АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Суббота, 20 апреля 2024 » Расширенный поиск
МНЕНИЯ » Версия для печати
2012-07-11 Роман Евстифеев:
За 10 лет после наводнения 2002 года не сделано ничего

Стал искать информацию о наводнении в Краснодарском крае, которое было в августе 2002-го года. Нашел поразительные документы. И еще более поразительные не нашел.

1. Вот такая книжка:

Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофические наводнения начала XXI века: уроки и выводы. М., 2003. (тут она в пдф на сайте МЧС).

На с.116-131 подробный рассказ о летнем наводнении 2002-го года (эта часть книги доступна в сети вот здесь).

Описание произошедшего очень похоже на 2012-й год, отмечу, что наводнение 2002-го года часто называют "ливневым наводнением", причем там тоже был мощный и быстрый удар воды. Например, такой отрывочек:

Вот некоторые объяснения механизма произошедшего. В море возникли четыре огромных смерча. Они втянули в себя многие тонны морской воды и потащили их в сторону гор. Образовался гигантский водяной шар. Столкнув¬шись с горами, водяной шар распался и обрушил свое содержимое на побережье. Примерно одна треть этого воздушно-водяного вала ушла в сторону Широкой Балки, одна треть — в сторону Новороссийска и одна треть — в сторону Крымска. По некоторым прикидкам, практически одномоментно (в течение 25 минут) вылилось два с половиной миллиона кубометров воды. Эпицентр аномального явления пришелся на Широкую Балку.

То есть в 2002 году специалисты объяснили практически такие же процессы мощным водяным ударом, обрадовавшимся в результате действия четырех огромных смерчей. Вопросы о сбросах из водохранилищ не возникали и не рассматривались. Насчет таких же мощных смерчей в июле 2012 года никто пока не заявил.

И еще интересная деталь. В 2012 году по данным Росгидрамета за короткое время в бассейне реки Адагум выпала почти полугодовая норма осадков – 300 мм. Это, собственно, все, что пока называется причиной нынешнего наводнения.

Посмотрим, что происходило 10 лет назад:

С 2.30 до 18.05 8 августа на территорию Новороссийска и его окрестности четырежды, с интервалами около трех часов, вылилось 362 мм осадков, что составило полугодовую норму. Одновременно с ливнями в Широкой Балке и Абрау-Дюрсо отмечалось воз-никновение смерчей в прибрежной морской зоне, выход их на сушу, распад и образование водяных валов. Водяные и селевые потоки, сошедшие с гор, создали крайне сложную обстановку на территории города и критическую — в Широкой Балке и поселке Абрау-Дюрсо.

То есть, ливни, которых было даже больше, плюс выход на сушу водяных смерчей, и сошедшие с гор водяные и селевые потоки. Получается, что одних ливней было маловато для такого наводнения в 2002 году.

После бедствия в Краснодарском крае была создана специальная комиссия по расследованию причин наводнения в Краснодарском крае.

Самого доклада комиссии я не нашел, но есть краткое его изложение здесь.

В результате выпавших ливневых осадков в бассейне реки Кубани, говорится в заключении комиссии, произошло.

Формирование паводка, не имеющего аналога за период наблюдений как по величине максимальных расходов, подъему уровней, так и по ущербу, нанесенному населению и предприятиям. В результате на юге России пострадало 246 населенных пунктов, разрушено более 110 километров газопровода, 269 мостов, 1490 километров автодорог, погибли 102 человека. Общее же число пострадавших в Южном федеральном округе достигло 340 тысяч человек, а материальный ущерб превысил 15 миллиардов рублей. Что касается ущерба непосредственно по регионам, то следует отметить, что ущерб Краснодарскому краю, нанесенный паводком, превышает материальный ущерб Карачаево-Черкесии в 10 раз и составляет более трех миллиардов рублей. На Кубани повреждено 76 мостов, 46 - разрушено полностью, разрушено более 2,5 тысячи домовладений, подтоплению подверглось 58 населенных пунктов. Особенно велик урон в агропромышленном комплексе края, где под водой оказалось 15 тысяч гектаров пашни, погибло более 100 тысяч голов птицы; 2,5 тысячи голов свиней; велики потери среди крупного рогатого скота. Сумма ущерба в сельском хозяйстве составляет более 250 миллионов рублей.

