АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 27 апреля 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2009-10-17 Антон Криницын:
Мегабайтом по бюрократу: станет ли коррупция в России электронной?
Россия электронная? – Россия «бумажная»!

На своей недавней встрече с Дмитрием Медведевым заместитель председателя Правительства Российской Федерации Сергей Собянин рассказал об итогах работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. Одним из направлений деятельности комиссии является создание электронного государственного документооборота.

Инициатива не нова - еще в 2002 году стартовала федеральная целевая программа «Электронная Россия». Она была призвана вывести нашу страну на новый уровень развития информационных технологий. Одной из составляющих этого начинания было создание так называемых МФЦ – многофункциональных центров. Например, сколько времени и сил требуется рядовому россиянину, чтобы получить обычную справку. Думаю, каждый из нас знает ответ на этот вопрос: многие дни бесконечных очередей и кипы различных документов. Не многие обладают такой настойчивостью и решительностью, чтобы дойти до конца. Получается, согласовать, получить, заверить могут только «избранные»? Как говориться – “Не подмажешь – не поедешь”.

А уж про оформление документов на обычный участок земли и говорить не приходится. Это целая эпопея. По регламентам некоторых регионов для оформления земельного участка в 6 кв. метров требуется 36 месяцев, более 100 подписей и около 250 тысяч рублей. Это официальные сборы. Про неофициальные и упоминать нечего…

Основной принцип МФЦ – оформление всех документов и справок в одном месте. То есть, гражданин подает заявку, предоставляет всю необходимую информацию, оплачивает услугу, а далее уже все заботы по оформлению берут на себя служащие МФЦ. Также МФЦ призваны заниматься земельными документами, проведением государственных экспертиз и т.д. В общем – всем, чем ранее занимались чиновники.

Нужда или прихоть?

Однако так ли необходимы МФЦ? На дворе правит бал кризис, нужно экономить государственные бюджеты. Тем более, и раньше ведь как-то жили с родными бюрократами. Как показала практика, МФЦ необходимы. Например, срок оформления документов на земельный участок уменьшился с одного года до трех недель. А стоимость оформления данных документов по некоторым регионам при создании МФЦ значительно снизилась. Однако к этому прибавились еще и удобные залы, обилие разнообразной справочной информации, возможность электронной записи на прием, отсутствие очередей и т.д.

Такие центры – по сути, первый шаг к введению электронного документооборота в РФ. Теперь уже не посетитель с кипой документов ходит по инстанциям, а электронные копии «летают» с компьютера на компьютер. Однако оптимизация делопроизводства также не единственная цель этих центров. При помощи единого программного обеспечения и общей базы данных возможно осуществить мечту многих россиян – начать контролировать вездесущего российского чиновника. Контролировать эффективность его труда, отсутствие коррупции или нарушений, видеть реальные результаты работы.

«А баба-яга – против!»

Однако с момента запуска данной программы прошло уже 7 лет, “да только воз и ныне там”. Вместо нескольких тысяч МФЦ, запланированных по проекту, реализовано всего лишь несколько десятков. Что это? Лень или скрытое сопротивление местной власти?

Местная власть списывает свое бездействие на отсутствие финансирования из центра и затратность данного начинания. Мол, зданий подходящих нет, кадры не обучены, различные комитеты не идут навстречу и т.д. Конечно, проблем достаточно много. При запуске любой системы возникают трудности. Однако задача выполнима. И тому подтверждения опыт некоторых регионов, о которых мы поговорим ниже. А для запуска одного МФЦ больших вложений и не требуется. Например, в городе Шахты на открытие первого МФЦ потребовалось 7 млн. рублей, которые выделили из местного бюджета. На эту скромную сумму был создан центр с просторными помещениями и 25 окнами приема документов. На данный момент этот центр предоставляет более 200 услуг.

Может быть, все объясняется более просто? Чем более открытая и прозрачная система документооборота, тем меньше для чиновничества шансов в очередной раз взять на лапу. А при электронном документообороте все обращения граждан фиксируются, а вся работа чиновника как на ладони. Может быть, поэтому в больших городах такие малые успехи? В Санкт-Петербурге, например, первые 2 МФЦ открылись только в сентябре. И оказывают они всего 26 услуг.

