АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 15 декабря 2018 » Расширенный поиск
ПУБЛИКАЦИИ » Версия для печати
В ожидании семнадцатого года
2012-09-25 Максим Калашников
В ожидании семнадцатого года
Почему нынешний кризис Российской Федерации политизирует отечественный промышленный бизнес?

Вполне респектабельный журнал «Эксперт» заговорил о том, что валовой внутренний продукт РФ монетизирован всего на 45%. Что политика Минфина и Центробанка буквально душат экономику страны нехваткой денег, обрекая инфраструктуру на износ и погибель. Что эмиссия могла бы стать источником экономического роста – если ее умело влить в «точки роста».

Полтора года назад мы говорили о том же самом, теперь это общепризнанный факт. Но почему сей резерв не используется в Российской Федерации?

Россия – финансовая колония

Прежде всего, кредитно-денежная система РФ несуверенна. Центробанк выпускает в обращение не столько денег, сколько нужно экономике, а столько, сколько долларов и евро поступает в страну. То есть, проводится де факто колониальная политика «валютной коллегии» (currency board). Так, как будто рубль – пустая бумага, ничем не обеспеченная, кроме запаса валют «привилегированных стран».

К чему это ведет? К совершенно искусственной нехватке рублевой массы. Якобы это помогает удерживать инфляцию. На деле инфляция никуда не исчезает: в отличие от «профессионалов» из ЦБ РФ и Минфина, мы знаем, что есть инфляция не только от переизбытка денежной массы, но и инфляция издержек. Например, от роста цен на топливо, на транспорт и электроэнергию. С такой инфляцией никакое сжатие рублевой массы не борется! Зато недомонетизация ВВП порождает нехватку ликвидности, а значит – и крайнюю дороговизну кредитов в РФ. Взять ссуду в банке для русского промышленника? Это в несколько раз дороже, чем кредит на Западе или в Китае. Нам достаются кредиты под 11% годовых, другим – по 15%. А нашим иностранным конкурентам кредиты дают под 4% годовых.

С кредитами под такие дикие проценты отечественное машиностроение развиваться не может! Его просто убивают. Ибо дай такие же проценты европейским, канадским, американским или китайским машиностроителям – и они погибнут. Власти РФ душат кредитной удавкой своих же машиностроителей, открывая рынок для иностранных конкурентов. Помилуйте: прежде чем кричать, будто отечественные промышленники ничего не могут толкового произвести и что они – неумелые лузеры, дайте нам сначала займы хотя бы на тех же условиях, что и за рубежом! Нет: нас продолжают удушать непомерными процентами – да еще и открывают при этом наш рынок в рамках обязательств по ВТО. Неужели Кремль решил полностью стереть с лица земли всю перерабатывающую индустрию страны?

Финансовая политика РФ, десятилетиями нацеленная на нещадное обдирание налогами всего, что еще шевелится, на кредитно-процентный «садизм», на высасывание денег из экономки страны и направление ее в пресловутый «стабфонд», довела страну до самой позорной деградации. Уже всем понятно, что она ведет в тупик. Но власть упорно ее продолжает!

Конечно, в нормальном государстве (и в СССР, кстати) решение напрашивается само собою: эмитировать рубли под кредиты на долгосрочные, живительные для развития проекты. Это может быть строительство автострад, которое подтолкнет развитие вполне частного бизнеса в обширных регионах. Да и не только шоссе – но и аэропортов, и морских гаваней, и мостов, и тех же железных дорог. (Посмотрите, как все это бурно строится в Китае!) Это могут быть кредиты под важные машиностроительные проекты. В мире наработан богатейший (и не используемый в РФ!) опыт использования таких эмиссионных инструментов, которые не допускают выплеска эмитированных рублей (марок, долларов и т.д.) на потребительский и валютный рынки. Мы о них на «Рое» говорили не раз.

