иегова велел использовать свой шанс. То есть информация, полученная после разведывательных полётов российских беспилотников израильского происхождения, может запросто лечь на стол не только министру Шойгу, но и руководителям «Моссада». Которые в свою очередь не замедлят перепродать полученное хоть в США, хоть в Саудовскую Аравию, а через них и весёлым бородатым ребятам, что взрывают сейчас бомбы в Волгограде.

Алексей Рафалович

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Дефективный менеджмент
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
10.2.2020 Юрий Нерсесов
Политический портрет. Тюменско-татарстанский альянс на строительных площадках России крепнет на глазах. Это конечно вряд ли, но в поспорить за передел строительного рынка коалиция вполне способна. Заняв место профильных подразделений разгромленной бизнес-империи братьев Магомедовых, она может составить конкуренцию аналогичным структурам братьев Ротенбергов и других авторитетных кланов.

1.2.2020 Андрей Дмитриев
Протест. Митинги против возможного строительства мусоросжигательных заводов прошли в январе в Петергофе, Ломоносове и Колпино. Несмотря на уверения представителей Смольного, что мусор там будут только перерабатывать, горожане не верят обещаниям чиновников. Правы ли петербуржцы в своих опасениях?

29.1.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. В январе 2020 года исполнилась 100-я годовщина вступления в силу 18 поправки к конституции США. В стране запретили производство и употребление спиртных напитков, включая пиво. Фундаментализм, сухой закон, ограничение иммиграции непротестантов, запрещение въезда в страну азиатов, сегрегация негров - всё это должно было было сделать общество морально здоровым и единым, но поставленные цели реализовать не удалось.

29.1.2020 Андрей Дмитриев
Щупальца олигархии. Растрогавшись от роскошного приема, который устроил ему в Баку Гейдар Алиев, Леонид Ильич Брежнев изрек: «Широко шагает Азербайджан!» Народная мудрость дополнила: «Штаны бы не порвать». Британская Daily Mail не зря называла Агаларова-старшего «олигархом, который решает проблемы Путина, а не создает их». А раз так, то 52-е место в списке Forbes в 2019 году с состоянием почти в 2 млрд $ для него далеко не потолок. Есть еще куда шагать, не опасаясь порванных штанов и уголовных дел.

22.1.2020 Юрий Нерсесов
Развод по-русски. Едва президент заклеймил Польшу за сговор с нацистской Германией, как товарищи учёные оформили специальную таблицу с завлекательным названием «Рейтинг предательства». Где предложили оценить страны Европы по доле личного состава воинских формирований на стороне Гитлера. Овчинка, однако, оказалась жульнической, причем совершенно без какой-либо необходимости.

20.1.2020 Сергей Лебедев
Эхо истории. Польша отмечала как праздник начало Второй мировой войны, но не отмечает юбилей освобождения свой столицы и не будет отмечать день Победы 9 мая. Недаром экс-кандидат в президенты от партии «Национальное движение» Мариан Ковальский сказал: «Этих торжеств вообще не должно быть. Полякам нечего праздновать. Польша проиграла Вторую мировую войну». Их право. Зато Россия не отмечает начало войн. Она отмечает их победное завершение.

18.1.2020 Андрей Дмитриев
Медведеведение. Вспомним, как скакнул вверх рейтинг Дмитрия Анатольевича после Пятидневной войны. Сейчас такого на горизонте не видно, да и, похоже, не рискует Кремль досаждать уважаемым западным партнёрам до такой степени, что даже народные республики Донбасса не признает. Но зато Медведев может дать приказ вдарить по очередным «бармалеям» хоть в Сирии, хоть в Ливии, хоть в ЦАР, и это будет воспринято на ура.

14.1.2020 Саид Гафуров
Интервью. США очень сильно облажались. Когда они узнали, что в результате удара погиб Сулеймани, то пришли в ужас, потому что ни в коем случае не хотели убивать политика такого уровня. Трамп почувствовал себя виноватым и в ходе шедших в закрытом режиме переговоров передал – «можете бомбить нашу базу, мы людей выведем, вам ничего не будет».

13.1.2020 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Вы будете смеяться, но обнаружен очередной источник, откуда черпает информацию коллектив авторов, известный под псевдонимом Владимир Мединский. Сравнив подписанный тогда ещё скромным депутатом Госдумы от «Единой России» трактат «О русской угрозе и секретном плане Петра I» и не менее внушительный талмуд «Франция. Большой исторический путеводитель» некоего Аркадия Дельнова, я сразу заметил сходство отдельных фрагментов.

10.1.2020 Андрей Дмитриев
Петербург+Ленобласть. Беглов больше не пристает к детям и собачкам на улицах, анонсированные чистки и кадровые перестановки в целом обернулись пшиком, и сам он стал похож на вечно спящего Полтавченко. Более энергичный дядя Саша - Дрозденко - хочет баллотироваться в губернаторы 47-ого региона, но не факт, что имеет такое право по закону, а до кучи засветился с коллекцией роскошных часов.