АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Понедельник, 27 сентября 2021 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2013-12-17 Максим Калашников:
Кадры решают всё, но как их подбирать?

По мере того, как летит к черту бюджет РФ и нарастает промышленный спад, ясно: революции в стране не избежать. Либо ее совершит сама верховная власть, призвав новые кадры для управления Федерацией. Либо же революция произойдет снизу, как результат экономического краха режима. Но в любом случае потребуются новые кадры для управления страной. Однако как найти толковых людей? Дерзнем предложить свой рецепт.

Нищета кремлёвских кадровиков

Путин в ловушке. Все, что он пытается делать, кончается воровством, головотяпоством, провалами. Нет кадров. Некем заменить ворующих и некомпетентных крыс. Нет механизма отбора толковых и честных управленцев. В администрации президента РФ тамошние умники придумали: создать систему неких индикаторов, которые покажут эффективность работы региональных чиновников. Дескать, так можно формировать кадровый резерв страны.

Но это же чушь полная! Региональные чиновники работают в команде губернатора, и критерий их успешной работы – процветание региона. Как можно отдельно оценить работу того или иного чиновника, если речь идет о команде? Как можно на основании одних и тех же индикаторов оценить работу столь разных чиновников-отраслевиков, как финансист, управляющий здравоохранением и куратор промышленности, например? Как можно сравнивать главу департамента сельского хозяйства и сборщика налогов по одной и той же методике? Тоже полная чепуха! Тут должен раздавать отличия сам капитан команды, губернатор. Причем его самого оценивать должны избиратели, а не только Москва. Губернатор должен представлять своих управленцев к наградам. Да и сам губернатор успешного региона – первейший кандидат на повышение. Повысь – и спроси его, кого он считает нужным взять с собой на новое место работы. Так и кадровый резерв образуется.

И есть еще один порок в системе, которой маются в президентской администрации. Почему оцениваются только местные чиновники-бюрократы? Почему нынешняя власть не ищет возможных кандидатов в бизнесе? Ведь в США, например, госаппарат и бизнес – сообщающиеся сосуды. И в плохой эффективности американское государство обвинить трудно. Особенно в сравнении с государством РФ.

Потому предложим свою систему. Прежде всего – для отбора кадров из бизнеса, а не из прогнившего насквозь госаппарата РФ.

Орден национального предпринимательства

Но как найти лучших из лучших в деловой сфере? Брать для критерия только оборот или объем прибыли нельзя. Что толку в нефтегазовых государственных компаниях, если у них денег – полно, но работники в среднем – с невысокой зарплатой? И если прибыль делается за счет сырья, а не из сбыта собственной продукции с высокой добавленной стоимостью? Если эта продукция низкотехнологична, в ней нет наукоемкости и большой доли квалифицированного труда? Нет, чисто финансовые показатели тут не проходят.

Чтобы отделить действительно отборную, «гвардейскую» часть отечественных бизнесменов и предпринимателей, нужно построить (см. рисунок) таблицу из двух координат. По одной оси отмечается уровень зарплат на предприятии, на другой – объем выплачиваемых в бюджеты всех уровней налогов в расчете на одного работающего.

В левом нижнем углу таблицы получится «черный квадрат» никак не по Малевичу. Попадание в такую зону однозначно должно вести к санации компаний.

Что за пределами «черного квадрата»? Мы получим этакий сектор – прямоугольно изогнутую область, заштрихованную на рисунке. В нее попадают те компании и предприятия, что либо платят и высокие средние зарплаты и большие объемы налогов (вершина толстого «уголка») – лучшие из лучших. Можно сказать, «генералы».

Если же «генералы» снижают объемы налогов и зарплат своих коллективов, то они опускаются ниже по уровням толстого «уголка», переходя в ранги «офицеров», а то и вовсе вылетая за пределы бизнес-элиты.

Но туда попадают и те, кто платит высокие зарплаты, но небольшие налоги. Например, это небольшие высокотехнологичные фирмы, получившие налоговые льготы или вообще податные каникулы на время своего развития. Ибо, хоть они дают в бюджет пока что мало отчислений, но зато не скупятся на оплату труда своих работников. Что тоже – на благо общества. Ибо зажиточные работники тратят деньги в стране (в регионе, в городе), давая работу другому бизнесу. А заодно – платят и налоги с личных доходов. Такие фирмы сначала ходят в чине «лейтенантов». Но могут подняться и до «генералов». Когда окрепнут и перестанут нуждаться в налоговых льготах больших масштабов. А могут и вылететь «черный квадрат», в область неудачников.