«Да, безусловно, хорошо бы направить эмиссию через узкие русла конкретных проектов? – рассуждает предприниматель Константин Бабкин. - Под строительство сети дорог, спроектированной под перспективное размещение производительных сил. Чтобы ездить без пробок. То же самое – это строительство электростанций, жилья, промышленных кластеров, программа технического переоснащения и обновления села. При контроле за затратами, при пресечении коррупции. Ведь именно так поступают во всем остальном мире, именно так мы еще недавно с успехом развивали СССР.

Было б разумно даже строить новую столицу страны, а не расширять и без того уродливо раздутую Москву, уже вобравшую в себя 10% населения РФ. И то толку выйдет больше, чем от нынешних «мегапроектов».

Однако можно ли в нынешней России применить эмиссию для стимулирования экономического роста, даже если нынешние власти примут такое решение? Можем ли мы воспользоваться аналогом немецких векселей МЕФО или реинкарнацией советских безналичных «промышленных» денег?

Нет! И дело тут вовсе не в экономике. Страшно подумать, куда нынешний режим может направить эмитированные деньги. Она вполне может начать строить очередной супермост в никуда, на необитаемый остров, причем стоимостью в пару авианосцев. Или проведет какую-нибудь мундиаль по баскетболу, вбухав в это сто триллионов. Или примется высаживать пальмовые леса на Таймыре, за Полярным кругом. Под предлогом того, что, мол, инфраструктура Таймыра должна развиваться. Смешно? А зимняя олимпиада в субтропиках – разве не факт?

С Бабкиным трудно поспорить. Печальный факт состоит в том, что все нынешние «мегапроекты» власти затеваются не для того, чтобы страну развить, а ради того, чтобы банально красть. Чтобы вокруг каждой «мундиали», совершенно бесполезной для РФ, создать изощренную систему распилов и откатов, перевода денег в частные карманы. А когда больна голова, организм отдельными мерами не вылечишь.

Упущенный шанс инфраструктурных облигаций

Предположим, пускать печатный станок – вам страшно. Тогда можно составить продуманный, подкрепленный сметой затрат, план строительства инфраструктуры – тех же автострад, аэропортов, гаваней, мостов, электростанций и прочих подобных объектов. План, привязанный к национальному перспективному плану размещения производительных сил. Под план выпускаются государственные инфраструктурные облигации с гарантированным доходом. Тот, кто их купит, в любом случае получит свои деньги обратно и с неплохой прибылью. Тем самым государство привлекает в огромное строительство деньги, лежащие у народа буквально «под матрасом», деньги частного бизнеса из оффшоров, средства банков, страховых компаний, паевых фондов и того же Пенсионного фонда. Эмиссия (печатная машинка Центробанка) в таком случае приберегается на крайний случай – когда настанет срок расплачиваться по облигациям. Хотя к моменту расчета с держателями облигаций новая инфраструктура уже возникнет – и успеет дать первый экономический эффект, отчего эмиссия при возврате займов понадобится самая умеренная.

Глава «Росавтодора» Анатолий Чабунин в беседе с автором этих строк поведал, что видел в Минтрансе еще царскую инфраструктурную облигацию – на строительство Транссиба. С водяными знаками, с купонами для получения гарантированного государством дохода. А ведь это 1890-е годы! Уже тогда русское правительство умело привлекать сбережения бизнеса и народа в инфраструктурное строительство. Анатолий Михайлович недоумевает: почему бы сейчас не принять продуманный план строительства автострад и прочей инфраструктуры – и не выпускать под них такие же облигации, гарантированные государством?

В нынешней РФ это могло бы стать экономическим спасением. Ведь не секрет, что гражданам страны просто некуда вкладывать сбережения – люди от этого покупают автомобили. (Ибо просто нечего больше купить, приобретение жилья или обзаведение своим бизнесом требует средств как на целую автоколонну). Некуда вкладывать деньги банкам (депозиты у них за последние десять лет выросли с 3 до 13 трлн. рублей). Да и бизнес – в том же положении. Делать что-то самому просто рискованно: разоришься, не потянешь выплату слишком больших процентов, подвергнешься «наезду» силовиков, получишь ухудшение условий ведения дела и т.д. А тут – прекрасный способ вложить средства под железные гарантии приличного дохода. Это, к тому же, одновременно оттянет деньги с потребительского рынка.

