АПН
ГЛАВНАЯ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ МНЕНИЯ АВТОРЫ ТЕМЫ
Четверг, 25 апреля 2024 » Расширенный поиск
КОЛОНКИ » Версия для печати
2009-08-20 Борис Вишневский:
Новое как хорошо забытое старое

В 2010 году зарплата федеральных бюджетников индексироваться не будет – об этом только что заявил вице-премьер Александр Жуков. Причина проста: якобы «нет денег». У правительства 3-триллионный бюджетный дефицит (доходы бюджета в этом году – около 7 триллионов, а расходы – около 10 триллионов), и бюджетники выбраны в качестве тех, на ком будут экономить. А еще правительство таким путем борется с инфляцией – в 2009 году, по его прогнозам, она составит 13%, а реально может оказаться и больше.

Нетрудно заметить, что это мы уже проходили. «Борьба с инфляцией» путем ограничения зарплаты (а то и ее невыплаты) – важнейшая часть гайдаровской политики 90-х годов, основанной на предположении о том, что рост доходов населения является главным фактором инфляции. Помнится, в те годы каждый, кто не был согласен с такими методами «антиинфляционной политики» тут же объявлялся реакционером и антиреформатором, а сама политика почему-то называлась либеральной. Хотя свобода государства от повышения зарплаты «бюджетников» - не имеющих других источников дохода, кроме выплат от государства за выполнение своей работы в публичном секторе, - никак не может называться либерализмом…

Во-первых, и тогда (а тем более – сейчас) вовсе не рост доходов бюджетников стимулирует инфляцию. В первую очередь, ее стимулирует рост тарифов монополистов – который неуклонно продолжается из года в год, и не собирается останавливаться. На предложение «заморозить» тарифы в период экономического кризиса правительство ответило отказом. Точно так же отказ последовал и на предложение ограничить их рост уровнем инфляции, заложенным в бюджет-2009 (13%). И единственное, что сделано, так это реализовано «порционное» повышение тарифов монополистов: не сразу, а частями, в течение года. А «Газпром» и вовсе «выторговал» себе разовое 30-процентное повышение тарифов, объяснив это необходимостью «сохранения инвестиционных программ». Так что, и за строительство «газпромчлена» на Охте, и за миллионные (в долларах) бонусы для Миллера и его сподвижников, и за финансирование «Зенита» и «Шальке-04» - за все это и многое другое заплатят потребители газа.

А во-вторых, неплохо бы подсчитать, действительно ли на индексацию зарплат бюджетников нет денег.

Федеральных бюджетников в стране, как известно, около 700 тысяч человек. Еще 10 миллионов человек – региональные бюджетники. Сколько денег федеральный бюджет выделяет на оплату труда бюджетников? Точных цифр, как ни странно, найти не удается – в бюджете отсутствует то, что называется «экономической классификацией», и вообще степень его «прозрачности», мягко говоря, оставляет желать лучшего (кто не верит – пусть попытается выяснить, на что же расходуются средства). Но по косвенным показателям можно приблизительно вычислить затраты: от 350 до 400 миллиардов рублей в год. Все расходы бюджета, как уже сказано, - около 10 триллионов, так что на содержание бюджетников уходит не более 4% из этой суммы (это, кстати, сразу же опровергает миф о том, что повышать им зарплату нельзя из-за боязни инфляции).

Считаем дальше. 13-процентное повышение зарплаты федеральным бюджетникам потребует, как нетрудно видеть, около 50 миллиардов рублей. Или 0.5% всех бюджетных расходов. И нас хотят уверить, что таких денег в бюджете нет, и ради их экономии надо оставлять без прибавки тех, кто работает в крупных клиниках, вузах, НИИ, театрах и так далее? Ложность этого тезиса представляется совершенно очевидной. И особенно – на фоне тех трат, которые уже произведены бюджетом в рамках так называемой «антикризисной программы» (в на самом деле – программы спасения бизнеса «друзей Путина» за счет налогоплательщиков).

Напомним, что эта программа потребовала 1.355 триллиона рублей. Из них 500 миллиардов рублей получил Сбербанк, который нынче затевает «ребрендинг», 200 миллиардов – Внешторгбанк, десятки миллиардов достались «Роснефти» и «Ростехнологиям», 25 миллиардов рублей – «АвтоВАЗу», который как производил «ведра с гайками», так и продолжает это делать, 20 миллиардов – «ГАЗу», принадлежащему Олегу Дерипаске, и так далее.

На все это деньги нашлись – а на бюджетников не нашлось? Верится с трудом. А еще собираются создавать государственную корпорацию по строительству и содержанию автомобильных дорог, в которую закачают сотни миллиардов рублей (процент отката можно себе представить), и только что утвердили решение о «возврате» 85 миллиардов рублей госкорпорации Чубайса «Роснано», которые были у нее ранее отняты. Если кто не в курсе – все деньги, которые имеют госкорпорации (которые президент Медведев предложил ликвидировать), были им выделены из бюджета. После чего они волшебным путем перестали быть государственными, а стали «корпоративными» - то есть, могут расходоваться по воле друзей Путина, поставленных руководить этими корпорациями…

Наконец, как известно, 16 миллиардов рублей потрачено на помощь Абхазии и Южной Осетии, при этом то, что пошло в Южную Осетию, судя по результатам, большей частью, разворовано. Ничего нового в этом нет – точно так же когда-то «восстанавливали» Чечню. Тогда таким путем просто-напросто осваивали деньги - сейчас нет никаких оснований полагать, что схема принципиально изменилась. Так что, российским бюджетникам следовало бы понимать, что «независимость» (так и не признанная никем) этих территорий оплачена, в том числе, и отказом от роста их зарплаты: так у правительства расставлены приоритеты.

И последнее. Говорят, что 40 миллиардов рублей придется потратить на ликвидацию последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Иначе говоря, и за то, что не сумели предотвратить эту аварию (о возможности которой предупреждали еще в начале 90-х), тоже заплатят бюджетники.

Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой газеты» - специально для АПН-Северо-Запад 

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
ПОЛЕМИКА
2011-04-18 Мухаммад Амин Маджумдер:
Мозговой шторм. Подобные экстремистские организации не имеют право на существование в нашем российском обществе. Конечно, мы положительно к этому отнеслись. Мы давно проявляли эту инициативу. Надеюсь, что активисты ДПНИ не смогут создать подобную организацию под новым названием.