АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Пятница, 5 декабря 2025 » Расширенный поиск
16:06 » Версия для печати
Советский нуар: новые кинопоказы от Михаила Трофименкова и Марины Кронидовой

Дом Кино, Караванная улица,12

Сеансы в 19.00. Вход свободный.

«Как же так получилось, что профессиональную преступность мы ликвидировали, а профессиональные преступники остались?» - вопрошал в одном из романов братьев Вайнер молодой следователь своего наставника, чуть ли ни самого Глеба Жеглова. Тот отвечал идеологически выдержанно: оргпреступность порождает несправедливый, капиталистический, строй, а при социализме отдельные граждане преступают закон в силу врожденной порочности. Ну, ничего страшного: мы, скорее рано, чем поздно, всех их отловим и, по мере сил, перевоспитаем, а потом дружно уйдем в отставку. В этих словах звучал казенный, но искренний оптимизм. Но вот советское криминальное кино задолго до перестройки, опровергая старого опера, било тревогу по поводу нарастающего в стране неблагополучия.

Тревожный набат мало кто расслышал: презренный жанр, развлекуха, что с нее возьмешь, экранный вор неизбежно будет сидеть в тюрьме, телесериал «Следствие ведут знатоки» тому порука. Если бы так, если бы, как пелось в песне - визитной карточке «Знатоков» - только «кое-кто у нас порой честно жить не хочет».

Именно поэтому ретроспектива шедевров советского криминального кино называется: «Наш нуар». Ведь нуар, родившийся в США в 1940-х, - кино не только и не столько о преступлении и наказании, сколько о предательстве, о крахе гражданских идеалов, будь то советская или американская мечта, о роковой для общества алчности, кровавом доморощенном «ницшеанстве», наступающем имморализме.

Криминальный жанр в кино СССР возник поздно, только во второй половине 1950-х: его отсчет идет с «Дела № 306» (1956) Анатолия Рыбакова. Режиссеры на первых порах заимствовали у нуара не столько мрачную социальную философию, сколько эстетику, поэтику ночных улиц, зловещих теней, скрипа тормозов на мокром асфальте.

Но уже со второй половины 1960-х, начиная с фильма ленфильмовского классика Герберта Раппапорта «Два билета на дневной сеанс» (1966), советский нуар стал нуаром в полном смысле слова, жанровым подвидом «кино морального беспокойства». Эстафету у Раппапорта подхватили республиканские мастера: в Латвии - Алоиз Бренч, в эксклюзивно криминогенной Грузии – Георгий Калатозишвили, на Украине – Суламифь Цыбульник.

Страшно, но знаменательно: тревожную правоту кинематографа подтверждало то, что некоторые участники кинопроцесса сами стали фигурантами криминальной хроники. Консультанта «Двух билетов», офицера ОБХСС, осудят за коррупцию, актер «Смерти филателиста» Калатозишвили (1969) примет участие в кровавом угоне самолета, следовавшего из Тбилиси в Ленинград (1983).

Подлинный «взрыв» нашего нуара пришелся на короткий период правления Юрия Андропова. Фильмы начала 1980-х не случайно составляют половину нашей программы. Вопреки распространенному клише о цензурном мракобесии тех лет, именно тогда режиссеры получили карт- бланш на жесткое обличение коррупции, преступной бесхозяйственности и безнаказанности.

Теперь уже поздно рассуждать, могли ли эти фильмы повлиять на ход истории, но необходимо напомнить о том, что они были. Напомнить для того, чтобы вовремя прислушиваться к сигналам тревоги, которые подают «низкие» жанры.

12 марта. «Убийцы». Андрей Тарковский. Мария Бейку, Александр Гордон, 1956,
«Дело № 306», Анатолий Рыбаков, 1956.

19 марта.
«Два билета на дневной сеанс». Герберт Раппапорт, 1966

26 марта.
«Случай из следственной практики». Леонид Агранович, 1968

2 апреля.
«Смерть филателиста». Георгий Калатозишвили, 1969

9 апреля.
«Инспектор уголовного розыска». Суламифь Цыбульник, 1971.

16 апреля.
«Всего одна ночь». Иосиф Шульман, 1976.

23 апреля.
«Подарки по телефону». Алоиз Бренч, 1977

30 апреля.
«Кто стучится в дверь ко мне». Николай Скуйбин, 1982

7 мая.
«Человек, который закрыл город». Александр Гордон, 1982

14 мая.
«Остановился поезд». Вадим Абдрашитов, 1982

21 мая.
«Грачи». Константин Ершов, 1982

28 мая.
«Преферанс по пятницам». Игорь Шешуков, 1984

[2025-03-12]
СОБЫТИЯ » Все новости
ПУБЛИКАЦИИ » Все публикации
2.12.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Именно Кейсон Фомвихан для лаосцев - несомненный реальный лидер революции, как Владимир Ленин. А Красный принц Суфанувонг - №2, человек, скорее осуществлявший политическое прикрытие в рамках Патриотического Фронта. 2 декабря 1975 года была упразднена монархия и провозглашено создание Лаосской Народно-Демократической республики.

1.12.2025 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Я решительно поддерживаю успешный поход в Прибалтику Петра Алексеевича, скорблю по неудачной экспедиции Владимира Ильича и с удовольствием вспоминаю, как Иосиф Виссарионович решил проблему на полвека. Лицемеры же, скулящие о том, что Россия всё время только оборонялась (и так раскинулась на шестую часть света, ага), - людишки скучные и гадкие.

30.11.2025 Юрий Нерсесов
Литература. Про бои на бывшем юго-востоке Украины рассказали и ещё расскажут многие, но пока только Дмитрий создал настоящую энциклопедию сражающегося Донбасса. Не краткую – без малого 470 страниц убористого текста – и не сухой справочник.

21.11.2025 Андрей Дмитриев
ЖЗЛ. Армия России постепенно приближается к Гуляй-Полю. В городе украинскими властями объявлена эвакуация и сейчас самое время вспомнить о прославившем его уроженце Несторе Ивановиче Махно, которому аккурат 7 ноября исполнилось 137 лет.

7.11.2025 Юрий Нерсесов
Эхо истории. Владимир Ростиславович Мединский - удивительно разносторонний человек. Пламенный комсомольский активист. Героический защитник Ельцина от ГКЧП. Великий переговорщик с Украиной. Отставной депутат Госдумы от «Единой России» и министр культуры. Ну и конечно преданный и любящий сын.

4.11.2025 Юрий Нерсесов
Святая церковь. Фигура главы Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви Езраса Нерсесяна навевает мысли о церковной вертикали Российской империи перед падением Николая II. Хочется верить, что российские вертикали, как светская, так и церковная, учтут эти печальные уроки.