Я помню, как моя бабушка хранила пачки еще сталинских облигаций – синеватые и зеленоватые ценные бумаги с водяными знаками, похожие на старые деньги, с водяными знаками, с гравюрами, изображавшими новые индустриальные гиганты, тракторы и паровозы. Все эти облигации были погашены государством в семидесятые годы. А до того люди их хранили, давали в долг, дарили, иной раз даже рассчитывались ими друг с другом. По сути дела, в СССР этот механизм использовался. Применялся он и в Соединенных Штатах (начиная хотя бы с «Займа свободы» в Первую мировую). А нынешний Евросоюз вынашивает планы выпуска инвестиционных облигаций на полтора триллиона евро для грандиозного строительства новой инфраструктуры и для поглощения «горячих денег».

Вот бы применить то же самое и в нынешней Российской Федерации!

Но, увы, и здесь мы приходим к той же банальной причине, не имеющей отношения к экономике – к крайней коррумпированности власти и ее полной некомпетентности. Она просто не в состоянии ни продуманного плана разработать, ни создать контроль за издержками. В итоге мы все равно рискуем получить строительство заведомо провального туристического кластера на Северном Кавказе, отсыпку острова-копии Российской Федерации в Черном море или сооружение Кремниевой долины, образно говоря, на Чукотке.

Памятники бездарности и коррупции

Возьмите для примера тот же саммит АТЭС во Владивостоке. Вот уж воистину – памятник глупости, бездарности государственного управления и воровства.

Выбросили на действо из кармана налогоплательщиков 20 миллиардов долларов, а что в итоге обрели? Самый большой в мире мост, ведущий на изолированный остров Русский. Там нагромоздили огромный кампус Дальневосточного университета, для заполнения коего студентов придется стягивать с половины Сибири. Но кто туда поедет учиться? И зачем? Ведь за постсоветские годы научный и промышленный потенциал Владивостока (и Приморья) оказался практически уничтоженным. Спрашивается: а кто тогда будет предъявлять спрос на кадры из пресловутого Дальневосточного федерального университета? На каких процветающих передовых предприятиях и в каких это научно-исследовательских центрах станут стажироваться студенты с острова Русский, у кого они будут перенимать передовой опыт? Ну, как в советские годы, когда студенты МГУ, МФТИ или Бауманки могли проходить реальную школу на работающих вовсю высокотехнологичных предприятиях СССР, в лабораториях отнюдь не полумертвых НИИ, под руководством не дряхлых старцев, а энергичных 40-летних специалистов, делающих новые проекты.

Ничего этого во Владивостоке нет и близко. Мы знаем, как еще в период грандиозной стройки на Русском помощник вице-премьера Шувалова ходил по промышленным бизнесменам и спрашивал: а не придумаете ли вы, чем занять университет? Ему выдали примерно то, что написано выше и объяснили: кампус останется полупустым. Тогда шуваловский подручный заявил: «Туда китайцы поедут учиться!» Чем вызвал невеселый смех. Китайцы? Да они поедут в лучшие европейские и американские вузы, сотрудничающие с работающими корпорациями хай тека. Или к себе, в китайские университеты-великаны, создаваемые при обновляющейся и расширяющейся промышленности. А при каких это русских процветающих корпорациях будет стоять ДВГУ на острове Русском? При бизнесе по ввозу в РФ подержанных тачек из Южной Кореи и Японии? При мастерах вывоза сырья? При территории, с которой население просто уезжает в европейскую часть?

Липа АТЭС и Сколково

Что вышло с пресловутым саммитом во Владивостоке? 20 миллиардов долларов потратили – но в Приморье не появилось ни прежнего по мощи рыболовецкого и торгового флота, ни прежнего вертолетно-ракетного производства (Арсеньев), ни новых биотехнологических предприятий, ни судостроения, ни современной добычи и переработки полиметаллов.