Равняемся на «глубинку»!

Небольшие города дают серьезную фору своим собратьям многомиллионникам. То ли потому что привыкли со всеми проблемами разбираться самостоятельно, то ли потому что за дело взялись хорошие управленцы. В уже упоминавшемся выше городе Шахты решили не списывать все на отсутствие помощи «сверху», а принялись за дело сами. Вложив средства из местного бюджета, получили три разнопрофильных МФЦ, объединенных в единую систему. Набирать сотрудников из числа чиновников не стали, а взяли на работу новый состав, предварительно обучив его. Организовали горячую линию по некорректному поведению сотрудников, в кабинетах приема граждан установили видеокамеры.

Не заставила себя ждать и реакция граждан. По сведениям начальника управления стратегического развития администрации г. Шахты Натальи Обоймовой, количество выданных распоряжений о предоставлении в аренду/собственность земельных участков после внедрения в 2006 году системы «единого окна» увеличилось более чем в 10 раз. А ведь это ведь еще и налоги в местный бюджет. Например, в г. Шахты до недавнего времени план пополнения бюджета не выполнялся. После создания МФЦ план стабильно перевыполняется. Шахтинский пример показывает, что и деньги в местном бюджете можно найти, и создание МФЦ окупить.

Ложка дегтя в бочке меда

Одновременно с уже названными проблемами с нехваткой помещений для организации МФЦ (а для нормального функционирования МФЦ нужно достаточно большое пространство), новизну программного обеспечения, «сложные» отношения электронного документооборота и закона, а также многое другое.

С неподготовленностью кадров местные власти некоторых регионов готовы бороться. Например, специалисты администрации все того же города Шахты, отвечающие за реализацию административной реформы, прошли дистанционное обучение в Высшей школе экономики МГУ. Это была инициатива областной администрации. А вот отсутствие законов, регулирующих электронный документооборот (как и вообще многие аспекты сферы информационных технологий), можно разрешить только на федеральном уровне.

Еще одна существенная проблема МФЦ во многих регионах России – практически повсеместное отсутствие услуг для бизнеса. Разработаны и предоставляются, в основном, только услуги для физических лиц. А ведь в сфере оформления необходимой для ведения бизнеса документации «крутятся» огромные деньги. Может быть, именно поэтому и не торопятся переводить бизнес на обслуживание в МФЦ? Ведь тогда все операции станут полностью прозрачными и доступными для проверок…

Кроме этого, присутствует настороженное отношение граждан некоторых регионов к МФЦ. Например, жителей Иркутска настораживает неорганизованность при работе сотрудников Иркутского МФЦ. Кого-то не устраивают цены на услуги, кто-то считает, что сможет получить справки традиционным путем в более короткие сроки. Также негодуют и некоторые «приближенные» к власти. Ведь теперь чиновники не смогут закрывать глаза на некоторые их «мелкие грешки».

Но и Москва не сразу строилась. Радует, что в некоторых регионах администрация проявляет собственную инициативу и экспериментальным путем ищет лучшие варианты организации работы МФЦ. Например, в Ростовской области, кроме успешного опыта г. Шахты, можно отметить Сальский МФЦ. Его основное новаторство заключается в том, что кроме головного офиса МФЦ располагает еще 10 удаленными подразделениями. Они появились почти в каждом крупном сельском поселении и освобождают людей от поездок в райцентр. В то же время для обслуживания жителей самых отдаленных мест Сальского района оборудован мобильный МФЦ на базе "Газели". В Ульяновской же области отдельное внимание уделяют безопасности и надежности компьютерного обеспечения, с которым будут работать сотрудники МФЦ. В Астраханской области МФЦ функционирует, начиная с июля 2008 года. За полгода были оказаны более 4 тысяч услуг. К середине же 2009 года было оказано уже более 57 тысяч услуг. МФЦ в г. Ростов-на-Дону, например, на данный момент оказывает за день 600-1000 услуг посетителям.

