АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2009-09-16 Андрей Кураев
Патриарха Кирилла не канонизировали

12 сентября патриарх Кирилл совершил освящение храма Феодоровского монастыря в Городце Нижегородской области. На внутренней стороне алтарной преграды (т. е. на стороне иконостаса, обращенной внутрь алтаря) под потолком была фреска с надписанием "св. Кирилл, патриарх Московский".

Считаю уместными несколько комментариев:

1) Еще вчера на сайте http://www.patriarchia.ru/db/text/740085.html висела фотография этой фрески. Сегодня ее нет. Похоже, Патриарх счел неуместным тиражирование такой необычной фрески.

2) Я был на этой службе и не уверен, что Патриарх заметил эту фреску. Епископы, сослужившие ему, явно заметили ее лишь во время чтения апостола (хотя и прибыли в храм на час раньше Патриарха) и, улыбаясь, кивали в ее сторону. Но патриарх с горнего места туда не смотрел.

3) Это изображение и разговор о нем считаю важным в контексте полемики с почитателями Ивана Грозного. Они в качестве аргумента в пользу якобы уже совершившейся в древности канонизации Ивана 4-го приводят его фреску с нимбом в Грановитой Палате Кремля. На самом же деле столь впечатляющее наших реформаторов изображение Иоанна Васильевича в нимбе просто выдает меру их незнакомства с русской историей. Ведь нимб в иератической живописи – это не только знак личной святости, но и знак святости того служения, которое нес изображенный человек. Далеко не все люди, чьи изображения сопровождаются нимбами, прославлены Церковью. С нимбом изображали себя на монетах своей чеканки и св. князь Владимир, и непрославленный Церковью князь Ярослав Владимирович, и анафематствованный Церковью Святополк Окаянный (убийца своих братьев - свв. Бориса и Глеба).

Так и в Городце: изображение действующего патриарха с нимбом не есть предвосхищение Божия суда и суда Церкви, не есть канонизация личности патр. Кирилла, но есть указание на святость патриаршего служения. Несколько двусмысленное надписание "св" может пониматься только как "святейший", то есть как часть официально-протокольного титулования Патриарха.

4) Признаюсь, когда один из владык обратил и мое внимание на эту фреску, я стал искать симметричную фреску нижегородского архиепископа Георгия. Но ее не было.

5) Фото убрали правильно, поскольку его значение понятно лишь для людей церковно-образованных. Феодоровский монастырь по замыслу его наместника игумена Августина должен стать образовательно-миссионерским центром, так что для богословски образованной братии вся система алтарной росписи была бы понятна, а прихожане этой фрески не видели бы. Признаюсь, я сам обратил внимание патриаршего фотографа на эту фреску и попросил ее снять. И тем не менее был удивлен, увидев ее на сайте, - пишет в своем ЖЖ  Андрей Кураев, отмазываясь от скандала с изображением патриарха Кирилла на иконе в образе святого.



Комментарий «АПН Северо-Запад»: Видимо, церковники решили выпендриться перед патриархом, однако это вышло им боком. Вот теперь Кураев пытается отмазаться: мол, никакой он не святой, а это малоизвестная традиция иконописи. Так, глядишь, и до Путина с нимбом на иконах недалеко – типа знак святости его государственного служения. И премьеру приятно, и церкви хорошо. Стал же Дмитрий Медведев буддийской богиней, в конце концов.