Официально саммит должен был презентовать проект реконструкции Транссибирской магистрали – для организации скоростной переброски морских контейнеров сухим путем из Азии в Европу (реанимация того, что было в СССР еще в начале 1980-х). Но стоимость транссибирско-контейнерного проекта – 35 млрд. долларов. Так не лучше ли было вложить эти 20 млрд. долларов прямо в Транссиб, а не выкидывать их на презентацию? Или лучше потратили б средства на строительство моста, связующего материк с Сахалином – да на развитие на острове кластера полной переработки добываемой там нефти.

Можно привести в пример и гибнущий нынче проект «наукограда» в Сколково. Ведь его делают не профессионалы-инноваторы и не промышленники, а пиарщики-пропагандисты и чиновники. Теперь Сколкову уже не хватает первоначально запланированных двух миллиардов долларов. Причем очевидно, что эта имитация Кремниевой долины - мертва с самого начала, будучи чистой показухой и откровенным идиотизмом (в части смешивания на территории одного технополиса пяти совершенно разных научно-технических направлений). Громадные деньги с самого начала вбухивались не в дело и не в мозги, а в бесполезные стены.

К чему это говорится? Да к тому, что хоть в случае просто эмиссионного стимулирования развития экономики РФ, хоть при выпуске инфрастурктурных облигаций нынешняя власть вместо продуманного плана инфраструктурного строительства породит новые сколково и саммиты-атэс. Власть не может эффективно использовать заемные деньги! Он просто бездарно вбухает триллионы рублей в мертвые памятники своей алчности и никчемности. А единственным результатом такого «развития» станут лишь увеличившиеся личные состояния придворной клики. Ибо дело – в болезни именно головы, а не всего национального тела.

Эта власть по определению не может сделать ничего подобного. Она не может с помощью эмиссионного или облигационного механизмов освободить частные и акционерные предприятия от чрезмерных налогов и дать нашей промышленности равные условия с зарубежными конкурентами. Уже кричать хочется: да дайте же нам, наконец, пространство для жизни, чтобы было интересно производить и инвестировать, и при этом инфраструктурой обеспечьте! Но с таким же успехом можно вопить в пустыне. Власть давно стала «отдельной планетой», для которой нужды народа – пустой звук.

Все это просто толкает отечественных промышленников в политику. Нам просто не остается иного выбора. Более двадцати лет наша индустрия вынуждена жить в условиях кошмара, вечного форс-мажора, дикой нехватки средств и прогрессирующего маразма власти. Наша промышленность выживает в основном вопреки действиям московских «рыночных» чиновников и прочих «реформаторов». Мы не можем получить того, что обыденно и привычно западным и китайским промышленникам в их государствах. А теперь нас, со вступлением в ВТО, и вовсе готовятся извести под корень, истребить как класс. Мы уже твердо убеждены в том, что полная деиндустриализация РФ и сведение ее к роли примитивного поставщика сырья для окружающего мира – неписаная, но твердо проводимая в жизнь государственная политика.

Очевидно, что нужно менять прежде всего «голову» во имя спасения всего организма. Что нужны новые люди у власти – носители разумной политики, обладатели здоровой психологии. Люди прежде всего честные. Но, как мы не раз уже убеждались, нынешняя власть не желает уходить и уступать место более компетентным и чистым помыслами. Именно это подвело РФ к краю национальной катастрофы. Уж слишком походит то, что происходит сегодня, на канун 1917-го.

Максим Калашников

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Экономический кризис
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
14.12.2018 Александр Сивов
Протест. То, что во франкоязычном Брюсселе собственные жёлтые жилеты уже попытались ворваться в здание Европарламента, особого удивления не вызывает. Но свои жёлтые жилеты объявились в иракском городе Басра и в знак протеста проблем с поставками электричества и питьевой воды они уже взяли штурмом бюро управляющего этим городом. Тем временем власти Египта дали указание прекратить продажу жёлтых жилетов аварийной остановки случайным покупателям – за исключением оптовых партий для нужд полиции.