Детально изучив ситуацию, сложившуюся в критический период времени с 18 по 27 июня, комиссия пришла к выводу, что причинами небывалого паводка на юге России и в Краснодарском крае в частности стали не только ливневые осадки. Свою негативную роль сыграло неправильное оповещение о надвигающейся опасности. Несмотря на то, что в 9 часов 50 минут 21 июня по линии МЧС Карачаево-Черкесии прошло предупреждение о повышении уровня воды до критического, а по линии гидрометслужбы шли оповещения о допустимом уровне, в 16 часов этого же дня сброс воды в реку Кубань на Усть-Джегутинском гидроузле увеличился со 138 до 297 кубических метров в секунду.

Объективную же информацию получить было крайне сложно, поскольку точная информация с гидропостов наблюдения отсутствовала. Все это ослабило внимание ответственных служб, не способствовало мобилизации усилий на предупреждение ситуации. Следует отметить, что, по данным Краснодарского краевого центра гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 1980 по 1990 годы было закрыто пять гидропостов наблюдения, за последующие 10 лет - еще 10 гидропостов, в том числе пять по Карачае-во-Черкесии. В итоге, из 44 гидропостов Краснодарского края оперативная информация поступает лишь с 18, да и то нерегулярно.

За последнее десятилетие практически полностью была разрушена система проводного радиовещания, в крае ликвидировано 119 радиотрансляционных узлов. Из полутора миллионов радиоточек отключено 900 тысяч, что затруднило распространение информации о надвигающейся стихии в отдаленных районах и сельской местности. На основном русле реки Кубани имеются два гидроузла: Усть-Джегутинский и Не-винномысский, предназначенные только для обеспечения забора воды из Кубани в Большой Ставропольский и Невинномысский каналы. Сооружения этих гидроузлов имеют ограниченную пропускную способность. С 16 часов 20 июня начался интенсивный рост притока к створу Усть-Джегутинского гидроузла с соответствующим увеличением сброса воды в Кубань. К 23 часам 20 июля была превышена проектная пропускная способность гидроузла, и начался подъем уровней воды, угрожавший его безопасности. Именно в этот момент, то есть к нулю часов следующего дня, сброс воды в Кубань был значительно увеличен и достиг 1700 кубометров в секунду. В это же время из-за большого поступления местного стока из реки Джегутинка в Большой Ставропольский канал, подача воды в канал с гидроузла уменьшилась до 30 кубометров, при его фактической возможности -180 кубометров в секунду. Повышенный приток воды на гидроузел продолжался до конца суток, достигнув максимума - более 3000 кубометров ежесекундно. Все это привело к потере регулируемости стока. Таким образом, говорится в заключении комиссии, затопление и подтопление по реке Кубани выше Краснодарского водохранилища является прямым следствием высокого катастрофического паводка, превысившего проектные характеристики гидроузла. Особое место в заключении экспертов комиссии отводится Краснодарскому водохранилищу. Что касается Краснодарского водохранилища, то оно работало в режиме высокого паводкового притока и сыграло исключительную роль в защите населения от катастрофы. Если бы Краснодарское водохранилище не выполнило свою функцию, ущерб краю был бы практически не предсказуем, говорится в итоговом документе.

В ходе работы комиссии было отмечено, что "действия подразделений МЧС не в полной мере отвечали своему назначению. Их деятельность смещена на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и практически не работает по их предупреждению". В справке главного управления ГО и ЧС края от 9 июля текущего года указывается, что управление "...реально оповестило и довело до всех глав администраций возможной зоны затопления информацию о неблагоприятных явлениях до начала ЧС более чем за сутки, что позволяло органам местного самоуправления реализовать весь комплекс превентивных мероприятий...". Что дает основание полагать о самоустранении от дальнейших действий этого управления и перекладывания ответственности на органы местного самоуправления. Таким образом, заключает комиссия, из-за несвоевременного получения необходимой информации по линии ГО и ЧС и других соответствующих органов был потеряно как минимум 14 часов на организацию спасательных работ. Делая окончательные выводы, члены комиссии отмечают высокий уровень организаторской работы руководства Краснодарского края, большинства муниципальных образований, руководителей хозяйственных и общественных организаций, в том числе по привлечению собственных средств населения края для оказания посильной помощи пострадавшим людям.

