АПН Северо-Запад АПН Северо-Запад
2022-04-14 Александра Турчанинова
Подарок Мишустина прохвостам

В начале марта этого года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал «Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 24.03.2022) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"».

Суть этого замечательного, защищающего интереса бизнеса документа сводится к тому, что в наступившем 2022 году больше не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

То есть на любую или почти на любую жалобу, направленную в Роспотребнадзор и иные органы, заявитель теперь получит ответ «на основании вышеизложенного провести внеплановую проверку не представляется возможным». Конечно же, если гражданам и их жизни угрожает опасность, то проверку проведут. Вопрос только в том, что послужит основанием? Случай, подобный тому, что произошёл осенью прошлого года в Москве, когда целая семья отравилась арбузом и отправилась на тот свет?

С автором этой статьи произошла в разы менее брутальная история, но хочется думать, что она не станет первой ласточкой в череде обманов населения страны в связи с вышедшим постановлением Мишустина.

Через два дня после публикации премьерского документа, 12 марта 2022 года мною был куплен мобильный телефон, который не оправдал ожиданий. Через десять дней я решила его вернуть. При возврате телефона, за который я при его покупке уплатила 1690 рублей, оказалось, что в эту стоимость вошли ещё 3 подарочные сим-карты, которые оформили на меня с использованием моих персональных данных без моего ведома.

Сам телефон стоил 840 рублей, а остальная сумма была уплачена мною за «подарки», которые предлагались по акции. Вот только об этой акции я не имела никакого понятия, ведь как позже заявил продавец, «информация об акциях у нас в головах». Это означает, что при возврате телефона я смогла бы получить лишь 840 рублей.

Ненужные мне подарочные симки, за которые с меня взяли деньги, ещё раз повторюсь, кассир оформил без моего ведома на мои данные. При покупке телефона я предъявила паспорт для того, чтобы поменять имеющуюся у меня нано-сим карту на обычную. Оказывают ли такую услугу в «Связном» я не знала, а потому задала уточняющий вопрос продавцу, на который получила утвердительный ответ и ничего не подозревая протянула документ. После того, как продавец-кассир выбил чек, он радостно сообщил мне, что также положил в коробку с телефоном чек и те самые упомянутые сим карты в подарок, уже оплаченные, как видно, «Связным» на две недели и добавил, что их обязали так делать.

О том, что были составлены договора, я узнала лишь из переписки по электронной почте со «Связным», когда попыталась вернуть уплаченные мною деньги за ненужный мне товар. В ответ на требование вернуть деньги, мне сообщили, что я должна обойти салоны связи всех тех операторов, с которыми «Связной» по собственной инициативе без моего ведома заключил договора, а именно: МТС, Мегафон и Yota, и самостоятельно их расторгнуть. Расторгнуть договора, которые я не заключала и соответственно на руках не имею никаких экземпляров этих договоров, что значит, что идти мне в указанные салоны связи не с чем. Тем более, что салона связи оператора Yota в городе Воскресенск, похоже, просто нет.

Обращение в контролирующие органы, а именно в Роспотребнадзор, ничего не дало, так как постановление господина премьера было выпущено до моей неудачной покупки. Как известно, и раньше происходило нечто подобное, аферы в разных областях нашей жизни, тем не менее, людям удавалось восстановить справедливость. Как, например, клиентке, точно также получившей при покупке телефона «бесплатный» силиконовый чехол, включённый в стоимость как и мои сим-карты. Или москвичке, которая получила письмо о крупном долге на счету мобильного телефона, которым она не пользовалась. Сим-карту она по обычаю получила в подарок в одном из салонов «Связного», сотрудники которого без её согласия оформили на неё номер с абонентской платой, причём оператор ещё и пытался судится, но убоялся огласки. Или житель Новосибирска, на которого оформили аж 44 симки!

Исходя из норм Гражданского кодекса, для того чтобы у человека возникли обязательства, должен быть договор, который считается действительным только в том случае, если сторону можно идентифицировать и установить его подпись и фактическое участие. Такое пояснение дал юрист Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов, который также советует обращаться в органы прокуратуры для проведения проверки. Правда, последнее теперь, судя по всему, невозможно до конца года. Тем более, что любые проверки нужно согласовывать собственно с самой прокуратурой.

Куда обращаться мне, остаётся загадкой, если только в те компании сотовой связи, с которыми я не заключала никаких соглашений, для того, чтобы лишний раз убедиться в том, что договоров у них со мной нет и не было. Или в суд, как советует Роспотребнадзор.

Однако, после всего произошедшего возникает резонный вопрос к премьеру Мишустину: он что, так проникся анекдотом, в котором молодому менту, выдают удостоверение и пистолет со словами «крутись как хочешь», и потому сам решил развязать руки прохвостам? Мол, ситуация в стране непростая, а потому теперь можно всё, что нельзя было раньше? Ведь «сим-карта в подарок» это, как видно из приведённых выше примеров, старая проверенная схема развода покупателей, о которой лично я не знала, так как раньше всегда покупала телефоны в интернет-магазинах. Но до начала марта этого года всё же удавалось не только мне добиваться правды, в том числе, благодаря проверкам Роспотребнадзора. Теперь же эта история с «симкой» может оказаться всего лишь цветочками, на фоне тех ягодок, которые ждут нас всех впереди. Ведь бизнесу сейчас и впрямь нелегко и жалеть никто никого не станет. Только причем тут простой потребитель, который теперь потворствуя с помощью таких постановлений свыше мошенникам, обязан обеспечить им то, что не обеспечило государство.

Александра Турчанинова