13.12.2018 Юрий Нерсесов
Общество зрелищ. Мир британского фантаста Филиппа Рива столь мрачен и жесток, что показ всех его красот сделал бы фильм запретным для подростков. Продюсеру Питеру Джексону и режиссёру Кристиану Риверсу пришлось изрядно порезать роман «Смертные машины» при экранизации. Но читать его не менее интересно, чем смотреть картину от создателя «Хоббита».

2.12.2018 Александр Сивов
Протест. Напряжённость в стране ощутима, она просто висит в воздухе. Можно услышать во множестве проклятия, причём даже не столько в адрес конкретных властей, но Системы в целом. Единственный позитивный момент для французов заключается в том, что в Италии и Испании ситуация ещё хуже. И нынешнее повышение налогов на бензин – лишь повод выплеснуть своё негодование.

25.11.2018 Андрей Дмитриев
Эхо истории. 125 лет назад появился на свет Лазарь Каганович. Одному из ключевых деятелей СССР раннего периода бы отведена долгая жизнь, почти 98 лет. Круг его деятельности был чрезвычайно широк. Не менее широка география - Киев, Донецк, Саратов, Гомель, Нижний Новгород, Туркестан, Харьков, Кавказ, Москва… Есть в биографии Кагановича и менее известные страницы, связанные с Петроградом-Ленинградом.

24.11.2018 Сергей Лебедев
Война и мир. Восемьдесят лет тому назад в географическом центре Европы велись немасштабные, но все же реальные боевые действия, в которых погибали люди. До начала Второй мировой войны оставалось еще меньше года, но в Карпатских горах уже гремели выстрелы.

12.11.2018 Александр Сивов
Эхо истории. Эти слова любил повторять отец моего знакомого французского журналиста. Участника французского Сопротивления, его «заложили» и сдали немцам, уже в конце войны, свои, французские полицейские. Могли бы присоединиться и сражавшиеся на фронте с Гитлером сенегальские стрелки, позднее расстрелянные по приказу своего же, французского генерала в Дакаре в 1944 году.

24.10.2018 Юрий Нерсесов
Властители дум. Министру культуры России Владимиру Мединскому оказалось мало забивать чушью головы российских читателей. Он представил сербское издание работы «Война. Мифы об СССР 1939-1945 годов» в Белграде. В книжонке, которую, похоже, писала целая плантация литературных негров, отдельные фрагменты противоречат друг другу, а розовое благолепие перемежается с чернейшей клеветой на Советский Союз и Красную армию.

22.10.2018 Леонид Воронин
ЖЗЛ. Это и в самом деле красные? - вглядывался Багрицкий в затейливую колонну вошедших в город войск. - А куда же девать черный цвет анархистов? Черный - враждебно чужой для бело-сине-красного флага добровольцев. А примет ли его новая власть? Нет, черный растворится в дымке времени. А вот красный недаром слепит глаза, всё переборет.

15.10.2018 Михаил Трофименков
Общество зрелищ. Фашистские партии плодились, как компартии в начале 1920-х. В 1930-ом они оформились в Дании, Португалии, Швейцарии, Бельгии, Ирландии, Румынии. В 1931-ом – в Бретани («Бретань для бретонцев!»), Нидерландах, Великобритании, Аргентине, Австралии, Перу... Активисты еврейской фашистской партии «Брит Ха Бирионим» (1929) убили умеренного сиониста Арлозорова, тренировались на базе итальянских ВМС и воевали в Эфиопии.

14.10.2018 Юрий Нерсесов
Властители дум. Изучив интервью и книги отмечающего сегодня 80-летие советского детского классика Владислава Крапивина, замечаешь забавнейшие историко-политические кульбиты. Не менее причудливые, чем у младшего тёзки – помощника президента России, поэта и автора романа «Околоноля» Владислава Суркова.