В «лейтенанты» попадают и те компании, что обеспечивают высокие объемы налогов при низких средних зарплатах работников. Сюда попадут сырьевые компании. Однако они могут подняться выше, если наладят переработку сырья в стране, займутся созданием передовой промышленности.

В сущности, у одной и той же деловой группы могут быть и «генеральские» предприятия или проекты, и «офицерские», и вообще аутсайдерские. Но если есть объективно определенная и выстроенная по рангам бизнес-гвардия, то можно обратиться к ней за помощью – и тогда она сможет взять эти предприятия (проекты) и поднять их.

«Офицеры» могут придти на судебный процесс по банкротству и поручиться за того, кто потерпел неудачу. Конечно, они будут после этого нести ответственность за выход из «черного квадрата» того, кого они взяли на поруки.

Понятное дело, что здесь создается динамическая система самых опытных и умелых управленцев, способных эффективно снижать издержки, внедрять новые технологии и передовые схемы управления, просто подбирать стоящих подчиненных. А это дорогого стоит!

По сути дела, речь идет о том, чтобы создать некий аналог французского Почетного легиона. Во Франции ведь - всего один орден (Почетного легиона), но с градациями – легионер (кавалер), офицер, командир (командор) и высший офицер. Орден, таким образом, является не просто бирюлькой на груди, а настоящим орденом заслуженных людей страны, имеющим юридическое лицо и состоящим из шестнадцати территориальных когорт. Орден реально защищает своих членов и государство обеспечивает им надлежащие привилегии.

Почему бы новой вдасти не подумать над тем, чтобы создать аналог такого ордена Почетного легиона для национального предпринимательства? Тут – если двигаться от основания заштрихованного «уголка» к его вершине – получаются свои лейтенанты, капитаны, майоры, полковники и генералы. С одним отличием: оная меритократия (власть достойных) будет динамичной. Снизил показатели – пожалуй вниз по лестнице рангов, а то и вообще за пределы гвардии. Повысил – поднялся.

При этом можно давать знак, скажем, Красного орла разных степеней – офицерских и генеральских. Пусть он отличается размером и тем, что орел держит в лапах. Но если ты получил такой знак от государства, если поставил его на свою вывеску, продукцию и документы, то попадаешь под особую защиту власти. Если на тебя нападут разные там государственные шакалы, то с ними автоматически приедут разбираться из самой Москвы. Чтобы наказать их, убийц самой здоровой части национальной экономики. Кстати, чтобы как можно меньше зависеть от чиновников, «предпринимательский легион» должен быть отдельным юридическим лицом, истинным общественным союзом успешных промышленников и предпринимателей. Его штаб-квартира, подобно капитулу французского Ордена почетного легиона, будет находиться в столице, имея юридическое лицо и территориальные округа.

Имея такие знаки отличия, наш предприниматель может не опасаться того, что некто устроит ему парочку дополнительных проверок. Что в Росреестре затянут регистрацию компании. Что нечистый на руку молодчик из УБЭП придет к нему отрабатывать чей-то рейдерский заказ. И вообще – человек сможет работать, не боясь, что его начнут «кошмарить» и «нагибать».

Так мы защитим самый здоровый и честный, самый полезный для общества слой предпринимателей от своры государственных мародеров, направив их на санацию самой нездоровой части экономики.

Не забыв при этом некоторые предохранительные механизмы и необходимые исключения из правил.

Правила кадровой победы

Чтобы не было искажений, мы полностью исключим из своей системы государственные предприятия – здесь должны быть только частные, акционерные, кооперативные фирмы и предприятия с собственностью трудовых коллективов. Исключаются из гвардии госкомпании, казенные и унитарные предприятия, вся бюджетная сфера.

Исключаются отсюда и те фирмы, чей сбыт почти целиком зависит от государственного спроса. Это – монопрофильные компании военно-промышленного комплекса, многие предприятия атомной отрасли. Или же такие уважаемые предприятия, как НПО «Молния», например, которое попало в бедственной положение потому, что дурное государство не стало развивать сферу, под которую «Молнию» и создавали - многоразовые легкие авиакосмические системы. Космическую авиацию, то есть.

