В Калининграде активисты целого ряда организаций решили объявить 19 число каждого месяца «Днем без супермаркетов». Накануне первого такого дня 19 апреля у центральных супермаркетов города несколько активистов движения раздали около 500 листовок со следующим содержанием:
«19 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ БЕЗ СУПЕРМАРКЕТА!
Всё, хватит!
Хватит терпеть суперобман в супермаркетах!
- Нас обсчитывают, пробивая "лишние" покупки!
- Нас обвешивают, продавая фасованный товар!
- Нас дурят, подменяя ценники!
- Нас травят, продавая нам некачественные продукты!
- Нас грабят, пользуясь нашей юридической неграмотностью!
Пора положить этой практике конец! Мы не бессловесные бараны, которых можно грабить каждый день на миллионы рублей! Пора потребовать от владельцев супермаркетов уважения к нам, клиентам, ведь клиент всегда прав!
Давайте покажем им, что мы не шутим и откажемся на один день от покупок в супермаркетах! Проучим потерявших совесть жирных капиталистов рублём! Если большое количество людей откажется от покупок в этот день, то магазины понесут серьёзные убытки и это заставит их владельцев прислушаться к нашему мнению - мы их предупредим! Инициативная группа горожан объявляет 19 число каждого месяца Днём без покупок в супермаркетах!»
Среди тех, кому вручались эти листовки, конечно, были люди, которые их просто выкидывали или мяли по привычке, но таких было немного. Большинство тех, кто брали эту необычную агитацию непосредственно перед входом в супермаркеты, признались, что готовы поддерживать акцию 19 числа каждого месяца.
Основная идея акции заключалась в том, чтобы призвать людей хоть один день в месяц не пользоваться супермаркетами, а пойти за продуктами и прочими необходимыми товарами на рынок или в мелкие магазины. Акцент в акции делался именно на продовольственные супермаркеты. Ведь, несмотря на то, что вся вертикаль власти только и говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, фермеров, но на деле обещанную поддержку получают лишь олигархи, в том числе и крупные ритейлеры.
Сети супермаркетов уже давно и успешно давят мелких и средних производителей, внося гигантский вклад в уничтожение российского сельхозпроизводителя. Абсурд, но в подобных магазинах практически не торгуют местной продукцией. Вы без труда найдете на прилавках «Ашанов», «Вестеров», «Викторий» и прочих сетевых ритейлеров продукцию хоть из Латинской Америки, Африки и прочих далеко не близких стран, а вот продукцию местного производителя отыщете с трудом.
Еще один немаловажный аспект деятельности супермаркетов: они являются банальными посредниками и в силу огромного количества магазинов им выгодно работать только с крупными поставщиками. Таким образом, между мелким и средним производителем встает еще один посредник, который скупает продукцию и потом отдает ее на реализацию в супермаркеты. Вот откуда берется молоко за 30-40 рублей литр, тогда как фермеры продают его за 7, мясо за 200-500 рублей за кг, тогда как фермер его продает за 50 и так далее, и тому подобное. Если в крупных торговых сетях в Европе и в Америке наценка не может быть выше 10%, то у нас делают по 100-200%, а если никто не покупает - втюхивают со скидкой под видом распродажи.
Именно поэтому состояние многих владельцев ритейлерских сетей достигает миллиардов долларов. И, несмотря на отсутствие видимых причин, цены на продовольствие в супермаркетах продолжают расти. Владельцы ритейлеров всеми способами, включая финансы и административный ресурс, уничтожают любую конкуренцию. А платить за все эти схемы, приносящие баснословную прибыль, приходится нам - простым гражданам.
С другой стороны, акция «День без супермаркета» направлена не столько против крупных торговых сетей, сколько в поддержку малого бизнеса. Ведь, покупая продукты на рынках и у частников, мы тем самым поддерживаем их. Во многих случаях этот выбор оправдан, поскольку у таких продавцов цены ниже, товары по качеству лучше. Те же доводы, что зачастую приводят в пользу крупных торговых сетей, давно уже показали свою несостоятельность в условиях дикого российского капитализма. Цены в супермаркетах гораздо выше, чем на рынке, товар часто далеко не самого лучшего качества, да и еще к тому же в маркетах существуют такие изощрённые и высокотехнологичные способы обвеса и обмана, которые не снились ни одному рынку.
Я бы не побоялся сравнить данную акцию с действиями Махатмы Ганди в Индии, когда он и его сторонники подобным образом, используя гражданский бойкот, боролись с колониальным режимом. Оппозиция много говорит о негодяях из властной вертикали и бесконечно призывает людей выходить на митинги. Но надо же еще и научить людей, что за свои права надо биться каждодневно и ежечасно. Вот «День без супермаркета» и подобные ему акции и должны приучить наших граждан к солидарности и борьбе за право жить достойно.
Михаил Костяев