Не менее интересен и зарубежный опыт. Например, партнер России республика Кыргызстан также работает над созданием системы электронного документооборота. И уже видны результаты: сократилось количество процедур (например, раньше в разрешительной системе было 25 процедур, сейчас их стало 13). Также сократились сроки рассмотрения документов – например, время рассмотрения архитектурно-планировочных условий уменьшилось с 111 дней до 7). В связи с внедрением системы электронного документооборота в республике Кыргызстан стоимость получения разрешительных документов в строительстве снизилась до 40%, госэкспертизы проектов - до 44%. Время рассмотрения документов в Госархстройнадзоре сократилось до 33%, а стоимость до 70%. Кроме того, выдача разрешений на строительство и прием объектов к эксплуатации отныне проводятся бесплатно. В целом, на прохождение всех необходимых этапов получения разрешений тратится 60-70 дней, вместо прежних 283.

Все эти данные подтверждают то, что система может быть реализована и полноценно функционировать.

Что день грядущий нам готовит?

Сейчас ситуация с внедрением электронного документооборота в России неоднозначная. В каких-то регионах, система запущена и успешно функционирует. В каких-то эта новация запуталась в клубке проблем и пытается оттуда выбраться. А в некоторых регионах МФЦ производят впечатление созданных «ради галочки».

Но кое-что по внедрению электронного документооборота на федеральном уровне сделано уже сейчас. Начиная с этого года, все нормативно-правовые акты рассылаются по ведомствам в электронном виде. Также создано программное обеспечение, позволяющее взаимодействовать между собой правительству и администрации президента. К концу года планируется перевести на данную платформу уже 10 ведомств.

Есть и еще один важный аспект внедряемых инноваций. Система электронного документооборота призвана, повторюсь, сделать работу чиновников максимально прозрачной. Исключить возможность волокиты, бюрократии, взяточничества. И что особенно радует, программная часть этой системы выполнена на высоте. Базы данных невозможно будет уничтожить т.к. они будут храниться в разных местах. Доступ к копированию информации имеет строго ограниченный круг людей, все данные шифруются.

Однако остается и человеческий фактор. Средняя заработная плата рядового госслужащего составляет 15-20 тысяч рублей. Конечно все служащие, работающие с базами данных, подписывают соглашение о неразглашении. Однако на практике привлечь их к какой-либо ответственности за разглашение закрытой личной информации граждан очень и очень сложно. Практически невозможно. Выводы напрашиваются сами…

Система электронного оборота имеет много плюсов, существенно больше, чем минусов и потенциальных опасностей. Но и атом, при его открытии, нес в себе больше плюсов, нежели минусов. Однако потом были Хиросима и Нагасаки. Не окажется ли так, что чиновничество вновь найдет лазейку и примется «за старое»? Не получиться ли так, что бюрократия и коррупция не исчезнут, а просто перейдут в новую стадию развития – цифровую? Ведь на дворе XXI век…

Что ж, поживем- увидим. Но все же, несмотря на все трудности и проблемы, система начала меняться. В лучшую сторону или, как в России часто бывает, в худшую, покажет время. Однако создание многофункциональных центров может помочь не государству, а обычным гражданам. Ведь все мы хотим, чтобы бюрократии в России не было, чтобы все документы оформлялись быстро, и чтобы чиновники не воровали. Возможно, административная реформа рано или поздно к этому приведет.

Но для этого нужен более строгий контроль за созданием МФЦ, нужно централизованное обучение персонала, нужна полноценная система контроля качества работы (СКК) чиновников (горячая линия – это лишь один из инструментов СКК). Необходимо постепенное и грамотное расширение функций и полномочий МФЦ, улучшение взаимодействия МФЦ с другими подразделениями чиновничьего аппарата. Нужен, наконец, строгий уголовный кодекс по разглашению и хищению информации, который бы удерживал людей от использования системы в корыстных целях.

Все это крайне необходимо. Будет ли реализовано – покажет время…

Антон Криницын

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
День грядущий
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.