АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2007-03-21 Алексей Щербаков
Большие маневры

В последние полгода в Питере наметился технологический прорыв: кабельный Интернет спешно подтягивают к спальным районам. А это означает то, что из элитарной забавы Сеть становится таким же обычным средством коммуникации, как телевизор. Перед последними выборами это сумели оценить политтехнологи и попытались воздействовать на сетевую аудиторию. Как это у них получилось?

Идея вербовать сторонников в Интернете пришла к нам с Украины. Во времена «оранжевой революции» эти средства использовались на полную катушку. Сторонники Тимошенко вламывались на все форумы и чаты, вне зависимости от того, что там обсуждали, с лозунгами типа: «майдан – это круто!».

В нынешних российских условиях такой топорный способ не годился. На всех коммуникативных ресурсах сидят злые модераторы, которые подобный спам отсекают. Тем не менее, попытки влиять на потенциальный электорат в Интернете имелись.

Самый мощный информационный поток, который обрушился на разные российские и питерские «общалки» можно назвать общегражданским. Его задача была просто оторвать от виртуального мира посетителей Интернета. На достаточно аполитичных форумах вдруг возникло множество людей, вопрошающих: а за кого вы пойдете голосовать? Сторонники тех или иных идей ввязывались в споры, градус дискуссий поднимался… Все это можно было бы принять за чистую монету, если бы эти зачинатели дискуссий не выглядели бы как горошины из одного стручка. Суть понятна. Когда, вокруг кипят такие страсти, человеку, который до этого и не знал, где находится его избирательный участок, начинало казаться, что пора, наконец, политически определиться…

А вот что касается определения. Лучше всего, конечно же, поработала «Единая Россия». Точных данных, конечно же, нет. Но по слухам, в это всадили хорошие деньги. Разумеется, в Интернете попытки тупо агитировать «за себя» обречены на полный провал. Все-таки пока тут сидят не те люди. Агитацию «партии власти» можно условно разделить на три эшелона.

Первый – старый и испытанный. На коммуникативных ресурсах вдруг откуда ни возьмись появилось множество «русских фашистов», которые после выборов вдруг куда-то разом пропали. О, это были серьезные ребята! Они вламывались всюду и призывали мочить кавказцев, евреев, негров и всех остальных. Причем с таким напором, что даже людям, которые, мягко говоря, без особой симпатии относятся к кавказцам, становилось немножко не по себе. Суть здесь в чем? В психологии среднего россиянина. Есть власть, и есть бардак. Так уж пусть лучше хоть такая власть.

Вторым эшелона шли «оранжевые». Из высказывания сводились к следующему: давайте скинем этот воровской режим, а будет у нас свобода и демократия, как на Украине… Что происходит на Украине – все знают, никому этого повторять не хочется.

И, наконец, «до кучи», началось нашествие «русских американцев». Эти товарищи ставили себе на аватарах флаг и герб США, статую Свободы и все такое прочее. Высказывания их были вполне в духе бушевского агитпропа. Мол, Америка наводит на планете демократический порядок, а русские, быдло такое, а в особенности президент Путин, этому мешают. Но мы, дескать, все равно вас построим…

Все понятно? Распространившаяся сегодня неприязнь к США прочно увязывалась с ВВП. То есть, если ты не с ним, то с проклятыми янки.

Правда, те, кто все это затевал, явно по русскому обычаю слегка сэкономили и недостаточно проинструктировали своих работников. Потому как то и дело в речах «американцев» звучали проговорки, свидетельствующие, что живут они по эту сторону океана и, скорее всего, где-то радом с нами

А как же различия между «Справедливой» и «Единой» Россиями, которым без микроскопа разглядеть сложно? Сетевые агитаторы, скорее, подчеркивали это сходство. Получалось, за кого ни голосуй – все равно за наших.

Оппозиция выглядела довольно вяло. Образно говоря: люди построили свои крепости-сайты – и не заметили, что война уже идет не вокруг них, а на равнине. Впрочем, кое-какие попытки предпринимались. К примеру, люди из СПС просто достали всех своими агитками. Мол, заходите на наш сайт, там все расскажем. А зачем? Тем более, если учесть типичную для русской Сети повышенную вирусную опасность, в виду которой люди три раза подумают перед тем как лезть на незнакомую ссылку.

Еще на проекте «Ответы» mail.ru появлялись несколько персонажей, которых окрестили «летучими голландцами». Они каждый день в одно и то же время, меняя ники и аватары, вламывались на «общалку» и засыпали информацией, которая, если проследить ее последовательно, подводила посетителя сайта к правильности идей СПС. Беда в том, что это чересчур хитро задумано. Судя по количеству собеседников, до конца их никто не дочитывал. Тем более, что разобраться в либеральной тусовке человеку, не слишком замороченному на политике, просто невозможно. Поэтому если общий фон информационных атак – «против единороссов», возможно, и имел успех, то более конкретные указания за кого голосовать успеха не имели.

Сторонники Жириновского, как и положено, всех веселили. Им явно хорошо заплатили и не отяготили особыми инструкциями, что и как писать. Главное – о Вожде побольше.

В виде курьеза можно вспомнить из некого кадра, который кочевал по форумам с одном кличем: вы все быдло, а вот «Яблоко» это то, что надо. Был ли он сумасшедшим, или у него работа была такая – кто знает…

Итог можно подвести следующий. Вряд ли все эти сетевые проделки особо повлияли на исход голосования и на настроения в обществе. Но! Интернет продолжает развиваться. Теперь у многих людей компьютер включен, как когда-то радиоточка. То есть постоянно. Следовательно, все формы информационной борьбы в Сети имеют большую перспективу. Тем более, что поставить заслон нежелательной агитации практически невозможно. А значит – нынешние сетевые забавы можно рассматривать как большие маневры, где просто отрабатывались методы будущей большой информационной войны.