АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2011-03-22 Юрий Нерсесов
Михалков впал в ересь

Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков мог хоть 666 раз повторять, что его не волнуют нападки в интернете, но его истинные чувства постоянно выдавали, то истерический мат, то никогда не воплощавшиеся в жизнь угрозы подать в суд. Теперь гражданин Усатый Шмель в очередной раз подтвердил, что сетевые издевательства всерьез задевают его высоколиквидную душу. В свежеоткрытом Живом Журнале имени себя, Михалков в очередной раз плачется на вражескую травлю, почему-то обвиняя в ней другого ценителя дегенеративного искусства – Марата Гельмана.

Сам по себе конфликт конкурентов за место у кремлевского корыта малоинтересен, но в михалковском блоге есть одно забавное место. Рассказывая о своем небесном покровителе Святом Никите Бесогоне, тезка привел его биографию. В его изложении она выглядит вот так:

«Святой Никита, получивший в народе прозвище Бесогон, сын царя Максимиана. Был подвергнут отцом немыслимым пыткам за то, что стал христианином, а затем на три года заточен в темницу. Здесь Святому явился бес в ангельском обличии и попытался обольстить Его. Но Никита, помолившись, схватил беса за волосы, наступил ему на шею и побил своими цепями. Когда царь снова вызвал Его на допрос, Никита за руку привел беса с собой и показал отцу того, кто над ним властвует. А чтобы отец уверовал во Христа, Никита воскресил двух давно умерших супругов. Но ничто не подействовало на Максимиана. И тогда весь город с царицею восстали против него. В этот день Никита крестил восемнадцать тысяч четыреста человек и вскоре упокоился в Боге. В Житии Его сказано, что Он помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола».

Увидев такое, я несколько удивился, поскольку житие Святого великомученика Никиты Готского читал, и знал, что ничего общего с михалковским текстом оно не имело:

«Святой великомученик Никита был готф. Он родился и жил на берегах Дуная. Пострадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространилась в стране готфов. Святой Никита уверовал во Христа и принял Крещение от готфского епископа Феофила, участника I Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готфы, в результате чего возникла междоусобная брань. После победы Фритигерна, возглавившего войско христиан и нанесшего поражение язычнику Афанариху, вера Христова стала успешнее распространяться среди готфов. Епископ Ульфила, преемник епископа Феофила, создал готфскую азбуку и перевел на готфский язык много священных книг. В распространении христианства среди соплеменников усердно трудился и святой Никита. Своим примером и вдохновенным словом он привел к Христовой вере многих язычников. Однако Афанарих после поражения сумел снова поправить свои силы, вернуться в свою страну и восстановить свое прежнее могущество. Оставаясь язычником, он продолжал ненавидеть христиан и преследовать их. Святой Никита, подвергнутый многим пыткам, был брошен в огонь, где и скончался в 372 году. Друг святого Никиты, христианин Мариан, ночью отыскал тело мученика, не поврежденное огнем и озаренное чудесным светом, перенес его и предал погребению в Киликии. Впоследствии оно было перенесено в Константинополь».

Какой из этих текстов соответствует действительности? Михалковский, где действие происходит в неизвестные времена в мифическом государстве вымышленного царя Максимиана? Или житийный, где упомянуты год смерти Святого Никиты и место его захоронения, а живет он среди реально существовавших готфских (то есть готских) вождей и церковников? Думаю, ответ очевиден, что и подтвердилось. Бред из блога оказался средневековым апокрифом «Сказание о Никитиных мучениях», который был написан через тысячу с лишним после Рождества Христова, и запрещен Русской Православной церковью еще в XVII веке. Тем не менее, в блоге Усатого Шмеля висит именно он.

Возможно, некоторые ортодоксально-православные граждане, увидев это, назовут Михалкова еретиком, подлежащим сожжению или как минимум ссылке в отдаленный монастырь на вечное поселение. Но мне представляется, что продвинутый блогер никакой не еретик. Ему просто глубочайшим образом наплевать на любого христианского мученика, как раньше было плевать на Маркса с Лениным, а в будущем будет плевать на всех, кому он будет официально поклоняться, приноравливаясь к позиции новым хозяевам. Потому что главная ценность для таких - исключительно дарованные хозяевами бабло и машина с мигалкой. Недаром все его лучшие кинороли от подонистого проводника Андрюши из «Вокзала для двоих» до неудачливого наркобарона Михалыча из «Жмурок» - лишь разные ипостаси одного и того же человека. Вчерашнего комсомольца. Сегодняшнего православного путиниста. Завтрашнего исламского фундаменталиста или гей-активиста. Но неизменного холуя и хама.

Юрий Нерсесов