АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2009-03-30 Юрий Нерсесов
Пролетая над гнездом сайгака

С точки зрения идеологии наспех сляпанная агитка об августовской войне с Грузией с заковыристым именем «Олимпус инферно» оказалась несколько менее убогой, чем я предполагал раньше. Зато по части плотности зарослей развесистой клюквы на квадратный метр огорода получилось не хуже, чем у знаменитого полководца барона Мюнхгаузена.

Поскольку фильм о войне в Южной Осетии снимали в Абхазии, в него по инерции попали и многие чисто абхазские детали: от железнодорожного тоннеля до сообщения в первых кадрах, что война закончилась 15 лет назад, то есть в 1993 году, а не в 1992-ом, как в реальности.

Откуда бегут главные герои - непонятно. Поскольку единственная железная дорога в здешних краях идёт из Тбилиси в Цхинвал, выходит, что они удирают с грузинской территории, а осетинские беженцы, наоборот, уходят из охваченной огнём столицы в Грузию! Вероятно, речь идет о той самой мифической трассе, которую, по словам лидера рок-группы «Телевизор» Михаила Борзыкина, заблаговременно проложила готовящаяся к наступлению на Тбилиси Россия!

Перепутав историю с географией, киношники немало начудили в животном мире Южной Осетии. Кроме бабочки «Олимпус инферно» («Олимпийский ад»!) местные типа «осетины» сообщают о прыгающих по горам сайгаках, которые на территории бывшего СССР появляются лишь в степях центральной Азии. Мелочи, конечно, но уже само их появление говорит о полнейшем равнодушии к теме съёмочной группы, торопящейся снять очередную агитку по заданию партии и правительства.

С историей конфликта обошлись не менее вольно. Поскольку сюжет требовал внезапности грузинского вторжения, все предшествующие ему перестрелки и стычки отсутствуют, а саакашвилевское воинство сваливается на Цхинвал как снег на голову. Зверствуют грузины довольно умеренно, главная их задача - найти случайно заснятые кадры вторжения. «Нам помогают, пока верят, что на нас напали», - разъясняет седой грузинский генерал.

Действительно ли гадкий Саакашвили обманывает милых доверчивых американцев, даже не подозревающих, как подло батоно Михо их подставил? Видимо, да, но не всех. Когда грузины в первый раз задерживают американского энтомолога и его русскую знакомую, их спасает находящийся с саакшвилиевцами негр из американской армии, но он во вторжении не участвует и вообще ничего плохого не делает. Затем появляется некий телевизионщик из несуществующей компании SDC, специально выдающий разрушенную осетинскую деревню за грузинскую (Правда, непонятно, американец ли он). Ну и, наконец, в финале штатовский телеведущий то ли не желает давать в эфир с трудом вывезенные кадры нашествия тбилисских оккупантов, то ли они просто не получились, и в кадре только бабочка и летает. Поневоле, кажется, что режиссёр и заказчик вроде бы и хотят укусить Вашингтон, но боятся это сделать открыто и лишь исподтишка высовывают из кармана кукиш.

Ещё более нелепо ведут себя главные герои. Американский энтомолог, заявленный как бывалый путешественник, участвовавший в нелегких африканских экспедициях, выглядит карикатурным маменькиным сынком Его спутница-журналистка, вместо того чтобы доставить уникальные кадры, разоблачающие грузинскую агрессию, в тыл на российское телевидение, тащит их в горящий Цхинвал. Столь же мутен и финал фильма с то ли погибшей, то ли выздоровевшей корреспонденткой, а самая большая загадка: для кого картина снята вообще?

Для российских зрителей? Но подавляющее большинство их и так знает, кто на кого напал. Если их и можно заинтересовать, то подробностями. Сними у нас грамотный боевик, про группу российских солдат, разгромивших превосходящие силы грузин и заодно заваливших пару вашингтонских инструкторов, – это было бы и приятно, и полезно. Но убивать граждан стран НАТО позитивным персонажам российского кино нельзя, и съёмочная группа бессмысленно ломанулась в открытую дверь, в … раз повторяя, что Саакашвили - гад, а Медведев, мужественные речи которого постоянно звучат из кадра, – отец родной.

Может быть, фильм должен убедить европейцев и американцев? Но мне трудно вообразить самоубийц, которые повезут на Запад сей шедевр с невнятным сюжетом, трясущейся камерой оператора, посредственной игрой второсортных актёров и полным отсутствием спецэффектов.

Методом исключения получаем, что единственной задачей съёмочной группы и её работодателей стало освоение выделенных финансов, что и предполагалось. Ну, и оттянуться на дармовщинку в Абхазии в бархатный сезон тоже очень неплохо.

Юрий Нерсесов