Естественно, создание такой «гвардии-легиона» не является панацеей. Одновременно для оздоровления экономики нужен выход из ВТО или хотя бы понимание откровенной враждебности ее интересам развития страны. Иначе национальный реальный сектор не поднимется и слишком много предприятий будет погибать неестественной смертью. Конечно же, нужно изменять налоговую систему, снимая нагрузку с реального производства и НИОКР.

Нужно перестраивать финансовую систему, чтобы обеспечить реальному сектору кредиты под столь же низкие проценты, как в США или Канаде. Ведь политика нынешнего Центробанка нацелена на «зажатие» и, в конечном итоге, на резкое сокращение числа банков. Система обязательного резервирования, например, практически не оставляет банкам никакого маневра, никаких возможностей для кредитования реального сектора экономики.

Нужно обеспечить стабильность тарифов на энергию и перевозки. Нужно построить и действенную систему борьбы с коррупцией.

Однако принципиальная основа создания экономической гвардии остается прежней. По сути, это – государственно-частное партнерство.

Что получает государство? Прежде всего – нормально работающую экономику, а не кошмарное «зазеркалье».

Во-вторых, государство и общество действительно обретают качественный кадровый резерв. Теперь понятно, откуда – по вполне объективным показателям и за реальные достижения! - брать талантливых, деловых управленцев в госаппарат. Дельных людей, а не каких-то непонятных мальчиков и скороспелых выпускников «элитных вузов», не чьих-то сынков или фаворитов. Заодно государство видит, кто лучше всего мог бы выполнить его заказы-подряды, кто может выступить партнером в проектах с частно-государственным партнерством.

Всегда понятно, с кем можно связаться для того, чтобы попросить вытянуть падающие предприятия, а то и целые территории, впавшие в депрессию. Видно, кому можно давать льготные кредиты для развития. Напомним, что сила американцев – как раз в обмене успешными кадрами между госаппаратом и корпорациями.

Новая сила страны

Мы можем открыть еще одну заманчивую перспективу создания «предпринимательской гвардии». Перспективу роста чисто государственного могущества Российской Федерации.

Смотрите: сейчас наши правители начинают осознавать, насколько эффективным может быть экономическое воздействие на страны-партнеры. Насколько чувствительным становится открытие или закрытие отечественного рынка для сбыта их товаров. Но, честное слово, выглядит все это как сексуальные открытия подростка пубертатного возраста. Ну, знаете, какой восторг охватывает мальчика от понимания возможностей своего отросшего полового органа? Так и хочется сказать: господа, внешнеторговая политика способна быть куда более продуманной и действенной. Но применять ее должен не комично-нелепый Онищенко (или его аналог) и даже не таможня. Делать это должно специальное министерство, главное назначение коего – забота об экономическом развитии страны. И такое ведомство в РФ есть. Оно так и называется – Министерством экономического развития.

Надо только, чтобы оно заработало, как положено, выгнать оттуда толпу воспитанников ВШЭ (Высшей школы экономики), всех этих «птенцов Ясина». А после – наполнить министерство настоящими государственниками и сторонниками разумного протекционизма, знающими экономику не в теории, а на собственном опыте. Где взять такие кадры? Правильно! Их той самой предпринимательской гвардии, из носителей знаков ее отличия.

Ну а заодно решается и проблема избыточного поголовья государственных шакалов-чиновников. Сначала их отправят служить действительными «санитарами леса». Ну, а потом, когда они выполнят свою миссию и лишатся корма, можно приступить к сокращению их численности.

Но это – уже иная тема.

А пока мы предлагаем механизм для того, чтобы построить здоровую экономику. Экономику национальной пользы и развития. Ибо если ты обладаешь лучшими кадрами – то сможешь все. И вытащишь страну из нынешнего вонючего болота.

Максим Калашников

Комменатрий "АПН Северо-Запад": Идея интересная, однако возникают вопросы. Где взять столько эффективных предпринимателей - ведь не секрет, что бизнес в России коррумпирован и вороват ничуть не меньше, чем властная и силовая вертикаль? К тому же деловая "элита" у нас придерживается в основном либеральных взглядов и смена "птенцов Ясина" на условных "гвардейцев Шохина" страну из вонючего болота точно не вытащит.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
День грядущий
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.