В итоговом заключении комиссии также говорится, что за последние 10-15 лет в бассейне реки Кубани из-за неразумной хозяйственной деятельности произошли существенные негативные изменения в природных условиях. Вырубка лесов на склонах и в поймах рек, выработка в их руслах большого количества песка и гравия. Сыграло негативную роль и отсутствие единой системы управления водохозяйственным комплексом. Становится очевидным, что без принятия кардинальных мер на самом высоком государственном уровне наводнения с катастрофическими последствиями на территории Южного федерального округа будут периодически повторяться.

Комиссия считает, что для повышения эффективности работы по предупреждению подобных катаклизмов необходимо:

во-первых, признать необходимость выработки на федеральном уровне государственной политики в области предупреждения разрушительных наводнений и ликвидации их последствий;

во-вторых, создать единый федеральный орган исполнительной власти России по управлению водным хозяйством и восстановить бассейновый принцип управления водными ресурсами;

в-третьих, необходимо разработать научно обоснованную компьютерную модель расхода воды в реке Кубани и создать единую государственную систему диспетчерского управления перетоком воды на территории всех субъектов России, находящихся в бассейне реки Кубани.Также считается необходимым подготовить и принять Постановление Правительства России "О мерах по предупреждению разрушительных наводнений с тяжелыми последствиями для населения и экономики на территории Российской Федерации". В нем предусмотреть финансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов на восстановление и создание новых водохозяйственных объектов.

В бюджете на будущий год предусмотреть финансирование из средств федерального бюджета на космическую и аэрофотосъемку в горных районах для получения достоверных данных, необходимых для метеопрогнозирования.

Даже и комментировать нечего. Все уже написано 10 лет назад. И ничего не сделано. Но и это еще не все.

3. Кроме региональной комиссии, была также создана Комиссия Государственной Думы по рассмотрению вопросов, возникших в связи с чрезвычайной ситуа¬цией, сложившейся в результате стихийного бедствия в городе Новороссийске Красно¬дарского края. (Постановление Государственной Думы от 18 сентября 2002 года №3030-III ГД). Председателем комиссии был назначен депутат Шишкарев С.Н.

Никаких следов деятельности комиссии пока не обнаружено. На официальном сайте Шишкарева С.Н есть много интересного, но информации о его работе председателем этой комиссии нет.

4. В октябре 2010 года вышло Распоряжение Правительства от 22 октября 2010 г. №1825-р "О финансовой помощи бюджету Краснодарского края". Кроме финансовой помощи в 1,1 млрд рублей на ликвидацию последствий наводнения 2010-го года в распоряжении поручено:

- Минприроды России и Росгидромету разработать до 1 декабря 2010 г. программу проведения гидрометеорологических наблюдений в Краснодарском крае и развития сети гидрологических постов на реках Черноморского побережья.

Также рекомендовано администрации Краснодарского края

- совместно с Росводресурсами и МЧС России до 1 декабря 2010 г. провести обследование водных объектов и гидротехнических сооружений, определить зоны потенциального наводнения и возможные причины возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнением;

- разработать до 1 марта 2011 г. региональную программу предотвращения возможных последствий наводнений и переселения граждан из зон потенциального затопления на период до 2018 года и представить ее на согласование в Минрегион России.

Следов Региональной программы предотвращения возможных последствий наводнений и переселения граждан из зон потенциального затопления на период до 2018 года я не нашел.

Кроме вот такого краткого сообщения, из которого видно, что на эту программу планируется выделить около двух миллиардов рублей.

Выводы? Идем по воде, не оставляя следов, но оставляя людей под водой.

Из ЖЖ evstifeev

Комментарий "АПН Северо-Запад": Во время наводнения 2002 года губернатором Краснодарского края был тот же Ткачев, а президентом России тот же Путин. Именно они не сделали ничего за прошедшие 10 лет.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
Apocalypse now
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.