![]() |
![]() |
Ленинградский метрополитен рождался в духе негласного соревнования с Москвой.
Как известно, в столице метро имени Лазаря Кагановича открыло свои двери в мае 1935-го. Отделка первых станций – от «Сокольников» до «Парка культуры» – была выполнена в греко-римском стиле. Например, «Дворец советов» (ныне «Кропоткинская») напоминала специалистам храм Аполлона в Карнаке. Ее автор архитектор Алексей Душкин воскликнул: «У них дворцы для фараонов, а у нас – для народа!»
Первая очередь Московского метро, таким образом, отражает «античный» дух эпохи СССР 1930-х годов. Можно вспомнить, как в фильме «Строгий юноша» Абрама Роома комсомольцы в тогах возлежат под портретами Маркса и Энгельса и ездят по стадиону на колесницах.
В городе на Неве, где первые планы подземной железной дороги появились аж в начале XIX (!) века, к строительству реально приступили лишь зимой 1941-го. Виной тому как финансово-политические (приоритет отдавался Москве как витрине СССР), так и чисто технические затруднения.
Понятно, что после начала блокады работы пришлось остановить, а уже имевшиеся шахты – затопить. Возобновилось строительство в 1944-м, а через пять лет начали формировать убранство будущих станций.
Это уже эпоха позднего, послевоенного сталинизма, когда стиль стал еще более торжественным: тоже дворцы, но уже не античные.
Каждая станция имеет свой индивидуальный характер:
- «Кировский завод» воспевает труд рабочих,
- «Нарвская» со скульптурами советских людей, которые делались с натуры, посвящена народу-победителю,
- «Технологический институт» – науке,
- «Площадь Восстания» – революционным событиям 1917 года.
И все это – с мозаиками, колоннами, мрамором.
Естественно, и самого Сталина в этом парадном убранстве было немало. Почти на каждой станции планировались либо цитаты вождя, либо его изображение, либо памятник ему. Самый известный пример – большое панно «Сталин на трибуне» в торцевой стене станции «Нарвская».
Таким образом, Ленинградская подземка по своему убранству не уступала Московской. Сейчас восемь станций первой линии объявлены историческими памятниками.
Открылось метро 15 ноября 1955 года. В торжественном митинге на «Площади Восстания» принял участие глава Ленинградского обкома Фрол Козлов – один из активных участников репрессий в городе, который потом благополучно поддержал разоблачение «культа личности», перешел на сторону Никиты Хрущева и стал его фаворитом.
В названии метро трижды упоминался Владимир Ленин: «Ленинградский ордена Ленина метрополитен имени Ленина». Вскоре, 29 ноября 1955-го и московское метро переименовали – вместо имени своего непосредственного создателя оно тоже получило имя Ленина. Причем Лазарь Моисеевич еще оставался на политическом Олимпе (падение произойдет только в июне 1957-го).
Тем временем уже вырисовывались большие перемены во внутренней политике, прямо сказавшиеся на судьбе Ленинградского метро. 4 ноября 1955-го вышло знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Хрущеву не нравился торжественный стиль сталинской эпохи, он решил заменить его более практичным и утилитарным. Жертвами стали, например, колонны на станции «Автово», часть из которых успели украсить художественным стеклом, а часть – нет. Несмотря на это, она считается одной из красивейших в мире, многие специально приезжают посмотреть на нее.
Следующим шагом стала «десталинизация» метро после решений XX съезда. Панно на Нарвской убрали, поставив дополнительную стенку и создав там подсобное помещение. Портрет на «Технологическом институте» – тоже, построив на его месте переход.
Однако один вождь все же сохранился: на небольшом барельефе на «Площади Восстания» он скромно стоит за Лениным, выступающим на съезде советов, как бы прикрывая его сзади.
В целом, обе кампании выглядят как «оскопление» первой линии, ведь то, что мы видим сегодня, существенно отличается от первоначального замысла.
Правда, стоит ли возвращаться к истокам – тема дискуссионная. В Москве, скажем, восстановили скульптурную композицию со Сталиным на станции «Таганская». Однако у многих специалистов по архитектуре и общественников это вызвало скорее недоумение – монумент не слишком похож на оригинал. Вот такого хотелось бы избежать.
Андрей Дмитриев
Источник - абзац.медиа